Как осуществляется навигация на кросс-кантри ралли?
10.12.2019

Как осуществляется навигация на кросс-кантри ралли? Как гонщик строит маршрут

Гонки кросс-кантри ралли — настоящий вызов для гонщика и его техники. В этом вы могли убедиться, если читали наш предыдущий материал. Однако в нем мы практически не раскрыли одну из наиболее интересных особенностей этой дисциплины — ориентирование на открытой местности. И именно ей сегодня уделим особое внимание.

Особенности трассы

Во всех других гоночных соревнованиях трасса всегда известна заранее и вполне читаема с первого взгляда. Более того, успех в дисциплинах вроде MotoGP или супербайк во многом зависит именно от ее знания и умения проходить каждый из виражей.

Гонки кросс-кантри ралли

С кросс-кантри ралли все гораздо интереснее. Каждый заезд приставляет собой заранее подготовленную последовательность независимых участков. Это могут быть как скоростные отрезки, проходящие по строго определенной трассе, так и продолжительные заезды по открытой местности, так называемый «офф-роад».

На спецучастках, независимо от типа дорожного покрытия, практически единственной задачей участника является прибытие «из пункта А в пункт Б». Однако, заветные точки никогда не соединены прямой, и ориентироваться в том, как следует преодолевать каждый отрезок, приходится буквально на ходу, используя специальное оборудование.

Средства навигации

Основными «инструментами» каждого участника являются GPS-навигатор, дорожная книга и терратрип.

Навигатор

Фактически, участниками даже самых крупных заездов используются вполне обычные GPS-навигаторы, но не автомобильные, а судовые — только они обладают необходимым функционалом. В частности, они позволяют отмечать точки на карте и задавать радиус вокруг них — на этой особенности строятся все правила прохождения маршрута. Используемый навигатор персонализирован серийным номером, привязанным к спортсмену, поэтому обмен оборудованием между участниками строго запрещен и грозит дисквалификацией.

Навигатор на гонках кросс-кантри ралли

Дорожная книга

Дорожная книга — это четкая последовательность обязательных точек маршрута, основных ориентиров и направлений движения, по которой спортсмен осуществляет ориентирование. Помимо самого маршрута она обязательно включает полный перечень условных обозначений, описание этапа, а также дополнительную информацию о возможных опасностях.

Путь обозначается двумя видами линий:

  • сплошной, когда он проходит по существующей дороге,
  • пунктирной — при движении по пересеченной местности.

Дорожная книга может быть электронной (в виде загружаемого файла для смартфона или планшета) или, что гораздо чаще, бумажной. Бумажная дорожная книга представляет собой скрученную в рулон ленту с нанесенной на нее таблицей, содержащей условные обозначения. Для того чтобы беспрепятственно использовать ее во время гонки, при этом, не отвлекаясь от трассы, требуется «перемотка» — специальная «база», которая не только удерживает ленту в расправленном состоянии, но и позволяет с помощью небольшого электромотора быстро «прокручивать» ее по мере прохождения трассы.

Терратрип

И последний прибор, без которого навигация становится невозможной — терратрип. Его основная функция — отсчет пройденного расстояния между двумя контрольными точками и общей дистанции этапа. Эти данные также указываются в дорожной книге участника. Терратрип обычно устанавливается в автомобилях, однако гонщики на мотоциклах, ввиду ограниченного места на приборной панели, могут обходиться и без него, руководствуясь показаниями одометра и указателя суточного пробега, но только в том случае, если у последнего есть функция корректировки.

Методика прохождения маршрута

Маршрут на гонках кросс-кантри ралли

Основная задача спортсмена — последовательно активировать все GPS-точки спецучастка, заданные с помощью координат. Точки делятся на 4 типа:

  • WPV — Visible Waypoint — информационная точка, отображающая время на границах бивуака — зоны для дозаправки или ремонта,
  • WPS — Waypoint Safety (Security) — точка вблизи опасных объектов,
  • WPM — Waypoint Hidden — скрытая точка, иногда заменяющая на WPC — Waypoint Control — точку контроля,
  • WPE — Eclipse way point — точка активирующая GPS навигацию на отрезке пути, если была пройдена предыдущая точка маршрута.

Каждая точка представляет собой две окружности с различными радиусами. При въезде в первую активируется полный функционал навигатора, в том числе расстояние до данной точки (точка «открывается»), при въезде во вторую — точка фиксируется на карте маршрута. Радиус окружности, открывающей и активирующей точку, зависит от ее типа.

В промежутках между точками гонщику приходится руководствоваться исключительно дорожной картой и двумя показаниями GPS-навигатора — скоростью и компасом, направление движения он начинает показывать только после того, как точка будет «открыта».

Пропуск точки грозит назначение штрафного времени:

  • +20 минут за каждую пропущенную точку WPV, WPM или WPE,
  • +120 минут — за WPS.

Использование GPS в аварийной ситуации

Поскольку кросс-кантри ралли даже в самом «коротком» формате баха остаются крайне сложными и травмоопасными соревнованиями, подготовке к экстренным ситуациям отводится огромное внимание. Это относится и к GPS-навигации.

В том случае, если участник гонки по каким-то причинам не может прийти к следующей контрольной точке в штатном режиме, он может воспользоваться одним из двух кодов, разблокирующих навигацию.

  • «Код WPM» выдается организаторами, контролирующими процесс гонки, по запросу участника, отправленному через его спутниковую систему слежения. Он активирует отображение всех контрольных точек маршрута и основные функции навигатора, в обычном режиме гонки на участках между точками остающиеся недоступными. Использование этого кода ведет к штрафу: +3 часа за каждое из трех первых использований, +6 часов — за каждое последующее.
  • «Аварийный код» используется в том случае, если гонщик не может продолжать гонку и хочет сойти с этапа. Помимо разблокировки всех функций GPS он дает возможность ручного ввода координат. Штраф за использование — +6 часов.

Вместо заключения

Человеку неподготовленному, привыкшему наблюдать за ходом гонки по телевизору, все вышеозначенные правила и сама система навигации могут показаться чрезвычайно сложными и непонятными. На практике же абсолютно все аспекты прохождения трассы строго регламентированы, а необходимость построения маршрута по координатам воспринимается гонщиками как вызов и шанс доказать свое мастерство. Возможно, именно поэтому с каждым годом число гонщиков-любителей, принимающих участие в кросс-кантри ралли только растет.



вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ