Самые известные мотогонщики России: Евгений Бобрышев
Евгений Бобрышев – настоящий потомственный мотогонщик, унаследовавший от своего отца, Евгения Бобрышева-старшего, не только любовь к «железным коням», но и талант в их «укрощении», без которого ему едва ли бы удалось стать мастером спорта международного класса и одним из самых известных кроссменов не просто России, но и мира.
На старт!
Евгений родился в городке Кондрово Калужской области в 1987 году. Появись на свет он в другом небольшом райцентре, о карьере профессионального спортсмена можно было только мечтать, но в этом случае все сложилось крайне удачно. По-настоящему огромную роль в жизни будущей звезды мотокросса сыграл отец – известный советский мотогонщик Евгений Бобрышев-старший, который не только с самых ранних лет направлял и поддерживал сына, но и собственноручно сконструировал трассу в родном Кондрово и участвовал в организации местных этапов соревнований.
Бобрышев-младший оказался за рулем своего первого мотоцикла уже в 7-летнем возрасте. Видя, насколько новое увлечение понравилось сыну, отец решил развивать его потенциал всеми доступными способами. В частности, настоящим началом мотоциклетной карьеры молодого гонщика можно считать небольшие областные соревнования по мотокроссу, в которых он не раз занимал первое место.
Вслед за локальными полулюбительскими соревнованиями последовали крупные и официальные – Чемпионат России по мотокроссу. Впервые его победителем молодой спортсмен стал уже в 1999 году. Затем – в 2000 и еще раз в 2001. Все три победы Женя одержал в «мальчишеском» классе 85 см3.
Россией список соревнований юного кроссмена не ограничился. Благодаря проекту «ЮКОС-мотоспорт», поддерживающему молодых перспективных мотогонщиков, ему удалось принять участие в зарубежных гонках. Например, уже в 2002 году Женя попробовал свои силы в Чемпионате Мира по мотокроссу, прошедшем в Австрии. И пусть серьезных успехов он не добился – по итогам двух заездов ему не удалось подняться выше 6 строчки – само участие в соревновании подобного масштаба принесло ценный опыт.
Как впоследствии признавался Евгений, в детстве и юношестве при участии в российских соревнованиях различного масштаба ему даже не приходилось много тренироваться – можно было легко оказаться победителем абсолютно не уделяя времени предварительной подготовке. Причина этому – относительно небольшая конкуренция, особенно среди молодых гонщиков. Кто-то может расценивать подобное стечение обстоятельств как преимущество и залог легкой победы, но для спортсмена, желающего добиться существенных результатов на мировом уровне, без борьбы с сильнейшими конкурентами и, соответственно, тяжелых тренировок обойтись попросту нельзя, что и доказало первое участие в событии мирового масштаба.
Внезапная рокировка
За серией отечественных побед и зарубежных неудач, которые, тем не менее, показали талант юного кроссмена, последовала достаточно неожиданная рокировка. В 2003 году по решению руководства «ЮКОС-мотоспорт» Евгений Бобрышев пересел с легкого кроссового мотоцикла на более мощный шоссейный для того, чтобы представлять команду в Чемпионате России по ШКМГ в классе 125 см3 (SS400). Несмотря на то, что между мотокроссом и шоссейно-кольцевыми гонками общего достаточно мало, Жене и здесь удалось показать свой талант: уже в первом этапе он выбился в лидеры, а затем и окончательно доказал мастерство, став победителем всего Чемпионата. К слову, благодаря его стараниям победу практически с двойным отрывом одержала в командном зачете и «ЮКОС-мотоспорт».
На удивление, громкая победа не заставила спортсмена отвернуться от ставшего уже родным мотокросса. Из-за отсутствия хорошей тренировочной базы в России, общего низкого уровня развития ШКМГ в стране и настоящей любви к тяжелым условиям кроссовых заездов он решил отказаться от дальнейшего развития в направлении шоссейных гонок.
Обратно на родное бездорожье
Немалую роль в этом решении сыграл и переезд в Нидерланды, случившийся в 2005 году, который позволил Евгению выйти на новый уровень в ставшем уже родным мотокроссе – в том же году он принял участие в Чемпионате Европы в классе EMX2.
К сожалению, на победу он даже не претендовал и в итоге занял лишь 18 позицию – сказался недостаток тренировок. Впрочем, подобную неудачу едва ли стоит расценивать как серьезное поражение. Наоборот, серьезный вызов заставил Евгения еще больше работать над собой и в следующем году вновь выйти на трассу Чемпионата Европы. Впрочем, и эта попытка не стала триумфом и принесла лишь 12 место в итоговом зачете.
2007 год оказался достаточно неоднозначным для карьеры Бобрышева. С одной стороны, он принес очередную безоговорочную победу в список достижений спортсмена. Ей стало золото в Чемпионате России по мотокроссу в классе 125 см3. А с другой – в этом году Евгений не участвовал в состязании с сильнейшими гонщиками Европы. Возможно именно последний момент оказался причиной того, что в следующем году, уже на Чемпионате Мира в классе MX2, ему далось лишь 24 место. Впрочем, спортсмен сдаваться явно не планировал, и также принял участие во втором по значимости в мотокроссовом мире соревновании – знаменитом «Мотокроссе Наций». В его В-финале он занял 3 место. К слову на момент состязания он уже перестал быть гонщиком-одиночкой и стал частью голландской профессиональной мотокоманды Yamaha Van Beers Racing.
2009 для него выдался насыщенным. Во-первых, Евгений вновь принял участие в Чемпионате России по мотокроссу, причем уже в следующем классе – 250 см3. И это событие вновь принесло ему победу. Во-вторых, внушительных результатов ему удалось добиться и в условно родном Чемпионате Голандии – здесь кроссмен забрал серебро. Ну и, наконец, в-третьих, вместе с командой он вновь принял участие в ЧМ, но занял только 20 место.
Новый поворот
В 2010 году российско-голландского гонщика заметило руководство мотокоманды более высокого уровня CAS Honda, имеющей заводскую поддержку знаменитого японского бренда. Вместе с ней Евгению удалось перешагнуть в следующий, теперь уже премьер-класс, MX1. Поддержка новой команды практически мгновенно принесла плоды: по итогам года Бобрышев вошел в ТОП-10 ЧМ MX1. Как результат – официальное приглашение в заводскую команду «Хонды» – Honda World Motocross (она де Team HRC). Именно сотрудничество с ней позволило ему добиться наивысших результатов:
- Занять 10 место в ЧМ по мотокроссу в классе MX1 в 2010 году. Также в этом же году Евгений стал чемпионом Великобритании, но уже в личном заезде.
- 4 место в ЧМ (класс MX1) в 2011.
- 9 место в ЧМ в 2012. В том же году Бобрышев вновь вернулся домой с золотым призом Чемпионата России по мотокроссу в классе 250 см3.
- 8 место в ЧМ в 2013.
- 14 место в ЧМ в классе MXGP в 2014.
- 3 место в ЧМ (MXGP) в 2015. Это достижение принесло спортсмену звание Мастера спорта международного класса, поскольку до него в последний раз в тройке лидеров в состязании мирового масштаба удалось занять лишь советскому гонщику Владимиру Кавинову. Это было в 1979 году.
- 5 место в ЧМ в 2016 и в 2017 годах в классе MXGP.
После завершения Чемпионата Мира по мотокроссу 2017 года сотрудничество Team HRC с Евгением внезапно прекратилось. Вполне возможно, что строгое и расчетливое японское руководство оказалось недовольно его успехами. Впрочем, без поддержки спортсмен не остался – его пригласили в BOS GP – частную команду из Франции, также участвующую в MXGP. Более того, цель ее участия в престижном чемпионате оказалась весьма неожиданной – так производитель подвесок и амортизаторов, являвшийся основателем мотокоманды, решил испытать свои наработки «в поле».
Вместе с новыми соратниками в 2018 году Евгений Бобрышев вновь стал Чемпионом Великобритании по мотокроссу в классе MX1. В 2019 контракт с ним был продлен, но уже 12 января гонщик упал во время тренировки и сильно повредил правую кисть. Из-за этого он был вынужден пропустить ряд соревнований и даже после возвращения выступать далеко не в полную силу. И словно в подтверждение тому, что возвращаться на трассу ему еще рано, первый же заезд квалификации MXGPRussia обернулся для него новой травмой – в результате падения он получил закрытый перелом голени правой ноги и выбыл из соревнований до конца сезона.
Как бы то ни было, сейчас Евгений вернулся в седло. В самом конце прошлого года он подписал контракт с новой командой – PAR Homes RFX Racing, вместе с которой в 2020 планировал снова принять участие в Чемпионатах Мира и Великобритании, сильно «задерживающихся» в свете последних событий. Как бы то ни было, Бобрышев не планирует останавливаться на достигнутом и обязательно вернется на европейские трассы после завершения пандемии.