Классы соревнований в мотокроссе
Мотокросс, или же просто MX, как мы уже убедились в предыдущем материале – это одна из самых старых и основных мотоциклетных спортивных дисциплин. За годы существования она не только несколько раз меняла правила и породила ряд отдельных направлений, но и существенно расширилась за счет появления нескольких классов соревнований. О том, чем они различаются, и какие особенности присущи каждому из них мы и расскажем сегодня.
Немного истории
Для начала стоит акцентировать внимание на том, зачем вообще необходимо деление соревнований на классы в мотокроссе. Основой ему служит используемый мотоцикл, а точнее, его параметры.
Изначально для состязаний использовались стандартные дорожные мотоциклы, но с развитием спортивного направления и автомобильной индустрии, стало понятно, что это решение далеко не оптимально.
Во-первых, из-за того, что трасса гарантированно включала препятствия, нагрузка на мотоцикл неизбежно возрастала, что приводило к постоянным поломкам. В частности, больше всего страдала выхлопная труба, неизбежно получавшая повреждения при преодолении трамплинов, а также зеркала и фары – наиболее хрупкие узлы, страдающие во время падений спортсменов.
Во-вторых, большую роль стал играть общий вес конструкции – чем он меньше, тем больше полезной мощности можно было получить от двигателя, и тем проще было управлять мотоциклом гонщику. В связи с этим от бесполезных в данном случае частей было принято отказаться. К их числу относится вся электрическая часть и наиболее хрупкие элементы конструкции.
Наиболее важным же конструктивным изменением стала установка специальных моделей моторов, при проектировании которых старались достичь двух целей:
- сделать мотор более легким, поскольку его влияние на общий вес было наиболее сильным,
- вывести на первый план крутящий момент, а не максимальную скорость, так как гонщикам требовалось более уверенное поведение машин на сложных участках.
Так с конвейеров производителей, выпускающих серийные кроссовые мотоциклы, стало выходить достаточно внушительное количество моделей, различающихся установленным двигателем и, как следствие, мощностью. А поскольку мотокросс уже давно стал считаться официальным видом спорта, потребовалось строго разграничить их применение для достижения максимальной честности соревнований и равенства спортсменов.
Актуальные классы и основные требования
Основными характеристиками любого бензинового мотора являются имеющие прямую зависимость объем и мощность. И именно по первой из них и было осуществлено деление на классы соревнований в мотокроссе.
- «50 см3» – мотоциклы используются в первенствах начинающих спортсменов возрастом 5-8 лет. Оснащаются автоматической трансмиссией.
- «65» – первенства среди мальчиков 8-12 лет. У этих и более мощных машин трансмиссия исключительно механическая.
- «85» – первенства среди юношей возрастом 11-14 лет. Допускаются модели с 2-тактными двигателями объемом 85 см3 и 4-тактные объемом 125 см.
- «125» – первенства юношей возрастом 13-17 лет. Двигатели исключительно 2-тактные, объем 100-125 см3. Этот же класс относится и к чемпионатам, в том числе, Чемпионату России. В этом случае к участию допускаются юноши от 15 лет. Мотоциклы могут иметь 2-тактные моторы объемом 100-125 см3 или 4-тактные объемом 175-250 см3.
- «250» – чемпионаты среди юношей от 15 лет и мужчин. Допускаются мотоциклы с 2-тактнымыми двигателями объемом 175-250 см3 и 4-тактные объемом 290-450 см3. Условно, этот класс можно считать основным, так как соревнования в нем проводятся чаще всего.
- «500» – юноши и мужчины от 15 лет на 2-тактных мотоциклах с объемом двигателя 250-300 см3 и 4-тактных 350-500 см3.
Помимо вышеперечисленных, существует ряд дополнительных классов:
- «250 2Т» – только двухтактные машины с мотором 250-300 см. Возраст участника – от 15 лет. Заезды всегда проводятся отдельно от класса «250».
- «Открытый» – мужчины от 35 лет на 2-тактным мотоциклах с мотором 100-500 см3 или 4-тактных с двигателем 175-650 см3.
- «750 см3» – отдельный вид мотокросса на мотоциклах с колясками. Возраст спортсменов-водителей – от 18 лет, колясочников – от 16 лет. Допустимые модели – любые с мотором до 750 см3.
Какой именно класс будет использоваться в конкретных состязаниях, а также действующие ограничения по объему двигателя и возрасту участников всегда указываются в актуальных правилах, публикуемых до начала регистрации спортсменов.