Появление и начало развития мотоспорта в России
14.10.2019

Появление и начало развития мотоциклетного спорта в России

Европа – колыбель мотоциклетного спорта

Мотоцикл, а если точнее, механический одноколейный экипаж, появился в Германии в 1885 году и достаточно быстро стал принимать участие в различных соревнованиях. Сначала это были длительные заезды между городами, в которых также участвовали и автомобили (двухколейные экипажи), а затем и полноценные соревнования, рассчитанные исключительно на двухколесную технику. В первые десятилетия они были локальными и проводились, в основном, во Франции или Англии. Первые международные матчи начали проводиться лишь в 1910-х и, в большинстве случаев, требовали, чтобы участники выступали на агрегатах, собранных в тех странах, которые они представляли.

Был ли в это время мотоциклетный спорт в России?

Многочисленные исторические сводки, рассказывающие о первых в мире соревнованиях механических экипажей, практически не содержат упоминаний о спортсменах из, тогда еще дореволюционной, России. Впрочем, это абсолютно не означает, что мотоциклетного спорта в ней не существовало.

Первые механические экипажи появились в нашей стране еще в 1891 году, а чуть более поздние записи говорят о том, что в одном только Санкт-Петербурге было зарегистрировано 15 автомобилей, точнее «механических самокатов» или просто «моторов».

Первый шаг к развитию российского мотоциклетного спорта был предпринят уже в 1898 году, когда отечественные автомобилисты при поддержке Общества велосипедной езды организовали первую в стране «гонку моторов» со стартом в Санкт-Петербурге и общей продолжительностью трассы в 39 верст (41,6 км). В ней приняло участие всего 7 гонщиков, 6 из которых выступали на трициклах, а один – на автомобиле. Здесь стоит отметить, что абсолютно все «моторы» в то время были иностранного происхождения, поскольку в России их производства попросту не существовало. Победителю соревнования досталась золотая медаль с памятной надписью: «Первый приз за первую в России гонку моторов».

Следующей гонкой, ставшей впоследствии традиционной, стал заезд Москва – Санкт-Петербург, прошедший летом 1899 года. В нем приняли участие 6 гонщиков: 3 на автомобилях и 3 на трициклах. Несмотря на интерес общественности, назвать соревнования крупными в ту пору было достаточно сложно, поскольку позволить себе участвовать в них моли лишь состоятельные люди, готовые на собственные средства приобрести иностранное оборудование и экипировку. Возможно, именно поэтому в гонке следующего года участвовало всего 3 человека – 2 автомобиля, так и не пришедших к финишу, и трицикл.

Впрочем, параллельно с организацией заездов на длинные дистанции, стали появляться и небольшие соревнования, проводимые на ипподромах и велодорожках, а также первые состязания по подъему в гору. Кроме того, в ноябре того же 1900-го журнал «Спорт» организовал первую «зимнюю» гонку – во время ее проведения стоял 28-грудусный мороз. Но, в целом, это направление пока оказалось нежизнеспособным – в следующем заезде, прошедшем в марте, «моторы» попросту не смогли двигаться из-за сугробов, поэтому дальнейшие попытки продлить сезон соревнований были оставлены.

Развитие и крах

Сорт набирал обороты, и постепенно в городах стали появляться клубы и общества автомобилистов и мотоциклистов. Наиболее значимыми их них был московский «Клуб авто-мотоциклов-туристов» и петербургское «Общество автомобильной и велосипедной езды». Всего до революции в России существовало порядка 20 подобных организаций, но самыми главными, несомненно, стали ВОМ и МОМ – всероссийское и московское общества мотоциклистов, отвечавшие за руководство мотоциклетным спортом в стране.

Ближе к концу первого десятилетия XX века российские спортсмены начали принимать участие не только в местных, но и в мировых соревнованиях, поскольку некоторые маршруты пролегали через Россию (например, гонка Нью-Йорк – Париж).

Не менее, важную роль в развитии отечественного мотоциклетного спорта сыграла Первая Всероссийская спортивная олимпиада, прошедшая в Киеве в 1913 году, частью программы которой стали мотогонки на 250 верст. Самым же крупным и, по совместительству, последним для дореволюционной России стал мотопробег по трассе Москва – Санкт-Петербург – Москва, дистанция которого составила 1300 верст. В нем приняло участие 37 человек, что достаточно много в сравнении с масштабами проводимых ранее соревнований.

Мотоциклетный спорт в Российской Империи

На этом история мотоциклетного спорта для Российской Империи была завершена: Первая Мировая, а в дальнейшем и революция заставили позабыть о развлечениях и мотогонках. Возродились они лишь спустя 5 лет, в 1918, и уже в другой стране – в СССР. Этого перерыва вкупе с упадком экономики и все еще полным отсутствием собственной мотоциклетной промышленности было достаточно для того, чтобы солидно отстать в этом направлении от стран Европы и Америки. Отстать, но не сдаться окончательно, однако об этом – в следующий раз.



вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ