Главные соревнования по трофи-рейдам на квадроциклах в России
Отечественный мотоспорт разнообразен. Причем не только в плане дисциплин, но и транспортных средств. И поскольку в большинстве предыдущих материалов мы неосознанно обходили стороной квадроциклы, сегодня мы решили исправить эту оплошность и поговорить, пожалуй, о наиболее интересном типе соревнований, в которых они принимают участие – о главных соревнованиях по трофи-рейдам в России.
Но сначала, по уже сложившейся для подобных материалов традиции, небольшая историческая справка.
Что такое трофи-рейд?
Трофи-рейд – это разновидность соревнований, проходящих по трассам, проложенным по дорогам общего пользования и нарочито тяжелому бездорожью, в котором и кроется основная суть гонки. На нем организуются один или несколько спецучастков. Спецучастки могут быть линейными или навигационными. Линейные предполагают строгое соблюдение запланированного маршрута и последовательное прохождение контрольных пунктов. Навигационные – это обширные пространства, в которых участники сами определяют маршрут движения в пределах трассы с помощью GPS-ориентирования, отмечаясь на контрольных точках или судейских пунктах.
Простыми словами, трофи-рейд – это преодоление бездорожья с учетом затраченного времени. Причем изначально они существовали исключительно как автоспорт, а участники на других транспортных средствах примкнули к нему лишь в последние годы. Более того, на каждом автомобиле выступает не один человек, а экипаж из 2 и более участников, совместными усилиями преодолевающий максимально сложные препятствия, справиться с которыми в одиночку просто невозможно.
Собственно, трофи-рейд – это одна из двух, «малая», разновидность подобной гонки соответствующими ограничениями:
- не более 150 часов – общая продолжительность гонки,
- до 500 км – общая дистанция,
- до 150 км – дистанция спецучастков.
«Старший брат» трофи-рейда – трофи-марафон. Он отличается большей продолжительностью общей дистанции и спецучастков – соответственно, более 500 и 150 км. При этом основная цель у обоих соревнований одна – максимально быстро дойти до финиша, набрав минимальное количество пенализаций на спецучастках. Пенализацией считаются любые нарушения заранее установленных регламентов: превышение скорости, отклонение от схемы движения, задержка на старте и прочее. В любом из этих случаев участник получает штраф в виде дополнительного времени.
Сейчас все подобные соревнования можно разделить на несколько разновидностей:
- Спортивные – это «официальные» гонки среди профессиональных участников на специально оборудованных транспортных средствах, соответствующих регламентам соревнований.
- Командные – в них несколько экипажей объединяется в команду, а итоговое время считается по финишу последнего участника.
- Клубные – неофициальные соревнования, организуемые локальными любительскими клубами.
- Туристические – относительно простые (особенно в сравнении с вышеперечисленными) маршруты и заранее тщательно подготовленные экспедиции для любителей, в которых на первое место ставится туристически-развлекательная составляющая.
Как появились трофи-рейды
Как «были изобретены» трофи-рейды сейчас не скажут даже самые отъявленные любители подобных соревнований. Однако многие сходятся во мнении, что изначально преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле было лишь следствием других увлечений. Например, охоты или рыбалки. Однако в итоге тот азарт, которые охотники и рыболовы получали во время одной лишь поездки до пункта назначения по заброшенным дорогам или пересеченной местности взял верх, и преодоление препятствий вроде огромных луж, рек, глубоких колей на пути к конечной точке стало самоцелью.
Первым крупным официальным мероприятием, давшим начало развитию направления, стала международная гонка Camel Trophy, организованная в 1980-м году. В ней принимало участие всего 3 экипажа (по паре человек в каждом) из Западной Германии, отправившихся покорять 1600-километровую трассу в Бразилию. Впрочем, трассой она была лишь условно. В реальности путь лежал по полному бездорожью джунглей. Несмотря на специфичность и не самый большой масштаб, мероприятие оказалось достаточно интересным, чтобы превратиться в ежегодную гонку. Причем в последующие годы росло не только количество участников, но и сложность – организаторы осознанно выбирали самые тяжелые маршруты, прокладывая их по грязи, песку пустынь, болотам и прочим труднопроходимым участкам. Но самое интересное в том, что долгое время победителю не полагалось никаких денежных призов – все участники боролись исключительно за идею, стараясь показать превосходство своего автомобиля и слаженность экипажа.
История прародителя трофи-рейдов закончилась в 2000 году, но дело его осталось жить благодаря не просто большому, а огромному числу энтузиастов и клубов, распространившихся по всему миру.
Трофи-рейды в России
В СССР и в России с бездорожьем знаком едва ли не каждый первый автовладелец. Особенно живущий за городом или периодически совершающий поездки на дачу и обратно. Плюс уже упомянутые рыбаки и охотники. Недаром у нас в стране долгое время одними из самых любимых машин были УАЗики и Нивы, идеально подходящие для того, чтобы преодолевать труднопроходимую грязь грунтовых дорог или те пути, которые и дорогами-то зачастую было назвать практически невозможно. Из-за всего этого немного удивительно, что трофи-рейды у нас появились так поздно. И вдвойне удивительно, что стимулом к их развитию снова стал Camel Trophy.
На тот момент уже знаменитая гонка пришла к нам, а точнее, в Сибирь, в 1990 году. И именно после нее у нас начались зарождаться первые клубы и проходить собственные заезды. Случилось это далеко не сразу. Зато доподлинно известно имя прародителя отечественных трофи-рейдов – Юрий Овчинников. Именно ему принадлежит авторство ныне привычного всем термина «трофи-рейд» и им же был организован первый автоклуб по интересам – Санкт-Петербургский «Офф-роуд клуб». Правда, после достаточно большого перерыва – в 1996 году. Зато уже в 1997 началась история одного из самых знаковых отечественных рейдов – «Ладога-Трофи», который практически мгновенно стал международным. Эта гонка, к слову, проводится на регулярной основе до сих пор.
Что там с квадроциклами?
Можно было бы углубиться в историю трофи-рейдов чуть подробнее, но, как мы уже и упомянули ранее, долгое время все эти соревнования были исключительно автомобильными, пусть и с несколькими классами. Однако в итоге от изначальной дисциплины «отпочковалось» отдельное направление – трофи-рейды на квадроциклах. Отпочковалось, поскольку за рулями юрких и маневренных ATV по большей части изначально сидели все те же автолюбители, например, сам Юрий Овчинников. По этой причине, подход к гонкам был позаимствован из автоспорта. Это касается и борьбы экипаж на экипаж вместо соревнований один на один, и общего отношения – долгое время трофи-рейды на ATV были мероприятием «от своих и для своих». Однако у российского квадроспорта есть и вполне официальная дата основания – 2007 год. Причем история здесь крайне интересная, но посветить вас в нее стоит уже в рамках основной темы материала – рассказа о главных соревнованиях по трофи-рейдам на квадроциклах в России.
Чемпионат России по трофи-рейдам на квадроциклах
Спустя 10 лет после того, как в РФ обосновались первые трофи-рейды на автомобилях, в 2007, было организовано и первое масштабное соревнование среди квадроциклов – Чемпионат России. И поскольку это был первый подобный опыт, ему предшествовала большая подготовительная работа, в том числе, организация Комитета по трофи-рейдам на квадроциклах при МФР. В его состав вошли главы действовавших на тот момент внедорожных клубов из разных городов. То есть, самые главные энтузиасты, продвигавшие дисциплину.
Что касается самого Чемпионата, то он состоял из 4 этапов, а первыми чемпионами страны стали Андрей Красилов и Евгений Боаги. И вот что интересно: с одной стороны победители получили вполне официальные награды и дипломы, подписанные министром спорта России. С другой – дисциплина «на бумаге» все еще не существовала, поэтому звания мастеров спорта по результатам достижений участников присвоить было просто невозможно.
Все эти бюрократические трудности удалось преодолеть далеко не сразу. Пришлось подавать заявки на включение соревнований в Единый календарный план Министерства спорта и внесение дисциплины во Всероссийский реестр видов спорта. В результате первые звания мастеров спорта победителям Чемпионата удалось получить только в 2012 году – они были присвоены чемпионам сезона 2011. Зато званий было присуждено сразу 9, а два из них получили девушки.
К слову, 2012 год получился знаковым еще по нескольким причинам. Во-первых, именно в этом году заработал свой первый чемпионский титул нынешний председатель Комитета по трофи-рейдам на квадроциклах Андрей Владимирович Мирончик. Во-вторых, в качестве эксперимента (в итоге признанного удачным) в правила был внесен второй, индивидуальный зачет – до этого все спортсмены выступали парами. И, в-третьих, изменился формат – классическое ориентирование на местности было дополнено элементами триала, кантри-кросса и «грязевой ванной» – пожалуй, самым зрелищным элементом трофи-рейда. В общем, дисциплина, несмотря на официальное признание, все еще развивалась и, к счастью, благодаря искреннему энтузиазму организаторов и участников, остается на плаву до сих пор. И, конечно же, Чемпионат России также проходит ежегодно, стабильно собирая достаточно большое количество участников. К примеру в 2022 году на старт вышел 31 экипаж.
Сейчас Чемпионат проходит в 4 классах:
- Спорт – для экипажей из спортсменов любого уровня подготовки. Победители могут получить спортивные разряды и звания.
- Открытый – личный и командный зачет среди спортсменов любого уровня подготовки. Участники этого класса не могут участвовать в других классах.
- Экстрим – спортсмены любого уровня подготовки. В течение сезона можно перейти в класс Спорт. Два зачета.
- Любители – новички, не участвовавшие в соревновании или отборочных этапах, а также не имеющие спортивных разрядов и званий по мотоспорту. Командный и личный зачет.
- Ветераны – спортсмены возрастом 45+. Командный и личный зачет.
За исключением последнего класса к участию допускаются спортсмены и любители в возрасте 15 лет и старше. Во всех классах разрешено участие не только мужчин, но и женщин.
В 2023 году старт Чемпионата России назначен на 13 октября. Состязание пройдет в Рязанской области.
Кубок России
Как и в других дисциплинах в числе главных соревнований Чемпионат соседствует с Кубком России. Впервые он прошел в сентябре 2015 в Ленинградской области и собрал всего 9 экипажей. Но сходу стать регулярным событием ему не удалось. В 2016 и 2018 состязание не проводилось. Однако сейчас Кубок по масштабам практически не уступает Чемпионату. Например, в этом году он прошел в мае и длился 3 дня, а зачет состоялся в 4 классах.
Информации о месте и датах проведения Кубка в 2024 пока нет, но вы сможете узнать их из нашего официального календаря.
Другие соревнования
Трофи-рейды всегда очень сильно базировались на активности региональных клубов, поэтому в числе официальных соревнований с 2019 года регулярно присутствуют небольшие соревнования, проводимые ими. Многие из них проходят несколько лет подряд, в большинстве случаев организованы как классическая линейная гонка и считаются отборочными этапами основного Чемпионата. По этой причине их определенно стоит упомянуть в числе главных соревнований по трофи-рейдам в качестве своеобразного заключения.
- Коркино Трофи – Ленинградская область.
- Ушатун Трофи – Брянская область.
- TFR Fest (Tambov Forest Racing) – Тамбовская область.
- Легион Трофи – Ленинградская область.
- Грязные танцы – Воронежская область.
- TOP X Trophy – Ленинградская область.
- Мещера Трофи – Рязанская область.
- Братина Трофи – Ленинградская область.
- VETERR ATV CUP – Псковская область.
- Ракетные тропы – Ивановская область.
- Сергинская рема – Свердловская область.
- Озерна-Трофи – Московская область.
- Magnum Trophy – Ленинградская область.
- Тяга Трофи – Московская область.
- Енот-Трофи – Московская область.
- Квадр А24 – Ленинградская область.
В общем, несмотря на тернистый путь и относительную молодость самой дисциплины (особенно если брать отсчет от ее юридического принятия), трофи-рейды на ATV в России продолжают расти и крепнуть, не смотря ни на что. И это не может не радовать.