Появление и развитие мотоцикла в Российской Империи
Принято считать, что основной вклад в совершенствование мотоцикла и мотоциклетного спорта сделали европейские страны — Англия, Германия и Франция. Россия же в этой истории никогда не играла главной роли, однако это не означает, что внутри страны не было никаких попыток освоить производство собственной двухколесной техники. Напротив, они начали предприниматься уже во времена существования Российской Империи, всего через несколько лет после запуска первых серийных производств в Европе.
Пришествие трицикла
В течение пары первых десятилетий, пока европейские инженеры-изобретатели корпели над совершенствованием конструкции двигателей и ходовых способностей первых одноколейных моторов, в Российской Империи о них никто не подозревал – слишком уж новым и непривычным было изобретение, поэтому о росте его популярности пока не шло и речи. Однако вскоре ситуация изменилась, в Германии производство мотоциклов встало на поток, и над приобретением двухколесного «мотора» начали задумываться аристократы.
Верхушка, на тот момент еще российского, общества также обратила внимание на новинку в конце XIX века, однако для простых граждан мотоцикл все еще оставался недостижим: его можно было приобрести лишь за границей, и он был слишком дорогим удовольствием для среднего класса. Впрочем, вскоре все изменилось.
Переломным моментом стала первая в России гонка на скорость, прошедшая 11 сентября 1898 года в Санкт-Петербурге. 6 из 7 ее участников выступали на трициклах. Это были машины зарубежного производства, но успех мероприятия и поднятая им волна публикаций в газетах заставили задуматься о развитии соответствующего направления и в отечественной промышленности. Его пионером стал А.А. Лейтнер – владелец фабрики «Россия», расположенной в Риге и занимавшейся выпуском велосипедов.
Первые мотоциклеты
Уже в 1899 году Лейтнером у братьев Вернеров, с 1897 года выпускавших первые французские «мотоциклеты», являвшиеся, скорее, мопедами, чем мотоциклами, была официально приобретена лицензия на производство аналогичных машин в России. Первые отечественные модели сошли с конвейеров фабрики в том же году. Сообщение об этом событии появилось в газетах 13 марта, и именно этот день можно считать датой зарождения отечественного мотоциклостроения.
Впрочем, темпы его развития были весьма неспешными. Фабрика Лейтнера буквально не знала, на каком именно направлении стоило сосредоточиться, поэтому за первый год работы над новыми агрегатами было выпущено всего 5 моделей: 3 трицикла и 2 легких мотоцикла с двигателем мощностью 1,75 л.с. По всей видимости, последние не снискали особого интереса у покупателей, и их производство было приостановлено до 1903 года. Потом выпуск двухколесных транспортных средств был возобновлен, а самая свежая модель даже была представлена публике на Всероссийской автомобильной выставке 1907 года, но по какой-то причине уже в 1908 году фабрика полностью отказалась от выпуска мотоциклов и в дополнение к стандартному ассортименту велосипедов стала выпускать автомобили.
Ниша, оставленная фабрикой Лейтнера, пустовала недолго. Начиная с 1907 года, развитие направления поддержало сразу несколько производителей: «Глоор», «Фортуна», «Зельтен» и другие. Все они работали по одной схеме: собирали велосипеды из отечественных, а иногда даже иностранных запчастей, и оснащали их иностранными же ДВС, закупаемыми напрямую у европейских заводов или у более крупных российских конкурентов. Так или иначе, серьезного влияния на индустрию они не оказали, чего нельзя сказать о следующем производителе.
«Дукс» – основа российского мотостроения
Наиболее существенных результатов удалось добиться Московскому заводу «Дукс». В 1909 году в дополнение к велосипедам на нем начали производиться мотоциклы «Мото-ревъ Dux». Столь странное название появилось в результате сотрудничества отечественного предприятия со швейцарской фирмой Moto-Reve («Мото-мечта»), у которой заводом закупались моторы.
В отличие от предшественников, «Дукс» достаточно серьезно подошел к производству, предложив потребителю не прост велосипед, с прикрепленным мотором, а законченный, проработанный продукт, который с годами развивался и улучшался. Так первая модель «мотоциклета легкого типа» с V-образным двигателем объемом 256 «кубов» и мощностью 2 л.с., позволявшим разогнаться до 60 км/ч, уже в течение первых пары лет претерпела ряд изменений, которые, в том числе, коснулись и двигателя. Уже в 1913 году ей на смену пришла новая, более производительная машина, построенная на базе 404-«кубового» двигателя мощностью 3 л.с., а в 1914 году ассортимент завода был увеличен втрое.
«Дукс» начал выпускать сразу три мотоцикла, предполагавших различные варианты использования:
- легкий «Мото-ревъ» с одноцилиндровым 300-«кубовым» двигателем мощностью 2,5 л.с., призванный заменить привычный велосипед в поездках на небольшие расстояния,
- универсальный мотоцикл, с гораздо более мощным V-образным 2-цилиндровым мотором мощностью 4 л.с., являвшийся очередной модификацией столь успешной первой модели,
- «топовая» машина с V-образным двигателем с верхним расположением клапанов мощностью 4,5 л.с. (500 см3), 2-скоростной КПП, сцеплением и возможностью крепления коляски.
О серьезном подходе и успехе работы в целом свидетельствуют и цифры статистики: первая выпущенная модель «Мото-рева» за первый год продалась в количестве 72 штук, а спустя 5 лет число продаваемых мотоциклов достигло 136. Всего же за период активной работы, пришедшейся на 1909-15 годы, было изготовлено более 600 мотоциклов.
Работы независимых конструкторов
Попытки изобрести собственные модели мотоциклов предпринимали и независимые конструкторы, в частности В. Решетников и некто Щербан. Последний на собственноручно сконструированном и собранном мотоцикле даже вполне успешно участвовал «Мотогонках на 10 верст с поворотом», организованных Санкт-Петербургским автоклубом и прошедших в июне 1911 года. Впрочем, обе разработки, как и в случае с деятельностью крупных производственных предприятий, основывались на зарубежных деталях. В частности, в основе мотоцикла Решетникова лежал 2-тактный немецкий двигатель, а Щербану каким-то образом удалось раздобыть V-образный мотор от американского «Индиана» мощностью целых 7 л.с.
Временный крах индустрии
В 1917 Российская Империя прекратила свое существование, и, несмотря на то, что все успешные наработки и действующие предприятия в полной мере перешли во власть нового государства, лишь начавшая набирать обороты индустрия потерпела настоящий крах. В новообразованной стране было достаточно более серьезных проблем, поэтому развитие мотоциклостроения было отодвинуто далеко на второй план, тем самым лишь увеличив отставание от европейских производителей. Вновь оно получило полноценное развитие лишь в 1930-годах, но это, как говорится, уже совсем другая история.