История становления мотоциклетного спорта
Мотоциклетный спорт сейчас представляет собой десяток различных дисциплин, среди которых находятся как направления, официально признанные спортом, так и соревнования, не получившие такого статуса, но все равно регулярно собирающие лучших спортсменов и сотни зрителей. Понятно, что так было далеко не всегда, и мотоциклетному спорту, как направлению в целом, пришлось проделать серьезный путь, о котором мы и хотели бы рассказать сегодня.
Появление первого мотоцикла
Как это ни банально, но история появления мотоциклетного спорта тесно связана с изобретением самого мотоцикла. Причем не только из-за того, что появление новой техники послужило толчком для образования отдельных дисциплин и соревнований, а потому, что первые мотогонки (если быть точнее, гонки с участием мотоциклов), прошли спустя всего несколько лет после появления первых моделей. Но начать следовало бы не с этого, а с появления на свет первого прототипа.
Принято считать, что он был запатентован в августе 1885 года немецким инженером и конструктором Готлибом Вильгельмом Даймлером, также вписавшим свое имя в историю выпуском серии двигателей внутреннего сгорания и даже разработкой первого автомобиля. Первый же мотоцикл, получивший название DaimlerPetroleumReitwagen («даймлеровская керосиновая повозка для верховой езды»), практически полностью был собран из дерева (включая раму и колеса) и имел небольшой мотор, приводивший в движение заднее колесо.
Конструкция оказалась весьма удачной и ее первые серьезные испытания, проводившиеся в ноябре того же года, завершились успехом: сын изобретателя проехал на самоходной «повозке» расстояние в 3 км, развив при этом скорость в 12 км/ч. Через год аналогичный агрегат удалось выпустить английскому конструктору, а еще спустя 6 лет двухколесные машины также появились во Франции и Италии.
Палки в колеса
Общественность встретила новые изобретения без особого восторга. По всей видимости, соседство ДВС и всего пары колес не вызывало доверия, поэтому на законодательном уровне было установлено ограничение скорости для таких транспортных средств. Оно составляло всего в 6 км/ч. Чуть позже эта планка была поднята до 12 км/ч, чего, в принципе, было достаточно для того, чтобы использовать возможности мотоцикла практически на максимум.
Так повезло далеко не всем странам и городам. Например, в Лондоне на момент введения в эксплуатацию первых двухколесных машин все еще действовал закон, предписывающий любым механическим экипажам двигаться по городу исключительно в сопровождении пешего человека – он был обязан идти впереди и держать в руках флажок или фонарь, если того требовало время суток и погода.
Впрочем, даже это серьезное ограничение, которое практически сводило на нет все возможности новых «повозок», не смогло остановить их дальнейшее развитие. За последующие годы новые модели продолжили появляться, причем конструкторы не стеснялись экспериментировать, предлагая машины и на электрической тяге, и на паровой, и на газовой, однако по популярности ни одна из них так и не смогла превзойти пионера.
Первая гонка
Весьма интересно, что на этом этапе развития двухколесные машины не только не носили привычное для современного человека название «мотоцикл», но и вообще не выделялись в отдельный класс. Именно поэтому зарождение мотоциклетного спорта началось, как мы уже уточнили выше, не с мотогонки, а с состязания, в котором двухколесные «механические экипажи» лишь принимали участие наряду с автомобилями. Оно прошло в 1894 году под эгидой французского автомобильного журнала. Маршрут протяженностью 126 км соединял Париж и Руан.
Конечно, тогда говорить о каком-либо профессионализме водителей было еще невозможно – с изобретения первого мотоцикла и автомобиля прошло всего 9 лет, но этот момент все равно стал по-настоящему знаковым для истории.
Сами по себе соревнования механических экипажей также наделали много шума, поскольку средняя скорость их участников составляла по-настоящему внушительные для того времени 20,5 км/ч. Проведение следующих гонок, в которых вновь принимали участие мотоциклисты, не заставило себя долго ждать – уже в следующем, 1895 году, состоялась первая в мире «гонка моторов» с маршрутом Париж – Бордо – Париж. Повторно соревнования были организованы в 1896, и с этого момента количество и разнообразие гонок начало неудержимо расти. И в каждой из них обязательно участвовали колесные самоходные машины всех мастей – от автомобилей до трициклов.
Несмотря на то, что центром автомотогонок того времени, без сомнения, являлась Франция – именно в ней, а точнее, в Париже, старт соревнованиям давался чаще всего – первые состязания, в которых приняли участие исключительно мотоциклы прошли в Вене в 1899 году. И именно их можно смело считать первым шагом к становлению того самого мотоциклетного спорта, к которому мы привыкли сейчас.
Какой же спорт без правил?
Серьезный спорт не может существовать без четких правил, а их, даже при стремительно возрастающей популярности гонок, к концу XIX века так и не было сформировано. Более того, окончательное разделение автомобилей и мотоциклов на так называемые двухколейные и одноколейные экипажи было произведено только в начале следующего столетия.
Так дальше продолжаться не могло и, наконец, 8 июля 1904 года в Чехии группой энтузиастов была создана первая в мире международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), ставшая прародительницей современной ФИМ. Ее основной задачей и стало превращение полулюбительских турниров в настоящий спорт со строго установленной спецификой, терминологией, требованиями к технике и участникам и, самое главное, централизованным контролем соблюдения всех установленных правил. Именно так в мире и появился профессиональный мотоциклетный спорт.