Дисциплины мотоциклетного спорта: стантрайдинг
12.02.2020

Дисциплины мотоциклетного спорта: стантрайдинг

Для того чтобы быть зрелищным и интересным даже стороннему наблюдателю, мотоциклетному спорту далеко не всегда нужны высокие скорости. Прямое доказательство этого факта – стантрайдинг. Здесь, как и в мотофристайле, гораздо большую роль играет мастерство спортсмена. Именно оно, в первую очередь, собирает вокруг небольшой площадки толпу зрителей.

О дисциплине в целом

Название дисциплины стантрайдинг буквально говорит само за себя: при дословном переводе с английского оно означает «трюковая езда». К этой фразе буквально нечего добавить, поскольку основа дисциплины – это выполнение трюков на мотоцикле, но, в отличие от уже упомянутого мотофристайла, они выполняются не во время прыжков, а при езде по ровной асфальтированной площадке.

Основной критерий, по которому оцениваются спортсмены во время соревнований – мастерство. Чем сложнее будут исполняемые участником трюки, и чем четче их выполнение, тем больше очков он получит от судий. Падения и незавершенные трюки наказываются штрафами, но наказание это весьма условное, так как итоговая оценка складывается из целой серии трюков, что нередко позволяет даже оштрафованному участнику выбиваться в лидеры соревнования.

Трюки стантрайдинга

Трюки

В основе стантрайдинга лежит всего 3 базовых трюка:

  • Wheelie – езда на заднем колесе,
  • Stoppie – эффектная остановка с подъемом заднего колеса,
  • Burnout – разгон заднего колеса без движения мотоцикла до появления дыма от покрышек.

На первый взгляд этого может показаться мало, но на практике на соревнованиях на базе их спортсмены могут показывать десятки различных вариаций трюков.

К примеру, на базе Wheelie строятся:

  • Highchair – езда на заднем колесе, сидя на бензобаке с перекинутыми через руль ногами,
  • 50/50 – аналогично предыдущему, но с перекидыванием через руль одной ноги,
  • Can can – езда стоя на подножке одной ногой, вторая нога вытягивается вперед,
  • Flamingo – противоположность предыдущего трюка – нога отводится назад,
  • Champion – Whillie с одной рукой, поднятой вверх,
  • Stall – остановка без опускания переднего колеса,
  • Switchback wheelie – езда на заднем колесе, во время которой райдер разворачивается спиной вперед.

На Stoppie основываются:

  • 180/270/360 Stoppie – торможение с поворотом заднего колеса на 180/270/360 градусов,
  • High chear stoppie – аналог wheelie, но во время езды на переднем колесе,
  • No hand stoppie – «стоппи» с отрывом рук от руля.

Burnout используется в качестве основы при выполнении:

  • Chainsaw – жгущий резину мотоцикл кружится во круг стоящего на земле райдера,
  • Track stand – «бернаут» без касания асфальта ногами,
  • Drift – занос заднего колеса при резком торможении,
  • Switchback drift – «дрифт», во время которого райдер сидит на мотоцикле спиной вперед.

Все вышеперечисленное – это лишь «базовый набор» и из года в год список неизбежно пополняется новыми, все более сложными трюками, а также различными акробатическими элементами (к примеру, стойкой на голове на седле байка), которые позволяют соединять отдельные элементы в полноценные зрелищные связки.

История стантрайдинга

История

На самом деле, история стантрайдинга практически лишена конкретных дат и подробностей. Фактически, жажда покрасоваться перед зрителями, сделав эффектный трюк, сопровождала мотоциклистов практически с самого начала, но к формированию полноценного направления она привела лишь ближе к самому концу 1980-х. К этому моменту мотостроение достигло той точки, когда с конвейеров начали сходить мощные, но достаточно легкие и маневренные мотоциклы, способные делать wheelie без дополнительных модификаций.

Родоначальником же дисциплины принято считать англичанина Гарри Ротвела, благодаря которому мир узнал и мгновенно влюбился в опасную, но крайне эффектную езду на заднем колесе. Несмотря на то, что «официальное» рождение стантрайдинга произошло в Великобритании, наибольшую популярность он обрел в других странах – во Франции, всегда бывшей пионером мотоциклетного спорта, и в США – родоначальником другой трюковой дисциплины – мотофристайла.

Первый чемпионат мира по стантрайдингу прошел уже в начале 1990-х годов. Весьма интересно, что, вопреки масштабу, мероприятие так и не получило официального статуса. Впрочем, это не помешало ни спортсменам, ни зрителям.

В Россию, где любовь к мотоциклам всегда была свойственна едва ли не каждому второму мальчишке, этот вид спорта пришел с большим опозданием – интерес к нему начал возрастать лишь в середине 2000-х. «Столицей» же новой дисциплины в России можно по праву считать Санкт-Петербург, где уже в 2004 году был организован первый «День стантрайдинга», собравший российских райдеров и ряд зарубежных гостей. В том же году спортсмены из Санкт-Петербурга также отправились представлять Россию на открытый командный Кубок Европы.

Вторым из важнейших событий в мире отечественного стантрайдинга стал «Первый Всероссийский турнир Stunt Battle», прошедший в Москве в 2008 году. После его завершения было решено организовать полноценную комиссию в рамках Федерации мотоциклетного спорта России, которая стала заниматься проработкой регламента и стандартизацией правил для будущих состязаний.

Сейчас стантрайдинг в России, да и во всем мире в целом, находится примерно в том же состоянии, что и 10-15 лет назад: направлением активно интересуются любители, профессионалы совершенствуют мастерство и все сильнее усложняют трюки, а также проводятся все более масштабные соревнования, в том числе чемпионат мира. Однако все это по-прежнему сопровождается одним большим «НО»: дисциплина все еще не признана ФИМ официальным видом мотоциклетного спорта. Впрочем, это – лишь вопрос времени, так как в подобном положении пребывали абсолютно все виды мотоциклетного спорта.

Мотоциклы для стантрайдинга

Несмотря на то, что сделать «вилли» может практически любой современный мотоцикл, сразу после схода с конвейера полноценно участвовать в соревнованиях по стантрайдингу на нем не получится.

В качестве основы обычно выступают спортивные модели или мотарды и питбайки. В соответствии с правилами МФР, мотоциклы делятся на 2 класса:

  • «Открытый» – с объемом двигателя до 598 см3,
  • Pro – двигатель более 598 см3.

Серийные мотоциклы не могут сразу участвовать в соревнованиях по стантрайдингу и требуют определенной модернизации. Ее степень напрямую зависит от мастерства спортсмена.

Стантрайдинг

Среди наиболее частых и важных модификаций можно выделить:

  • Установка кроссового руля или клипонов для более точного управления, возможности проносить ноги между ручками и защиты приборной панели во время падений.
  • Снятие лишних элементов: пластиковых накладок и фар.
  • Установка защитных дуг, клеток и подножек.
  • Замена задней звездочки на более крупную.
  • Регулировка подвески.
  • Решение проблемы «масляного голодания» при длительной езде на заднем колесе.
  • Установка укороченной выхлопной трубы.
  • Замена седла на модель с дополнительным отверстием под ноги и упорами.
  • Установка сабкейджа, раунд бара и бугеля – дополнительных трубчатых элементов в хвостовой части, увеличивающих жесткость конструкции и служащих опорой при выполнении трюков.
  • Замена бензобака на модель с вогнутой верхней частью.
  • Модификация тормозной системы, установка дублирующей ручки тормоза.
  • Замена резины на трековую для лучшего контакта с асфальтом.
  • Оснащение принудительным включением системы охлаждения двигателя.

Выпуском «стантовых» деталей для серийных мотоциклов занимаются сторонние компании, например, американская One Point Performance. Обычно они производятся под конкретную модель мотоцикла, потому трудностей с их «подгонкой» не возникает.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ