Легенды советского мотоспорта: Габдрахман Кадыров
Советский мотоспорт знал немало выдающихся гонщиков, но имя Габдрахмана Файзурахмановича Кадырова занимает особое место в его истории, поскольку он крайне сильно повлиял на весь советский и даже российский мотоспорт. Подтверждением этому служит существование ЦТВС имени Кадырова и ежегодные соревнования в его честь, проходящие в Уфе. В общем, сегодняшнее продолжение цикла статей о легендах советского мотоспорта мы посвятим именно ему.
Детство и первые шаги в мотоспорте
Габдрахман Файзурахманович Кадыров родился 27 января 1941 года в подмосковном поселке Шатура, куда его родители приехали работать на стройку. Несложно догадаться, что военные годы очень сильно повлияли на его детство. Во-первых, мальчик остался без отца – тот погиб на фронте. То есть, его история – это не классический для всех лет сценарий, когда любовь к мотоциклам будущий чемпион перенимает от папы или старшего брата. Во-вторых, под Москвой Кадыровы не остались. После окончания войны они сначала перебрались в Белорецк (Республика Башкортостан), а в скором времени – и в Уфу. Именно там и началось становление нашего сегодняшнего героя в качестве прославленного гонщика. Правда, случилось это далеко не сразу и в не самом юном возрасте.
Мотоциклы Габдрахмана интересовали с детства – еще в Белорецке он катался с горы по снегу на собранном своими руками снегокате, очень похожем на мотоцикл. Кроме того, в послевоенные годы отечественный мотопром, заполучивший в свое распоряжение немецкую технику в качестве образцов, начал активно развиваться, а значит, мотоциклы стали доступнее. Впрочем, семья Кадыровых жила весьма бедно, поэтому своего мотоцикла у Габдрахмана не было. Зато у него был врожденный талант. Поступив в 18 лет (то есть, в 1959 году) в мотоциклетную секцию и начав осваивать азы мотокросса, он стремительно стал одним из известнейших советских спортсменов. И вот что удивительно: рядом с ним постоянно были гораздо более сильные и опытные мотогонщики, но молодой Кадыров, отличавшийся какой-то невероятной целеустремленностью и огромной верой в себя (а также необъяснимой удачей), шел с ними буквально след в след, и нередко превосходил их.
Первые победы и восхождение
Заметить, что удача была на стороне юного спортсмена, можно было уже по самому началу карьеры. Изначально он увлекся мотокроссом – самым популярным (если не сказать единственным) мотоспортивным направлением того времени. И выступал он на мотоцикле с объемом двигателя 175 см3. Однако по счастливому стечению обстоятельств ему удалось попробовать 500-кубовый байк для только набирающего популярность ледового спидвея – Кадырову просто предложили подменить заболевшего гонщика. Он, конечно, согласился, но едва ли на тот момент осознавал, что именно этот момент определит всю его дальнейшую карьеру и даже жизнь.
В 1962 году Кадыров попал в сборную СССР по классическому, гаревому спидвею, оказавшись под крылом легендарного советского тренера Бориса Самородова. А в 1963 его включили и в сборную по мотогонкам на льду. Подобное решение не было чем-то новым, поскольку дисциплины достаточно похожи и отлично дополняют друг друга, формируя удобный, практически круглогодичный сезон для тренировок и выступлений.
Чуть позже, в 1963, FIM провела первый в мире Кубок по ледовому спидвею. Он состоял из 10 гонок, 5 из которых проходили в СССР (в Москве и Уфе), где этот вид спорта был особенно любим. К тому моменту опыта гонщику, возможно, не хватало, но снова свою роль сыграли целеустремленность и удача. Молодой спидвеист снова подменял более именитого коллегу, но этот Кубок уже сделал звездой и его самого – в общем зачете никому неизвестный Габдрахман Кадыров занял 4 место. 4 место среди не просто отечественных, а мировых спидвеистов. Тут, что называется, завертелось. Однако самый настоящий прорыв, который заставил говорить о восходящей советской звезде даже зарубежные профильные СМИ, был чуть впереди.
В 1964 FIM организовала Первенство Европы по спидвею на льду. И с ним связано, как минимум, 4 интересных факта:
- Первенство просуществовало два года, а в 1966 превратилось в полноценный Личный чемпионат мира (ЛЧМ) по спидвею на льду.
- Оба года все финалы проходили в СССР.
- Оба года все призовые места занимали советские спортсмены (правда, в 1965 бронзу советский спидвеист Всеволод Дудорин делил с чехословацким спортсменом Антонином Швабом).
- Первым победителем первого же Первенства стан Габдрахман Кадыров. А в 1965 он завоевал серебро.
Именно с этой победы и начался настоящий звездный час талантливого чемпиона. Звездный час длиной в 10 лет.
Пик карьеры
Все, что было в последующие годы, перечислить достаточно сложно. Были и локальные гонки, и заезды национального масштаба, и, конечно же, мировые победы.
Относительно локальных заездов сейчас о победах говорить сложно – много информации не сохранилось за давностью лет. Да это и не так важно, поскольку в копилке Кадырова были и другие, более значимые, достижения.
Во-первых, победы в национальных чемпионатах по спидвею на льду (в гаревом он также участвовал, но не очень успешно, поэтому в 1967 полностью ушел на лед), причем как в Командном (КЧМ), так и в личном (ЛЧМ). В КЧМ вместе с родной командой «Башкирия» из Уфы, он три года подряд (с 1967 по 1969) удерживал титул чемпиона. А в ЛЧМ – 7 раз увозил домой золото (с 1964 по 1970 с перерывом в 1968).
Во-вторых, настоящая слава пришла к Габу (так прозвали спортсмена с непроизносимым именем в Европе) или Битл-бою (английское прозвище), в мировом масштабе. К слову, столь забавное прозвище гонщик из далекой Уфы, о которой участники Beatles даже, скорее всего, никогда и не слышали, он получил за очевидное для британских журналистов внешнее сходство с Харрисоном и Маккартни.
В 1968 году Кубок ФИМ превратился в полноценный Чемпионат мира по мотогонкам на льду. И чуть сдавший годом ранее Битл-бой вернулся с триумфом. Да еще каким!
- в 1968 он заполучил второй титул чемпиона мира (с учетом завоеванного ранее Кубка),
- в 1969 – третий,
- в 1970 чуть сдал позиции, забрав серебро,
- в 1971 – вновь вернулся на первое место, став сильнейшим спидвеистом мира в четвертый раз,
- в 1972 – в пятый,
- и, наконец, в 1973 – в шестой.
6 золотых медалей были абсолютным рекордом. Причем не конкретно в тот момент. Этот рекорд продержался долгие 37 лет: только в 2010 году Николай Красников смог добиться того же результата, а позже и превзойти его на 2 золотые медали.
Но был у Кадырова еще один рекорд. С самого начала гонщик прославился своей удивительной, достаточно дерзкой и очень техничной ездой. В молодости Габдрахман был невысок и достаточно худощав, поэтому, чтобы хорошо управляться с тяжелым спидвейным мотоциклом, активно работал всем телом во время езды: то отодвигался назад, то наваливался на руль, то буквально ронял байк, чертя по треку не только коленом, но и локтем. Все это, вкупе с фирменными приемами вроде стремительного набора скорости перед поворотом, позволяющего занять самую выигрышную траекторию, и запомнились публике и другим спортсменам. И именно со скоростью связан второй рекорд – Кадыров разгонялся на ледовом треке, обходя соперников по наружному кольцу, до 160 км/ч. И эти цифры не удалось никому обойти даже сейчас.
Что касается более очевидных побед, то, пожалуй, одной из последних можно считать бронзу на ЛЧМ 1974 года. После нее карьеру буквально подкосил несчастный случай – во время тренировки бак его мотоцикла взорвался, из-за чего спортсмен получил серьезные ожоги и долго восстанавливался. Было ли это несчастным случаем, или кто-то хотел устранить нежелательного конкурента специально – загадка.
Все, что было после
Уже на этом моменте, понятно, что Габдрахман Файзурахманович Кадыров – без преувеличения является настоящей легендой отечественного, да и, пожалуй, мирового ледового спидвея. Поэтому о том, что было после взрыва, расскажем кратко.
Оправившись от ожогов, Кадыров попытался вернуться на трек, но будто бы быстро понял, что былых вершин ему уже не достичь. А поскольку еще в 1970-м он закончил Ленинградский институт физической культуры, после окончания активной части карьеры, как и многие, переключился на тренерскую деятельность. В частности, долго тренировал родную «Башкирию», наставлял сборную СССР, а также личных учеников. Также он несколько раз выступал в качестве арбитра на международных соревнованиях и немного работал спортивным комментатором. Несмотря на то, что на интервью он был человеком достаточно скрытным, неболтливым, профессиональную комментаторскую работу его оценили очень высоко.
Трагическая кончина и великое наследие
К концу 1980-х Кадыров много болел и нередко шутил: «дожить бы до пенсии». Но этого ему было не суждено. В 1993 году он отправился в один из санаториев Сочи, где 31 июля скончался от внезапного инсульта.
После себя Габдрахман Файзурахманович Кадыров оставил не только два внушительных рекорда, но и другое наследие. Например, с 1993 года в родной Уфе ежегодно проводится Всероссийские соревнования по ледовому спидвею памяти Г. Кадырова. Кроме того, в городе в его честь названа одна из улиц, а на доме, где он жил, красуется мемориальная доска. Ну и, конечно же, нельзя забывать о ЦТВС им. Г. Кадырова, открытом в 2010, который и сейчас воспитывает молодых спортсменов.
В общем, память о легендарном советском спидвеисте по-прежнему живет и вдохновляет на свершения новых чемпионов. А если вы хотите узнать о его жизни более подробно, можете ознакомиться с парой автобиографических книг, написанных самим Кадыровым в 1970-х годах: «Я выбираю лед» и «Трудные кольца спидвея».