Самые значимые треки для ледового спидвея в России: стадион Зоркий (Красногорск)
31.10.2024

Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Зоркий

Красногорский стадион «Зоркий» – некоторое исключение из правил в нашем цикле статей о самых значимых треках для ледового спидвея. Если все его предшественники могли похвастаться богатой и зачастую непростой историей именно в контексте спидвейного трека, а также внушительными былыми заслугами, то в данном случае все несколько по-другому. Он, скорее, имеет значение в перспективе. Впрочем, в истории «Зоркого» также есть серия сложных моментов, достойных упоминания. В общем, обо всем этом и расскажем далее.

Где находится?

По уже сложившейся традиции начнем с адреса. Расположен стадион «Зоркий» в Подмосковье: г. Красногорск, ул. Пионерская, 31. Точные координаты: 55.828683, 37.328153

На фото со спутника выглядит он следующим образом:

Стадион Зоркий (Красногорск) фото со спуника

И уже по фотографии можно догадаться, что спидвей здесь, как и практически всегда, также соседствует с футболом. И еще, хорошо заметно весьма неплохое и современное оснащение.  А если отдалить карту и взглянуть чуть севернее, можно увидеть второй стадион с тем же самым названием. Как же так получается? Дело в том, что оба стадиона находятся во владении МАСОУ «Зоркий», и второй объект значится на сайте как «Лыжный стадион Зоркий» – вокруг него раскинулась извилистая лыжная трасса. Но поскольку нас интересует в большей степени ледовый спидвей, коего здесь не проходит, далее мы сосредоточимся именно на «Зорком» с улицы Пионерской.

Экскурс в историю

Как и в случае с большинством стадионов, попавших в наш цикл статей о гонках по ледовой дорожке, «Зоркий» отстроили далеко не вчера. Однако, в отличие от аналогичных примеров, большая часть его истории оказалась утерянной. Поэтому подробно рассказать о ней при всем желании у нас не получится. В том числе это относится к самому началу его существования.

По одним данным прародитель современного стадиона был отстроен в городе еще в 1930-х. Это был простенький стадион с типичным для того времени названием «Труд» для футбольных матчей команды местного завода имени Зверева (он же «Красногорский механический завод»). По другим – «первый вариант» появился прямо перед началом Великой Отечественной. Но, как бы то ни было, в военные годы он серьезно пострадал. Сначала завод подвергся бомбардировке в 1941, но все же продолжил функционировать, а затем, уже в последующие годы, полностью пропал и стадион: его банально растащили на дрова.

Впрочем, в послевоенные годы и спорт, и стадион относительно быстро стали восстанавливаться. И стимулом для этого послужил футбол, который, как известно, практически всегда идет рука об руку со спидвеем. Для нужд заводской футбольной команды новый стадион отстроили в 1948. К слову, на тот момент свое необычное название спортивный объект все еще не получил. Хотя команда в это время уже завоевывала свои первые победы.

Переименование стадиона было приурочено к его капитальной реконструкции, прошедшей в 1966. К слову, свое имя он (а затем и футбольный клуб) получили в честь крайне популярного в то время фотоаппарата, который выпускался именно на Красногорском механическом заводе. Интересно, что фотоаппарат просуществовал относительно недолго: его немногочисленные модификации выпускались с 1948 по 1960, но гордое имя стадион сохранил. Впрочем, все это время он оставался практически исключительно футбольным, а также выступая площадкой для различных массовых мероприятий и выступлений.

Спортивный праздник на Зорком

Так что там про ледовый спидвей?

Можете спросить вы на этом моменте. А спидвей в жизни стадиона, да и, в целом, города появился позже. Сильно позже.

Если вы читали хотя бы один аналогичный материал о стадионах им мототреках из нашего блога, уже могли догадаться о переломном моменте в жизни «Зоркого». Для тех, кто не в теме, подскажем: огромным ударом для всего мотоциклетного спорта и спидвея во всех его проявлениях стал распад СССР. Сейчас кажется, что в тот момент стране было абсолютно не до этого: даже крупные предприятия, которые в основном и содержали мотоклубы и кружки, закрывались или попросту прекращали финансирование «развлечений». А без должной финансовой поддержки ни о каких крупных соревнованиях не могло быть и речи. Да что уж там, даже тренировки на полуразрушенных треках было проводить не на что: некоторым клубам приходилось буквально сдавать металлолом, чтобы купить бензин для мотоциклов.

Удивительно, но в этом плане история «Зоркого» выбивается из общей тенденции. То ли дело в том, что Красногорский механический завод был градообразующим предприятием, то есть, достаточно крупным, чтобы пережить трудное время. То ли причина в футболе, который, кажется, меньше других видов спорта пострадал в непростое время. В общем, в практически неизменном виде он просуществовал до 1995, пока не перешел по владение МАСОУ «Зоркий».

Обычно подобные перемены редко крайне положительно влияют на жизнь спортивного объекта и призваны, скорее, хоть как-то сохранить его на плаву, но на этот раз все было по-другому. И самое главное, что именно с 1995 года здесь начали проводить соревнования по ледовому спидвею. То есть, для того, чтобы стадион стал частью именно нашей, мотоспортивной, истории, потребовалось, как минимум, 55 лет.

Ледовый спидвей в Красногорске

Со спидвеем же ситуация интересная. Внезапно к и без того масштабному и стабильно популярному футболу администрация решила добавить мотогонки на льду – направление откровенно не самое востребованное. Но в итоге подобное решение себя полностью оправдало. С 1995 они стали проходить здесь ежегодно и привлекать не только отечественных спортсменов, но и зарубежных гостей международных состязаний.

В итоге в 2002 при очередной реконструкции большой упор был сделан именно на организации современного технического оснащения ледового трека. Так вместе с козырьками над трибунами, обновленными раздевалками, пресс-центром и крупным электронным табло были установлены холодильные установки, которые смогли поддерживать лед на треке при температуре до +15°С. «Зоркий», что называется, обрел вторую жизнь. И именно с этого момента стал полноправным участником спидвейной жизни страны и эпизодическим – мира. Например, в дополнение к этапам национальных соревнований в 2014-2016 годах здесь проходили финалы Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду.

Однако именно в 2016 все достаточно внезапно и прекратилось. По неофициальным (но достаточно правдоподобным) данным – из-за отсутствия собственной спидвейной команды. И это, к слову, достаточно редкая ситуация, поскольку все без исключения спидвейные стадионы, прежде всего, играли роль «домашней площадки» для городских команд. Но в Красногорске, несмотря на наличие технической возможности и общую популярность «Зоркого», так исторически сложилось, что собственной спидвейной команды или мотоклуба не было.

Новейшая история

Мотогонки на льду на стадионе Зоркий (Красногорск)

В общем, ледовый спидвей в Красногорске исчез. Но, к счастью, не насовсем. Спустя 7 лет заголовки тематических СМИ снова начали пестреть радостными фразами о его возвращении. Так в 2023 на легендарной трассе прошел суперфинал Личного чемпионата России. Но на этом интересные новости не закончились. В дополнение к классическим мотогонкам на льду в феврале 2023 здесь прошли соревнования MX SPEEDWAY, в рамках которых на лед вышли кроссмены в нескольких классах, в том числе, начинающие гонщики. И самое главное: гонки стали не «разовой акцией» на радость фанатам, а полноценным возвращением спидвея в город. Этот факт не только подтвердился повторным проведением суперфинала ЛЧР в Красногорске в 2024, но и новостями о формировании собственной команды, получившей грозное название «Ледовые гладиаторы Красногорска».

Что в итоге?

В целом, и оглядываясь на достаточно продолжительную и нестандартную историю «Зоркого», и с учетом предстоящих перспектив, которые развернулись буквально пару лет назад, и общее «удобство» расположения трека, в отличие от большинства других, Красногорский стадион можно назвать одним из самых значимых треков в России для спидвея на льду. Причем без какого-либо преувеличения. И с большой вероятностью в ближайшие годы он и его команда лишь дополнительно укрепят этот статус.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ