Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Зоркий
Красногорский стадион «Зоркий» – некоторое исключение из правил в нашем цикле статей о самых значимых треках для ледового спидвея. Если все его предшественники могли похвастаться богатой и зачастую непростой историей именно в контексте спидвейного трека, а также внушительными былыми заслугами, то в данном случае все несколько по-другому. Он, скорее, имеет значение в перспективе. Впрочем, в истории «Зоркого» также есть серия сложных моментов, достойных упоминания. В общем, обо всем этом и расскажем далее.
Где находится?
По уже сложившейся традиции начнем с адреса. Расположен стадион «Зоркий» в Подмосковье: г. Красногорск, ул. Пионерская, 31. Точные координаты: 55.828683, 37.328153
На фото со спутника выглядит он следующим образом:
И уже по фотографии можно догадаться, что спидвей здесь, как и практически всегда, также соседствует с футболом. И еще, хорошо заметно весьма неплохое и современное оснащение. А если отдалить карту и взглянуть чуть севернее, можно увидеть второй стадион с тем же самым названием. Как же так получается? Дело в том, что оба стадиона находятся во владении МАСОУ «Зоркий», и второй объект значится на сайте как «Лыжный стадион Зоркий» – вокруг него раскинулась извилистая лыжная трасса. Но поскольку нас интересует в большей степени ледовый спидвей, коего здесь не проходит, далее мы сосредоточимся именно на «Зорком» с улицы Пионерской.
Экскурс в историю
Как и в случае с большинством стадионов, попавших в наш цикл статей о гонках по ледовой дорожке, «Зоркий» отстроили далеко не вчера. Однако, в отличие от аналогичных примеров, большая часть его истории оказалась утерянной. Поэтому подробно рассказать о ней при всем желании у нас не получится. В том числе это относится к самому началу его существования.
По одним данным прародитель современного стадиона был отстроен в городе еще в 1930-х. Это был простенький стадион с типичным для того времени названием «Труд» для футбольных матчей команды местного завода имени Зверева (он же «Красногорский механический завод»). По другим – «первый вариант» появился прямо перед началом Великой Отечественной. Но, как бы то ни было, в военные годы он серьезно пострадал. Сначала завод подвергся бомбардировке в 1941, но все же продолжил функционировать, а затем, уже в последующие годы, полностью пропал и стадион: его банально растащили на дрова.
Впрочем, в послевоенные годы и спорт, и стадион относительно быстро стали восстанавливаться. И стимулом для этого послужил футбол, который, как известно, практически всегда идет рука об руку со спидвеем. Для нужд заводской футбольной команды новый стадион отстроили в 1948. К слову, на тот момент свое необычное название спортивный объект все еще не получил. Хотя команда в это время уже завоевывала свои первые победы.
Переименование стадиона было приурочено к его капитальной реконструкции, прошедшей в 1966. К слову, свое имя он (а затем и футбольный клуб) получили в честь крайне популярного в то время фотоаппарата, который выпускался именно на Красногорском механическом заводе. Интересно, что фотоаппарат просуществовал относительно недолго: его немногочисленные модификации выпускались с 1948 по 1960, но гордое имя стадион сохранил. Впрочем, все это время он оставался практически исключительно футбольным, а также выступая площадкой для различных массовых мероприятий и выступлений.
Так что там про ледовый спидвей?
Можете спросить вы на этом моменте. А спидвей в жизни стадиона, да и, в целом, города появился позже. Сильно позже.
Если вы читали хотя бы один аналогичный материал о стадионах им мототреках из нашего блога, уже могли догадаться о переломном моменте в жизни «Зоркого». Для тех, кто не в теме, подскажем: огромным ударом для всего мотоциклетного спорта и спидвея во всех его проявлениях стал распад СССР. Сейчас кажется, что в тот момент стране было абсолютно не до этого: даже крупные предприятия, которые в основном и содержали мотоклубы и кружки, закрывались или попросту прекращали финансирование «развлечений». А без должной финансовой поддержки ни о каких крупных соревнованиях не могло быть и речи. Да что уж там, даже тренировки на полуразрушенных треках было проводить не на что: некоторым клубам приходилось буквально сдавать металлолом, чтобы купить бензин для мотоциклов.
Удивительно, но в этом плане история «Зоркого» выбивается из общей тенденции. То ли дело в том, что Красногорский механический завод был градообразующим предприятием, то есть, достаточно крупным, чтобы пережить трудное время. То ли причина в футболе, который, кажется, меньше других видов спорта пострадал в непростое время. В общем, в практически неизменном виде он просуществовал до 1995, пока не перешел по владение МАСОУ «Зоркий».
Обычно подобные перемены редко крайне положительно влияют на жизнь спортивного объекта и призваны, скорее, хоть как-то сохранить его на плаву, но на этот раз все было по-другому. И самое главное, что именно с 1995 года здесь начали проводить соревнования по ледовому спидвею. То есть, для того, чтобы стадион стал частью именно нашей, мотоспортивной, истории, потребовалось, как минимум, 55 лет.
Со спидвеем же ситуация интересная. Внезапно к и без того масштабному и стабильно популярному футболу администрация решила добавить мотогонки на льду – направление откровенно не самое востребованное. Но в итоге подобное решение себя полностью оправдало. С 1995 они стали проходить здесь ежегодно и привлекать не только отечественных спортсменов, но и зарубежных гостей международных состязаний.
В итоге в 2002 при очередной реконструкции большой упор был сделан именно на организации современного технического оснащения ледового трека. Так вместе с козырьками над трибунами, обновленными раздевалками, пресс-центром и крупным электронным табло были установлены холодильные установки, которые смогли поддерживать лед на треке при температуре до +15°С. «Зоркий», что называется, обрел вторую жизнь. И именно с этого момента стал полноправным участником спидвейной жизни страны и эпизодическим – мира. Например, в дополнение к этапам национальных соревнований в 2014-2016 годах здесь проходили финалы Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду.
Однако именно в 2016 все достаточно внезапно и прекратилось. По неофициальным (но достаточно правдоподобным) данным – из-за отсутствия собственной спидвейной команды. И это, к слову, достаточно редкая ситуация, поскольку все без исключения спидвейные стадионы, прежде всего, играли роль «домашней площадки» для городских команд. Но в Красногорске, несмотря на наличие технической возможности и общую популярность «Зоркого», так исторически сложилось, что собственной спидвейной команды или мотоклуба не было.
Новейшая история
В общем, ледовый спидвей в Красногорске исчез. Но, к счастью, не насовсем. Спустя 7 лет заголовки тематических СМИ снова начали пестреть радостными фразами о его возвращении. Так в 2023 на легендарной трассе прошел суперфинал Личного чемпионата России. Но на этом интересные новости не закончились. В дополнение к классическим мотогонкам на льду в феврале 2023 здесь прошли соревнования MX SPEEDWAY, в рамках которых на лед вышли кроссмены в нескольких классах, в том числе, начинающие гонщики. И самое главное: гонки стали не «разовой акцией» на радость фанатам, а полноценным возвращением спидвея в город. Этот факт не только подтвердился повторным проведением суперфинала ЛЧР в Красногорске в 2024, но и новостями о формировании собственной команды, получившей грозное название «Ледовые гладиаторы Красногорска».
Что в итоге?
В целом, и оглядываясь на достаточно продолжительную и нестандартную историю «Зоркого», и с учетом предстоящих перспектив, которые развернулись буквально пару лет назад, и общее «удобство» расположения трека, в отличие от большинства других, Красногорский стадион можно назвать одним из самых значимых треков в России для спидвея на льду. Причем без какого-либо преувеличения. И с большой вероятностью в ближайшие годы он и его команда лишь дополнительно укрепят этот статус.