Дисциплины мотоциклетного спорта: Фигурное вождение (мотоджимхана)
05.02.2020

Дисциплины мотоциклетного спорта: фигурное вождение (мотоджимхана)

Большинство дисциплин мотоциклетного спорта имеет достаточно высокий порог вхождения: желающему приобщиться к ним любителю необходимо приобрести мотоцикл, строго соответствующий регламенту, прибыть на специально организованную трассу, которой, как, например, в случае с MotoGP может вообще не быть в городе, и обязательно подготовиться физически. Но, как говорится, из любого правила есть исключения, и мотоджимхана, она же фигурное вождение мотоцикла, как раз из их числа.

О дисциплине в целом

Фигурное вождение – это соревнование на прохождение короткой извилистой трассы на время. Трассы организуются на асфальтированных площадках из серии стандартных упражнений. К их числу относятся:

  • Коридор – прохождение между двух параллельных линий.
  • Круг – упражнение, аналогичное предыдущему, но выполняемое по окружности.
  • Восьмерка – аналог круга, но состоящий из двух соприкасающихся окружностей.
  • Габарит – проезд под планкой.
  • Мост – прохождение небольшой «эстакады» высотой и шириной 25 см.
  • Трамплин – прыжок на 30-сантиметровом трамплине на расстояние не менее 1 м от переднего края.
  • Тоннель – проезд через тройку ворот. Вторые ворота смещены вбок относительно центральной линии.
  • Зигзаг – классическая «змейка» из 6 секций,
  • Стоп-линия – черта, на которой нужно остановить переднее колесо.

Единой «правильной» схемы расположения упражнений на трассе не существует, поэтому организаторы соревнования сами вправе выбирать их количество, виды и последовательность.

Мотоджимхана схема

Ввиду того, что пространство обычно сильно ограничено (в качестве места проведения могут быть выбраны площадки автошкол или открытые стоянки), а трасса обычно состоит из большого количества поворотов, общая скорость ее прохождения невелика. По той же причине объем двигателя мотоцикла, являющийся решающим параметром в большинстве других мотогонок, здесь практически не играет роли. Гораздо важнее оказываются общие габариты мотоцикла и мастерство спортсмена, а именно, его умение контролировать разгон и торможение и соблюдать баланс при движении на низких скоростях.

Соревнования обычно проходят по следующей схеме:

  • каждый участник пешком проходит трассу, чтобы ознакомиться с особенностями маневрирования,
  • движение начинается с точки старта, трассу участники проходят по одному,
  • на прохождение дается две попытки, в зачет идет попытка с минимальным временем прохождения,
  • победителем состязания становится участник, проехавший трассу.

Стоит также отметить, что от места к месту проведения отличается не только порядок прохождения соревнований, но и их правила. В основном они касаются цветового оформления конусов, с помощью которого задается направление движения.

Мотоджимхана

История дисциплины

Мотоджимхана отличается от большинства других дисциплин мотоциклетного спорта не только правилами, но и достаточно туманной историей своего появления.

Согласно основной версии, впервые соревнования по фигурному вождению мотоцикла начали проходить в Японии в 1970 годах, то есть, сравнительно недавно (напомним, что, например, мотокросс существует уже добрую сотню лет, едва ли не с момента появления первого мотоцикла). О правдивости теории возникновения этой дисциплины спорить никто не берется, но вполне вероятно, что она могла появиться абсолютно в любом городе из простого желания мотоциклистов-любителей посоревноваться в вождении.

Так или иначе, первая официально курирующая организация – JAGE – была также создана в Японии, и именно благодаря ей о мотоджимхане узнал весь мир. Причем, несмотря на первое появление нового мотоциклетного направления, пришедшееся на 70-е годы, настоящий его расцвет пришелся на самое начало 2010-х. Именно в 2011-2012 годах аналогичные организации, действующие с одобрения JAGE, начали появляться в других странах: Великобритании, Польше, Канаде и США, и под их началом стали проходить первые официальные соревнования. В большинстве случаев они также дополнялись так называемыми experience days – днями пробных занятий, призванными популяризовать мотоджимхану и привлечь к дисциплине внимание новичков.

К слову, существовал ее аналог и в СССР. Он назывался фигурным вождением мотоцикла и также предполагал прохождение серии упражнений на закрытой площадке, причем среди участников были не только мотоциклисты, но и владельцы мопедов разного возраста и уровня мастерства.

И еще один интересный факт из истории: в России мотоджимхана указана в Спортивном Кодексе МФР под названием «фигурное вождение», но до недавнего времени не была внесена во Всероссийский реестр видов спорта, то есть, не была признана спортом официально. Соответствующая запись («фигурное управление мотоциклом – класс открытый») в Реестр была внесена лишь в октябре прошлого года. Это достаточно значимые изменения, поскольку они открывают возможность проведения крупных официальных соревнований, в том числе, Чемпионата России.

Мотоциклы и экипировка

Фигурное вождение является исключением из правил не только в плане организации состязаний, но и в отношении требований к мотоциклам участников. За счет того, что к прохождению полосы препятствий допускаются практически любые разновидности и модели мотоциклов, мотоджимхану можно назвать одной из самых доступных точек входа в мир мотоциклетного спорта. Более того, попробовать свои силы в маневрировании могут не только профессиональные спортсмены, но и любители, желающие отточить свои навыки управления.

Несмотря на возможность участия практически на любом двухколесном мотоцикле, общие требования к технике все же имеются:

  • мотоцикл должен быть официально зарегистрирован в ГИБДД и иметь номерной знак,
  • стоп-сигнал должен быть в рабочем состоянии,
  • допускается использование исключительно дорожной резины,
  • уровень шума не должен превышать 100 дБ,
  • допускаются модификации техники для участия, например, демонтаж обтекателей для уменьшения веса или регулировка высоты руля.

Кроме того, согласно правилам JAGE, участники классифицируются по времени прохождения «официального заезда» – конкретной трассы со стандартным расположением элементов.

Основные классы:

  • Класс А – опытные гонщики, чье время прохождения заезда составило менее 105% от официально установленного времени прохождения и имеющие достаточное количество рейтинговых очков для включения их в А-класс организатором события.
  • Класс B – прочие гонщики, проехавшие трассу за время менее 105% от официально установленного.
  • Класс C1 – уложившиеся в интервал времени между 105-110%.
  • Класс С2 – временной интервал 110-115%.

Классы для новичков:

  • NO – мужчины, не уложившиеся в 115% предел времени и новички на модифицированных мотоциклах,
  • NN – мужчины, не уложившиеся в 115% предел времени и новички на серийных мотоциклах,
  • NL – женщины, не уложившиеся в 115% предел времени.

Существует также отдельный класс SB для мощных мотоциклов с объемом двигателя более 700 см3. Они также получают рейтинговые очки за прохождение заездов с итоговым временем, меньшим чем 107% от установленного лимита.

Соревнования любого уровня также требуют обязательного наличия мотоэкипировки:

  • кроссового или шлема типа «интеграл»,
  • мотоперчаток и налокотников,
  • защиты верхней части тела в виде мотоциклетного комбинезона или раздельных элементов защиты спины, груди и плеч,
  • наколенников,
  • мотоботинок или любой другой обуви без шнурков.

>мотоджимхана

Соревнования

В заключение по уже сложившейся традиции стоило бы поговорить о самых крупных мировых соревнованиях, но они фактически отсутствуют. Практически единственным международным соревнованием является Чемпионат Европы, проводящийся с 2018 года. В остальном профессионалы и любители участвуют исключительно в национальных или, что гораздо чаще, локальных соревнованиях:

  • в США это M Gymkhana Cup,
  • в Великобритании – UK National Competition,
  • в Чехии – Официальные соревнования MGCZ,
  • и так далее.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ