Ближайшие перспективы российского спидвея

Ближайшие перспективы российского спидвея

Ближайшие перспективы российского спидвея
апрель
28
728

В начале сезона 2018 представитель мотоспортивной общественности и поклонник гонок на гаревой дорожке Павел Гусев, в рамках проекта "Наш спидвей", обратился с насущными вопросами к председателю Трековой комиссии МФР - Андрею Александровичу Савину.

Савин-А-553.jpg
Актуальные темы интервью были подняты и озвучены после заседания комиссии в начале апреля и, в связи с положительными переменами, наметившимися в данной дисциплине российского мотоспорта.

Павел Гусев:
- В связи с возвращением в высшую лигу клуба г. Октябрьского и создания первой лиги, стоит ли делать вывод, что трудные времена Российского спидвея прошли?

Андрей Савин:
- Нет, не прошли. У всех - и «больших», и «малых» клубов, есть проблемы с финансированием. Те же СТК «Октябрьский» и клуб «Восток» находятся буквально на грани выживания. Да, бюджет им помогает, но на таком уровне, что говорить о полноценном развитии сложно. В «Востоке» заявлены на сезон 2018 года только два взрослых спортсмена – В. Тарасенко и С. Логачев, а все остальные – юниоры, которые занимаются в школе спидвея. Немного лучше положение в «Турбине», команду начал поддерживать серьезный спонсор –ФосАгро, но сотрудничество только начинается и говорить о серьезном прорыве ещё рано. А такие известные в мотоспорте города, как Салават, Луховицы/Люберцы, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснокамск? Везде очень сложно с финансированием - энтузиасты буквально «бьются» за сохранение нашего вида спорта.

П.Г.:
- Тем не менее, появилась, практически, полноценная Первая лига - как шёл этот процесс?

Многим известно, что во времена СССР в стране было фактически 3 лиги – высшая (6-7-8 команд), первая (7-8 команд) и вторая, разделенная на три или четыре зоны, по 4 команды в каждой. Итого в Чемпионате страны участвовало 26-32 команды, в разные годы.

А.С.:
- К сожалению, распад СССР, последующие годы постройки, 90-е годы и начало 2000-х - весь этот отрезок перемен пагубно отразился на спидвее. Команды прекратили свое существование, стадионы пришли в упадок и, в настоящее время, многие так и непригодны для проведения тренировок и соревнований, а где-то стадионы разрушили, снесли и застроили территорию.

Лишь признанные центры спидвея – Тольятти, Балаково, Владивосток и Октябрьский, в непростых условиях, смогли сохранить или возродить этот зрелищный вид спорта. Были времена, когда в том же Балаково или в Октябрьском спидвей, практически, отсутствовал, поэтому много искренней благодарности к тем людям, которые смогли возродить традиции мотоспорта в этих городах.

Однако, чемпионат из 3-х или 4-х команд – этого явно недостаточно для такой гигантской по размерам и по населению страны, как Россия. В то же время, создать полноценную команду из 7-8 гонщиков, иметь 15-20 боевых мотоциклов, осуществлять поездки на соревнования - на пустом месте реализовать такой процесс невозможно.
В 2014-2016 годах были планы на возрождение команды в Салавате, Новосибирске, первые шаги по возведению треков начались на Сахалине и в Санкт-Петербурге. Но, до возрождения полноценных клубов и команд, по разным причинам, здесь дело так и не дошло.

После встреч и диалога с болельщиками спидвея, возникла идея проведения соревнований среди любительских команд, с определенными «поблажками» в требованиях к технике и форме спортсменов. Тем не менее, предусматривался достаточно серьезный и реальный спортивный уровень, где огромную роль сыграли традиционные и коммерческие гонки в 2015-2016 г.г., которые проводили организаторы в Октябрьском (до возрождения клуба), в Салавате и в Краснокамске, где участвовали спортсмены, оставшиеся вне составов профессиональных команд.

На мое предложение провести такие любительские соревнования высокого уровня откликнулись, прежде всего, в Салавате, где В.Ф. Кофанов взялся за проведение гонки в 2017 году, в которой участвовало 7 команд - по 2 основных и по 1 запасному спортсмену в каждой команде (всего около 20 спортсменов). На второй день прошли личные соревнования с теми же участниками. Так «родилась» Первая Лига российского спидвея.

Необходимо сказать добрые слова в адрес тех энтузиастов и руководителей команд, которые всеми силами эту идею поддержали - это Сергей Макаров (Луховицы), Иван Иванович Симиков (Краснокамск), Михаил Попов (Санкт-Петербург), Максим Корчемаха (Новосибирск) и многие другие. Большую помощь по связи и координации между командами 1-й Лиги оказывает Станислав Кутузов (Люберцы) - без хорошего координатора было бы очень трудно делать такое большое дело.

На 2018 год поступили заявки уже от 13 команд, и мы вполне сможем в 2018 году провести полноценный Чемпионат России в 1-й Лиге – два полуфинала в разных городах и Финал (в г. Салавате). Уже ведутся работы по подготовке к проведению соревнований в Краснокамске и в Московской области. Главное – необходимо обеспечивать безопасность спортсменов, поэтому треки должны быть полностью оборудованны, с соблюдением всех мер, в т.ч. – иметь мягкие надувные заборы на виражах. Вот как раз сейчас решается: где нам провести в 2018 году один из полуфиналов.

Предположительно, один из полуфиналов состоится в Краснокамске, если там будет решен вопрос с приобретением и установкой надувных бортов. Очень надеюсь, что 1-я Лига в Чемпионате России – это всерьез и надолго, чтобы в будущем была возможность спортивной ротации команд, переход подготовленных спортсменов в высшую лигу. Рост молодых талантов – одна из приоритетных задач, которую мы перед собой ставим. И, конечно же, привлечение новых болельщиков – тоже большая и серьезная задача, а также поддержка спортивной формы для гонщиков, участвующих в мотогонках на льду.

П.Г.:
- Говорят, что клубы и спортсмены - получатели техники от государства (в частности, от ДОСААФ) сталкиваются с множеством проблем по отчетности и по возврату этой техники. Есть версии, что данная техника от государства пылится на складах и невостребована... Можно ли такой вариант заменить на безналичные деньги?

А.С.:
- Для серьезных профессиональных спортсменов эти стандартные заводские мотоциклы не очень подходят – у всех «сборников» тюнингованные двигатели, другие рули и колеса, другое сцепление, даже другие сиденья. Почти все требует замены, нужно более высокое качество. Разве что рама остается от такого мотоцикла. У ДОСААФ своя схема по государственным субсидиям - я помню только один раз у МФР запросили пожелания: кому необходимо распределить мотоциклы для гаревых гонок). Были поданы официально списки на 23 человека – членов различных сборных команд. В клубе г. Владивостока такая техника была получена, молодежь на ней реально тренировалась.

Но такая техника стоит на строгом учете, мотоцикл нельзя разобрать, переделать, списать или продать - всё должно быть в сохранности и через определенное время она подлежала возврату. Кто отнеся к этому процессу серьёзно и ответственно, тот получил и продолжает получать большую пользу.

П.Г.:
- Некоторое время назад Вы с оптимизмом смотрели в сторону Сахалина, с надеждой на то, что будет создана достойная команда, сейчас какой-нибудь из городов России дает подобную надежду?

А.С:
- Сейчас на Сахалине, в плане развития спидвея, ничего конкретного не делается. По разным причинам ушли энтузиасты, поменялось руководство в областной Федерации мотоспорта. Была утверждена концепция развития, даже начали планировку площадки под строительство гаревой дорожки. На Сахалине должны были появиться три центра развития гаревых гонок, а в Чемпионате страны планировалось выступление единой сборной команды Сахалина. Но этим амбициозным планам не суждено претвориться в жизнь на данном этапе.

П.Г.:
В новом сезоне 12 гонщиков из России заявлены в польские лиги. Как так получилось, что россияне столь востребованы? Связи, таланты, характеры, что-то другое.....?

А.С.:
- Больше, чем 12. По моим данным, контракты в Польше подписаны у 18-ти гонщиков. Не все будут востребованы по ходу Чемпионата Польши, но в данной дисциплине это норма.

О востребованности - Россия завоевала бронзу в Командном Кубке Мира 2017 г. и серебро командного Чемпионата Европы 2017 г. среди пар; имеет 2-х гонщиков в Мировой серии Гран-При 2018 года. Наша команда в прошлом году дважды, на уровне сборных, обыграла чемпиона мира - команду Дании. Даже, не самым сильным составом, наши победили сборную Австралии и Англии в полуфинале (рейс-офф) в Лешно. Конечно, Польша и Швеция – лидеры мирового спидвея на данный момент, но мы находимся на равноправном уровне среди других европейских стран и достойно защищаем честь России на Чемпионатах Мира и Европы.

П.Г.:
- Кто на Ваш взгляд из гонщиков чемпионата России имеет возможность вырасти в звезду мирового класса?

А.С:
- Если говорить о молодых спортсменах, то здорово проявил себя в прошлом году Глеб Чугунов - представитель тольяттинской «Мега-Лады», уроженец г. Салавата. Он в экстренном порядке заменил в сборной одного их признанных мировых лидеров спидвея – Григория Лагуту и внес свой большой вклад в завоевание нашей сборной бронзовых медалей Командного Кубка Мира. Хорошие шансы вырасти в серьезных гонщиков у Павла Лагуты, Марка Кариона и Виталия Котляра (все из клуба Владивостока), у ещё одного воспитанника г. Салавата - Романа Лахбаума (ныне г. Тольятти), большое желание расти в мастерстве есть у ещё одного тольяттинца - Ивана Большакова. Из более молодых – это Александр Кайбушев и Дмитрий Петраков (Турбина, Балаково), Павел Нагибин (Салават). Они только начинают свой путь в большом спидвее, но уже достойно заявили о себе.

П.Г.:
- Отсутствие легионеров в российском чемпионате - это плюс или минус?

А.С.:
- Сложный вопрос.

Есть в этом много плюсов и столько же минусов. Такая дилемма: пригласить звездного легионера на пару гонок и подарить радость побед зрителям или потратить те же средства на своих спортсменов - купить запчасти и форму, оплатить контракты и очковые, решить другие важные задачи... Тут каждый руководитель клуба решает сам. Кроме того, существуют сложности с оформлением затрат на привлечение легионеров - это возможно только при поддержке со стороны серьезного спонсора. Каждый год идут дебаты между клубами: что важнее? Международные контакты, возможность учиться у сильнейших, деловые связи с иностранными спортивными организациями и гонщиками - это большие плюсы. Мы ещё помним радость побед Романа Иванова или Дениса Гизатуллина над зарубежными звездами и спидвей – для зрителей, это факт. Но если учесть разные уровни финансирования в российских клубах, то всегда сложно найти компромисс.

П.Г.:
- Некоторые фанаты радеют за то, чтобы вернуть ту сетку заездов, когда команда обязана вывести на трек всех семерых гонщиков. Другие аргументируют, что пятью гонщиками команды показывают более зрелищный спидвей. Через пару сезонов, наверное, подтянется ряд гонщиков до приличного уровня?

А.С.:
- Тут все зависит от финансов. Будут средства у клубов для увеличения числа гонщиков и увеличения затрат на расходы – есть смысл возвращаться к таблицам 2003-2010 г.г., либо принимать другие, допустим – как сегодня в Польше. Пока применимы те схемы, которые возможны.

П.Г.:
- Что поможет организовать общероссийский праздник для спидвея? Я имею ввиду финал чемпионата России, когда в нем соберутся наши сильнейшие - Эмиль Сайфутдинов и братья Лагуты?

А.С:
- Тут тоже всё зависит от финансирования. Были подписаны контракты у Григория Лагуты Востоком и у Артема Лагуты в Мега-Ладе – они участвовали оба в Финалах ЛЧР. Сегодня контракт у Эмиля Сайфутдинова в Балаково – надеюсь, он пример участие в Финале Личного Чемпионата России 2018 года, тем более, что балаковский спидвей в этом году празднует свой юбилей.

Наши топы не могут выехать на любом мотоцикле, не могут быть безответственными - завоеванный большим трудом высокий уровень и репутация обязывают и к высоким результатам. Привезти с собой команду тюнеров и боевой парк - это всегда большие расходы и нужно учитывать возможности, как и плотный график важнейших для гонщика соревнований.

П.Г.:
- Один из наших известных спортсменов, Роман Поважный высказывался о своём желании вернуться на трек, после завершения карьеры. Можете ли прокомментировать этот факт?

А.С.:
- Думаю, если Роман найдёт взаимопонимание и заключит договор с любым нашим клубом, получит допуск по медицинской линии – это возможно. У него очень богатый опыт, который будет полезен для молодёжи.

П.Г.:
- После несчастья, случившимся с Виталием Белоусовым, есть ли шансы оказать ему помощь в восстановлении? Например, от продажи билетов?

А.С.:
- Идея по человечески понятна, она кажется правильной. Но фактически, трудно выполнимая, т.к. выручка от продажи билетов - это финансово-отчётная часть деятельности клубов и организаций, регламентирующаяся законодательством РФ.


Ирина Горькова - по материалам пресс-службы МФР
Проект - "Наш спидвей" (Павел Гусев, 2018)
Интервью с председателем ТК МФР — Савиным А.А.

#Гонки на гаревой дорожке

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ