Из СССР к нашим дням: как изменялся советский мотоциклетный спорт
05.11.2019

Из СССР к нашим дням: как изменялся советский мотоциклетный спорт

Первые ростки мотоциклетный спорт на нашей земле пустил еще во времена Российской Империи. И даже несмотря на то, что собственного производства мотоциклов и машин, называемых тогда просто «моторами» в стране не было, соревнования с их участием все равно проводились до самой Первой мировой.

Война вкупе с Октябрьской революцией серьезно подкосили только начавший набирать обороты спорт и очень сильно замедлили развитие России в этом направлении в сравнении со странами Европы и США.

Первые советские соревнования

В новообразованном СССР за организацию соревнований с привлечением «моторов» взялось сразу две организации: «Московский кружок конькобежцев и велосипедистов-любителей» и «Всесоюзное общество мотоциклистов в Петербурге». Ими в середине 1918-го были проведены первые мотогонки в СССР. Как и ранее они представляли собой продолжительный заезд по трассе Москва – Клин – Москва. В 1920-м в столице было проведено первенство РСФСР по мотоциклетному спорту, местом проведения которого стал обычны ипподром, 1922 – организован заезд на 556 верст, и, наконец, в 1924-м – первенство СССР. Также в середине 20-х было успешно организовано зимнее состязание.

 Владимир Иванович Карнеев

Следующим важнейшим этапом в истории развития мотоциклетного спорта в СССР стала Всесоюзная рабочая спартакиада, проводившаяся в 1928 году. В ее программе присутствовал мотокросс на 100 км. Несмотря на внушительные масштабы мероприятия, он не мог похвастаться хорошей организацией: спортсмены выступали на собственных машинах зарубежного производства, а трассы были покрыты гравием, из-за которого менять камеры приходилось буквально на ходу. Но, вопреки трудностям, итог был впечатляющим – 61 рекорд.

Отечественные мотоциклы и новые виды спорта

Участие мотоциклистов в соревнованиях государственного уровня и интерес со стороны зрителей к началу 1930-х, наконец, привели к появлению отечественной мотоциклетной промышленности. Было построено сразу несколько заводов (в Ленинграде, Ижевске, Таганроге, и Подольске) и начался полноценный промышленный выпуск советских моделей. Испытание первых 6 машин, выступавших наравне с обкатанными решениями зарубежных конструкторов, были проведены уже в 1931 году.

Вместе с развитием промышленности началось расширение и списка дисциплин. Тогда как первые гонки в Советском Союзе представляли собой практически исключительно заезды на длинные дистанции, с выпуском мотоциклов собственного производства появилась возможность сделать заезды разнообразнее. В частности, начали организовываться кроссы, мотобол, гонки на ледяных дорожках и другие зимние состязания.

Однако для развития профессиональный спорт требовал не только новой техники, но и людей, которые умели бы ей управлять. А их, в свою очередь, кто-то должен был этому обучить. С этой целью в конце 30-х годов при Московском институте физкультуры были открыты отдельные курсы, на которых велась подготовка инструкторов.

Вторая мировая и послевоенные годы

Второй серьезный удар по развитию направления, да и по всей стране в целом, нанесла Великая Отечественная война. Ни о каких соревнованиях в те годы не могло быть и речи: бывшие спортсмены ушли на фронт, а промышленность, быстро переоборудованная под выпуск мотоциклов для нужд армии, не справлялась с поставленными планами.

Так или иначе, война завершилась, но от ее последствий страна не могла оправиться еще долгие 9 лет. Первые серьезные состязания мотоциклистов послевоенного времени прошли лишь в 1954 году. Это были международные соревнования по мотокроссу, в которых помимо советских спортсменов принимали участие гонщики из Чехословакии, Польши и ГДР. Впоследствии они стали ежегодными.

В целом, 50-е годы ознаменовали собой постепенный отход от линейных гонок в пользу более зрелищных соревнований на короткие дистанции, гонок на льду и начавшего набирать обороты спидвея. Но, несомненно, самым важным событием десятилетия стало вступление Центрального автомотоклуба Советского Союза в ФИМ, произошедшее в 1956 году. В том же году была организована кольцевая гонка, в которой приняли участие гонщики из советских республик, а в 1959-м – первые международные гонки по ледяной дорожке и первый чемпионат СССР по спидвею.

В 1960-м на смену автомотоклубу пришла новая, самостоятельная организация – федерация мотоциклетного спорта СССР (ФМС). Именно под ее эгидой проводились все последующие крупные отечественные и международные соревнования и добивались успехов советские мотогонщики.

Мотокросс в СССР

Мировые достижения

Доказательством того, что мотоциклетный спорт в нашей стране сумел наверстать и даже в чем-то обойти зарубежных «соперников», можно считать первую бронзовую медаль, полученную нашим соотечественником Игорем Григорьевым за участие в ЧМ по мотокроссу 1963 года в классе 250 см3. Спустя год, с аналогичной наградой вернулся Виктор Арбеков, выступавший в том же классе, а в 1965 он же стал первым советским золотым медалистом. Его достижение удалось повторить в 1974 году Геннадию Моисееву, который также становился серебряным призером в 1977 и вновь золотым в 1977 и 1978 годах.

Новая страна – новый спорт

В 1970-80 годах советский мотоциклетный спорт был уже полноценными профессиональным направлением с собственными достижениями и звездами, не имевшим практически ничего общего с теми любительскими соревнованиями, которые стали его основой в самом начале века. Однако уже в 1991 на смену Советскому Союзу пришла Российская Федерация, место ФМС СССР заняла МФР (Мотоциклетная федерация России), ставшая в 1992 году полноправным членом ФИМ, а история отечественного мотоциклетного спорта сделала очередной виток, о котором мы обязательно расскажем в будущих материалах.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ