Кросс-кантри ралли: мотогонки на пределе возможностей
06.12.2019

Кросс-кантри ралли: мотогонки на пределе возможностей

На самой заре появления мотоциклетного спорта большинство гонок представляло собой не просто состязания мотоциклистов, а настоящие испытания выносливости. Они проходили по дорогам общего пользования, соединявшим города, а участие в них принимали гонщики на самых разных транспортных средствах — от мотоциклов до лошадей. Позже мотогонки плавно превратились в абсолютно отдельный вид спорта, но одна из дисциплин до сих пор словно служит данью уважения тому, с чего все когда-то началось. Имя ей — кросс-кантри ралли.

Кросс-кантри ралли

Правила и особенности

Кросс-кантри ралли — это разновидность гонок на выносливость, отличающаяся крайне длинными дистанциями трасс, которые проходят по пересеченной местности. Основная задача соревнований — выявить мастерство и выносливость гонщиков, раскрыть их навыки навигации и определить надежность используемой техники.

Техника для заездов может использоваться самая разная — от внедорожных мотоциклов до автомобилей и даже грузовиков, при этом соревнования могут происходить как по отдельности, так и вместе, но с делением на классы.

Всего существует 3 класса участников:

  1. Мотоциклы. Дополнительно делится на 3 группы:
    1. серийные мотоциклы с небольшим количеством модификаций в 2 подгруппах — с двигателем до 450 см3 и более,
    2. мотоциклы, серьезно улучшенные для кросс-кантри ралли с аналогичным делением на подгруппы,
    3. квадроциклы в подгруппах до 500 см3 и более.
  2. Внедорожники весом до 3 т. Также делятся на 3 группы:
    1. специально улучшенные автомобили,
    2. серийные модели с небольшим количеством модификаций,
    3. багги.
  3. Автомобили весом более 3 т. Делятся на 2 группы:
    1. серийные с минимальными модификациями,
    2. специально модифицированные для гонок по бездорожью.

Старт различных транспортных средств производится не одновременно. Стандартный разрыв между стартом последнего мотоцикла и первого автомобиля — до 30 минут или, если это оговорено отдельно, 1 часа.

Сами соревнования также подразделяются на 3 вида в зависимости от общей длины дистанции и времени проведения:

  • Баха – относительно быстрые гонки на короткие дистанции. Проводятся за один или два дня. Общая дистанция не превышает 1000 км.
  • Ралли-рейд — гонка длительностью до 10 дней с общей длиной дистанции до 6500 км.
  • Марафон — до 30 дней и протяженностью более 6500.

Дистанция и время проведения также могут быть ограничены правилами конкретного соревнования.

Кросс-кантри ралли соревнования

Внушительная продолжительность заезда не позволяет преодолеть дистанцию сразу, поэтому гонка проводится в несколько этапов с обязательным отдыхом между ними в бивуаке — специально оборудованной зоне или даже с длительным перерывом, если следующий этап будет проходить в другой стране.

Каждый этап представляет собой набор участков трассы с определенными условиями прохождения:

  • Навигационная зона — участок без точно проложенного маршрута. Для его преодоления гонщику требуется самостоятельно проложить маршрут по ориентирам с использованием карты, дорожной книги или GPS.
  • Лиазон — зона с установленной нормой времени между последовательными пунктами контроля.
  • Скоростной участок — хронометрируемая гонка по пересеченной местности вне дорог общего пользования или на специально закрытых для проведения соревнования дорогах.
  • Супер специальный участок — скоростной участок с отведенным, безопасным местом для зрителей. Используется для повышения интереса к гонке.

Итоговое время прохождения всей трассы складывается из суммы времени каждого спецучастка.

Отдельно правилами конкретного соревнования оговаривается процедура буксировки ТС, вышедшего из строя в ходе гонки. В двух словах, она разрешена только на спецучастках и бивуаках и только с использованием автомобилей или мотоциклов, официально заявленных в категории технического сопровождения или выбывших участников, которые также могут перейти в эту категорию. На лиазоне буксировка запрещена.

Кросс-кантри ралли

Ключевые кросс-кантри ралли с участием мотоциклов

Далеко не во всех заездах мотоциклы могут принимать участие. К примеру, Кубок FIM по бахам, являющийся одним из самых молодых, но достаточно весомых мировых соревнований, допускает участие только на квадроциклах. Впрочем, в ряде значимых заездов, мотогонщики играют весьма важную роль.

«Париж–Дакар»

Наиболее известным, причем даже среди людей далеких от мотоциклетного спорта, является знаменитый ралли-марафон «Париж–Дакар».

Старт первому заезду был дан 26 декабря 1978 года в Париже, но поскольку ралли завершилось только в следующем году, первым годом ее проведения считается именно 1979. С тех пор соревнование проводится ежегодно.

В заезде принимают участие гонщики на мотоциклах, квадроциклах, мотовездеходах и грузовых автомобилях. Изначально, в первые годы проведения, заезд был общим, но позже, по понятным причинам, был разделен на классы. Более того, в настоящее время маршруты для транспортных средств разных классов могут достаточно сильно различаться.

К участию в гонке допускаются не только профессиональные спортсмены, но и заводские команды (выступающие от завода-изготовителя техники), а также любители, причем количество последних составляет порядка 80%.

Чемпионат мира по кросс-кантри ралли FIM

Проводится ежегодно, начиная с 2003 года. С 1999 по 2002 год носил название Кубок мира.

Трасса проходит через разные страны и разбита на несколько этапов с достаточно большим перерывом по времени. В этом году Чемпионат проходил следующим образом:

  • 30.03 – 4.04 — Объединенные Арабские Эмираты,
  • 7.07 – 19.07 — трасса «Шелковый путь» — Россия-Монголия-Китай,
  • 1.09 – 7.09 — Чили,
  • 3.10 – 9.10 — Марокко.

Помимо соревнований мирового масштаба, в течение сезона проводятся и различные локальные заезды. К примеру, в нашей стране это Чемпионат и Кубок России по кросс-кантри ралли, а одной из самых известных зарубежных гонок является так называемая «Баха 1000» — мексиканский ралли-марафон, проводящийся ежегодно с 1967 и считающийся самой длинной гонкой без остановок в мире.

***

В качестве заключения стоит еще раз подчеркнуть тот факт, что большая часть участников всех подобных заездов, независимо от уровня организации — любители, выступающие на серийных моделях мотоциклов. Поэтому, при наличии свободного времени, желания, хорошей физической подготовки и должного технического оснащения, поучаствовать в одном из заездов кросс-кантри ралли можете даже вы.



вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ