Дисциплины мотоциклетного спорта: мототриал
31.01.2020

Дисциплины мотоциклетного спорта: мототриал

При слове «мотоциклетный спорт» воображение обычно рисует картину, где мотоциклисты на огромной скорости под громкий рев мотора мимо и умело входят в поворот, едва не касаясь асфальта локтем. Но, как уже показал мотобол, мотоциклетный спорт – это далеко не всегда высокие скорости. Примерно та же ситуация и с мототриалом: скорость прохождения трассы в нем хоть и имеет значение, зрители, да и сами спортсмены, любят его не за это.

Мототриал

Правила и общая информация

Мототриал – это так называемый «технический» вид мотоциклетного спорта. В основе его лежит максимально аккуратное преодоление серии секций с естественными или искусственными препятствиями за установленный лимит времени. При этом касаться земли или препятствий телом (не только ногами) для балансировки или отталкивания запрещено.

Касания, сделанные во время преодоления каждой секции, приносят участникам штрафные баллы, но система подсчета основана не на их количестве.

  • Одно касание наказывается одним баллом.
  • Два – двумя.
  • Три и более – тремя.

Сразу 5 штрафных баллов дается спортсмену за:

  • перенос любого колеса в сторону без движения вперед,
  • движение назад,
  • касание ногой трассы с одновременным отрывом одной из рук от руля,
  • выезд за границы трассы,
  • отказ от прохождения секции с предварительным уведомлением судьи
  • вынужденная помощь майндера – человека, страхующего спортсмена (касание майндером спортсмена или его мотоцикла),
  • заглохший двигатель,
  • выход тела спортсмена за границы габаритов мотоцикла,

Помимо штрафов «за неаккуратность», штрафные баллы начисляются и за чересчур медленное прохождение. За превышение лимита времени, выделенного на прохождение секции, менее чем на 59 секунд начисляется 1 балл, при превышении на время от 1 минуты до 1 минуты 59 секунд – 2 балла и так далее.

При получении 5 баллов в сумме триалист снимается с секции и переходит к преодолению следующей. Победителем всего соревнования становится участник, набравший минимальное количество штрафных баллов.

История появления

История появления мототриала как отдельного вида спорта неразрывно связана с другой мотодисциплиной – эндуро. Именно на него больше всего походили первые триал-заезды, проходившие в Великобритании в самом начале XX века. Тогда трассы еще не организовывались специально, да и мотоциклы ввиду своего внушительного веса и небольшой, в сравнении с сегодняшними моделями, мощности не позволяли так же активно преодолевать препятствия. Ввиду всех этих ограничений соревнования по мототриалу выглядели скорее как обычные заезды по пересеченной местности, с обязательным включением особо сложных участков, на которых мотоциклистам приходилось буквально спешиваться, чтобы протолкнуть мотоцикл.

Мототриал

В остальном о становлении мототриала как полновесной отдельной дисциплины известно крайне мало. Вслед за своеобразным прародителем направления в исторических хрониках мотоциклетного спорта упоминается сразу официальное мероприятие «Состязание Анри Гутара» 1964 года, считающееся первым Международным чемпионатом по мототриалу (International Trial Master Championship).

Состязание было относительно небольшим и проходило всего в 3 этапа в Бельгии, Франции и Германии. Всего в нем участвовало 70 триалистов, большая часть которых была из Франции и Бельгии. Несмотря на это, победителем первого международного чемпионата стал англичанин Дон Смит. К слову, именно английские спортсмены за небольшими исключениями лидировали в международных соревнованиях на протяжении следующих десятилетий, а в 1987 с победы молодого спортсмена Хорди Тарреса началась «испанская эра» мототриала, которая продолжается и сейчас. В настоящее время, основными странами, где мототриал пользуется наибольшей популярностью, также остаются Великобритания и Испания.

Что же касается нашей страны, то ситуация с дисциплиной достаточно странная. В СССР мототриальные состязания представляли собой «классические» заезды, наподобие тех, что проходили в Европе в начале века, но вместе с распадом Союза они практически прекратились. Повторный «расцвет» в России случился лишь в середине 90-х, когда на рынке появились испанские триальные мотоциклы, на несколько голов превосходящие привычный для нас «Восход». Тогда особенных успехов удалось добиться команде из города Ковров. Некоторые ее спортсмены весьма неплохо выступали на чемпионатах в Европе, но из-за того, что в России собственных соревнований не проводилось, а накопленный опыт не передавался мотоциклистам из других городов, отечественный профессиональный мототриал достаточно быстро «заглох» и находится примерно в том же состоянии и сейчас.

Виды мототриала

Изначально все соревнования по мототриалу, как и большинство других мотогонок, проходили исключительно на открытом воздухе, а все препятствия были естественными. С этим были связаны определенные трудности, так как лишь самые преданные этому виду спорта зрители решались добраться до мест проведения. Чтобы решить эту проблему в 1993 году соревнования также стали проводиться в закрытых залах, где в качестве препятствий использовались специально созданные конструкции из дерева и стали. Так появилась новая, отдельная разновидность – Indoor trial (то есть, «триал внутри помещений»), а существовавшая ранее, соответственно, получила название Outdoor trial («триал на открытом воздухе»).

Помимо этих разновидностей также существует мототриал на мотоциклах с коляской. Это практически классический аутдор триал с небольшими изменениями в правилах, касающихся колясочников, основная цель которых – не дать мотоциклу опрокинуться. Так 5 штрафных баллов команда участников также получает за любое касание препятствия телом колясочника. В сравнении с двумя «классическими» видами мототриала, соревнования на мотоциклах с колясками развиты достаточно слабо и, в основном, пользуются популярностью в Великобритании, где даже проводится национальный Чемпионат, проходящий в 3 классах сложности.

И последний вид – мототриал на дальние дистанции (Long Distance Trials, LDT). По своей сути он является данью уважения тому триалу, с которого все началось. Он проводится на открытом воздухе и предполагает многочасовой заезд на сотни километров, включающий несколько секций по бездорожью. В соревновании принимают участие не только современные мотоциклы, но и, в отдельном классе, классические модели.

Мотоцикл мототриал

Мотоциклы

Поскольку мототриал серьезно отличается от других дисциплин, мотоциклы для участия в нем также нужны специальные. При определенной внешней схожести с кроссовыми или эндуро-байками, мотоциклы для триала имеют достаточно весомые конструктивные отличия:

  • отсутствие седла в привычном понимании – трасса преодолевается стоя, поэтому оно фактически не нужно, но при езде на дальние дистанции может использоваться накладное седло,
  • заниженный центр тяжести для лучшей балансировки,
  • облегченный 2-тактовый двигатель объемом 250-280 см3,
  • максимально облегченная конструкция – общий вес порядка 80 кг,
  • короткая колесная база,
  • особая настройка КПП – скорость первой передачи других мотоциклов здесь развивается только на четвертой, при этом разрыв максмальных значений на первых трех передачах минимален,
  • повышенный крутящий момент на низких оборотах, позволяющий совершать резкие рывки,
  • подвеска – передняя телескопическая вилка и задний моноамортизатор без прогрессии с уменьшенным ходом,
  • подвеска мягкая, эффективно гасящая удары от приземления,
  • небольшой бензобак (примерно до 3 л) для облегчения конструкции,
  • специальные «цепкие» шины с небольшим давлением, расширяющим площадь контакта колеса с поверхностью,
  • чувствительный и надежный тормоз.

Триальные модели практически с самого расцвета дисциплины выпускаются серийно. Среди ведущих производителей можно выделить уже упомянутую в материале о мотоболе испанскую компанию Gas Gas; испанско-японскую Montesa, поддерживаемую Honda; испано-французскую Sherco; испанскую Ossa и самого старого из всех, зародившегося еще в 1904 году, итальянского производителя Beta.

Основные соревнования

Появившийся в 1964 году и уже упомянутый выше International Trial Master Championship в 1968 получил новый статус – он стал именоваться Чемпионатом Европы. Спустя еще 7 лет, в 1975 он был переименован в Чемпионат мира по триалу ФИМ. С тех пор под этим названием он проводится ежегодно.

В 1993 в его рамках был организован самостоятельный класс – Indoor Trial. Ввиду того, что состязания не зависят от погоды и сезона, стандартный период его проведения – с января по март. Чемпионат мира по триалу в помещении включает от 9 до 12 этапов, а общее количество участников ограничивается 8. Выделившийся в отдельный класс Outdoor trial организуется с апреля по сентябрь, состоит из 10-12 этапов и не ограничивает общее количество участников.

К слову, в 2000 году в рамках Чемпионата мира было организовано отдельное состязание для женщин (FIM Women’s), в 2007 – для юношей (FIM Junior, ставшее в 2016 FIM Trial 2), и, наконец, в 2017 – для девушек (FIM Women’s Trial 2).

Второе по значимости событие в мире мототриала – международный Trials des Nations – «Триал нации», названный по аналогии с «Мотокроссом наций». Это ежегодное состязание по Outdoor триалу, приводящееся с 1984 года и организуемое в разных странах.

В 1995 году к немногочисленному классу для профессионалов, в котором выступало всего 5 стран, добавился дополнительный класс – International, где принимали участие команды уже из 15 государств. Как и в случае с ЧМ, в 2000 году в его рамках был организован отдельный класс для женщин. С 2012 года классический Trials des Nations дополнился Indoor-аналогом, получившим название FIM X-Trial des Nations.

Помимо соревнований мирового масштаба, конечно же, проводятся и национальные состязания. К примеру,

  • Scott Trial – британское соревнование по мототриалу на дальние дистанции. Проводится с 1914 года с небольшими перерывами и в настоящий момент имеет трассу длиной чуть более 135 км, разделенную на 76 секций.
  • NATC Trials Championship – североамериканское состязание, приводящееся с 1974 года.
  • The Land’s End Trial – английский заезд на сотни километров, в котором помимо мотоциклов также участвуют автомобили.

В России, как уже говорилось ранее, мототриал переживает не самые лучшие времена, поэтому даже такие крупные и значимые соревнования как Кубок и Чемпионат России по мототориалу до сих пор проводятся крайне нерегулярно, а имена отечественных спортсменов не появляются в таблицах мировых лидеров.



вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ