Легендарные трассы России: Невское Кольцо
После небольшого перерыва продолжаем рассказывать о самых знаковых трассах для российского и советского мотоспорта трассах, но на этот раз уже более детально. И начнем с крайне интересного примера из северной столицы – легендарной трассы «Невское кольцо» и ее интересной истории. Правда, наибольшую популярность она обрела как трасса для автогонок, но мотоциклисты приняли в ее становлении самое непосредственное участие. Если бы не пилоты двухколесных железных коней, возможно, столь легендарного трека для шоссейных гонок в СССР так и не появилось.
Когда все началось
Как и большинство самых главных трасс для российского мотоспорта, созданием «Невского кольца» занялись еще в СССР. Причем ситуация получилась достаточно интересной.
Трасса расположилась вокруг стадиона имени Кирова в Приморском парке Победы, что на Крестовском острове. Вопреки названию, она представляла собой она не классическое кольцо, как, например, в спидвее, которое бы окружало стадион с обеих сторон, а две длинные дуги, замкнутые несколькими крутыми поворотами. В итоге даже при небольшой продолжительности трек получился очень интересным и сложным. Первая схема выглядела следующим образом.
Интересно, что при всей значимости для советского спорта и при всей на тот момент передовой инновационности, в истории не сохранилось данных о том, с какой целью изначально он был отстроен. С большой вероятностью самый первый вариант кольца изначально предназначался для велосипедистов, поскольку располагался он в парковой территории, прилегающей к футбольному стадиону. Однако есть данные о том, что первые интересующие нас гонки на нем прошли в уже далеком 1956 году. Причем пионерами на треке стали именно мотогонщики, вышедшие, на старт в рамках Всесоюзного первенства ДОСААФ по мотогонкам. А чуть позже – и международные мотогонки.
Эти события дали мощный старт развитию трека в новом направлении. Первые показательные заезды на автомобилях здесь прошли годом позже, в 1957. Это были состязания на гоночных автомобилях, организованные газетой «Смена» – событие не самое масштабное, но в перспективе оказавшееся крайне важным. В ходе него стало понятно, что для более масштабных мероприятий покрытие трека требует частичной модернизации. Она была произведена в 1958, и именно этот год (вопреки ранее проведенным мотосоревнованиям и автозаездам) считается годом официального открытия «Невского кольца», поскольку 5 октября здесь прошли первые масштабные автогонки.
К слову, обратить на него внимание автомобилистов заставило участие советских гонщиков в международных автогонках, например, в Ралли Финляндии в 1958 году. Причем зарубежным спортсменам они составляли конкуренцию на «Москвичах». Конкретно в этом состязании особых успехов добиться не удалось, но, тем не менее, Международная автомобильная федерация (она же FIA) начала фиксировать первые рекорды, установленные автогонщиками из СССР. А поскольку уверенный прогресс в этом направлении наметился, нашим гонщикам нужна была база для тренировок. Ей-то и стало «Невское кольцо», получившее статус первой в СССР трассы с малой длиной круга.
Какой получилась трасса?
На этом моменте стоит сделать небольшое отступление и рассказать, о том, какой же в итоге получилась трасса на момент «Официального старта». Ведь помимо уже упомянутой сложности здесь есть еще несколько интересных фактов.
Во-первых, движение по треку было организовано против часовой стрелки и за счет своей формы, по большей части, состоящей из двух развернутых в одну сторону дуг, все повороты были левыми. Большая часть из них – крутыми – 90° и острее. К слову, старт долгое время располагался в центральной части внутренней дуги, получившей впоследствии название «малый радиус».
Во-вторых, из-за формы трассы, в особенности длинных радиусных участков, на которых можно было уверенно набирать высокую скорость, шины машин и мотоциклов очень активно изнашивались, что создавало определенные проблемы для участников – все-таки о спонсорской поддержке в то время не могло быть и речи. Более того, и к самой технике требования были не самые стандартные. Например, хорошо сбалансированная подвеска здесь оказывалась куда важнее, динамики разгона и торможения.
В-третьих, ощутимую роль играло прибрежное расположение трассы у Финского залива. Из-за смены направлений ветра периодически очень ощутимо менялась влажность, из-за чего регулировка состава топливной смеси для 2-тактных двигателей становилась очень непростой задачей.
В-четвертых, вопреки динамичности изгибов дороги, перепад высот здесь практически отсутствовал – по ходу круга он не превышал 1,5 м.
В-пятых, реальная длина круга долгое время оставалась загадкой. Дело в том, что во всех официальных данных и документах первых лет, постоянно указывались разные значения: 3200 м, 3300 м и 3360 м. Причем за это время каких-то корректировочных работ не проводилось. Скорее всего, на изменения влияла траектория «вылета» гонщиков на первом повороте после старта, позже названном «Рестораном», которая и прибавляла к исходной длине трека еще 100-160 м. В итоге единственным официальным значением протяженности стала цифра 3260 м.
И, наконец, в-шестых, привычное ныне название «Невское кольцо» появилось значительно позже, только в 1960-х. Изначально трек часто называли «Ленинградской трассой» или «Трассой стадиона имени Кирова» – все-таки футбольное сообщество, с которым здесь мирно соседствовал мир авто- и мотогонок, было гораздо сильнее, а потому и стадион был известнее.
Расцвет и неожиданные проблемы
В 1961 году маршрут был слегка переработан. А именно старт с середины малой дуги был перенесен на поворот, предшествовавший ей. В остальном трек остался тем же. И именно 60-е годы можно назвать эпохой расцвета трассы. В этот период здесь проводилось множество различных гонок, включая международные соревнования, в том числе, один из этапов Кубка дружбы социалистических стран. А также на старт неоднократно выходили авто- и мотогонщики из Финляндии и ГДР.
Но вслед за десятилетием расцвета неожиданно пришел период падения популярности. Дело в том, что в начале 70-х было реконструировано несколько других гоночных треков – в Риге, в Таллине и под Минском.
Из-за этого поток участников с самого интересного (но далеко не самого стандартного) трека схлынул. Кроме того, за все время активной эксплуатации «Кольца» мероприятия по его реконструкции, улучшению комфорта зрителей или повышению безопасности гонщиков не проводились ни разу. Все это привело к тому, что в 1977 прямо в ходе Чемпионата Ленинграда погиб местный гонщик Александр Лебедев. Это, к слову, был уже второй несчастный случай за время существования трассы – первый случился в 1961, когда во время одной из тренировок насмерть разбился другой ленинградец, Николай Сорочинский. В итоге после завершения сезона доступ трек перестал принимать соревнования. Правда, случилось это не из-з несчастного случая, а по другой причине: началась реконструкция стадиона имени Кирова – следующим летом он готовился принимать футбольные команды в рамках XXII летних Олимпийских игр.
Изначально планировалось, что вместе с модернизацией стадиона будет, наконец, реконструировано и «Невское кольцо». Но этого не случилось, и одна из ведущих трасс СССР для шоссейно-кольцевых гонок прекратила свое существование.
Перерождение
После распада СССР, в самом начале 90-х внимание к трассе начало вновь расти. Она была в полнейшем упадке, но все же частично сохранила инфраструктуру, поэтому восстановить ее было легче, чем строить новый трек с нуля. Кроме того, многие еще помнили золотые годы этого места и откровенно скучали по прибрежному воздуху и особой атмосфере, царившей здесь когда-то.
Новый виток в жизни «Невского кольца» начался в 1993. Она не просто претерпела ремонт, но и была частично реорганизована. Новая инкарнация трассы стала выглядеть следующим образом:
Общая длина чуть сократилась и составила 2670 м. Вместе с переработкой траектории «Кольцо» наконец-то получило должную техническую поддержку. Здесь периодически меняли асфальтовое покрытие, дорабатывали безопасность, работали над улучшением комфорта и инфраструктуры. Параллельно с гонками (правда, автомобильными) все это продолжалось примерно до 2000 года, пока в итоге в России не появился по-настоящему современный автодром, которым можно было гордиться. Но и эта идиллия, к огромному сожалению, не продлилась долго.
В 2006 году кольцо вновь оказалось закрыто для проведения «больших» заездов в связи со сносом самого стадиона для строительства нового, современного стадиона европейского уровня по проекту японского архитектора Кисё Куросава. Строительство стартовало в 2007 и в этот период в южной части «Невского кольца» все еще работал картинг. А стройка оказалась настолько тяжелой, что официально была введена в эксплуатацию новая «Газпром Арена» только в декабре 2016 года.
Изначально в 2008 году было объявлено о том, что трасса также будет реконструирована, а на прилегающей территории появится вся необходимая инфраструктура, включая парковку, трибуны, пресс-центр и пункт управления гонкой. Однако в 2010 было решено отдать часть территории под дополнительную многоэтажную парковку, относящуюся к стадиону и выдвижное поле. В итоге из-за изменения исходного плана и затянувшегося строительства планы по реконструкции трассы не были реализованы. А картинг, работавший на одном из участков, и фактически являвшийся последней частью трассы закрылся в 2013. Легендарное «Невское кольцо» прекратило свое существование.
Наследие
В заключение стоит сказать, что звучное название у отечественных мотоциклистов до сих пор на слуху. Правда, теперь им именуют совершенно другое место – «Автодром Санкт-Петербург» в ленинградской области. В нем трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок организована вокруг прямой для драг-рейсинга, поэтому траектория движения здесь также весьма необычная, и выделяется высокими скоростями и относительной простотой. Правда, из-за технического состояния трассы крупные мото-соревнования здесь не проходят уже почти 10 лет. Но все желающие могут испытать свои силы на регулярных трек-днях. Жаль только, что возможно это уже совсем не на том «Невском кольце».