Самые значимые треки для спидвея в России: СТК им. Анатолия Степанова (Тольятти)
Вслед за ключевыми трассами для российского мотокросса переходим к трекам для гонок на гаревой дорожке или, проще говоря, спидвея. Казалось бы: ну что тут может быть интересного? Кольцо и кольцо. Но у «крупных» трасс, как минимум, есть своя история, а также особенности в техническом оснащении. И одним из самых выдающихся треков в России можно считать спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова в Тольятти.
Где расположен?
СТК имени Степанова расположен по адресу: Самарская область, Тольятти, ул. Родины, 40. То есть, на окраине города, но при этом в хорошей доступности, тогда как большинство (но не все) трасс для мотокросса располагается либо в пригороде, либо в промзонах.
Но интересен здесь и другой момент. Место было выбрано не случайно, а вообще предопределено. Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории.
Экскурс в историю
СТК имени Анатолия Степанова вырос на месте стадиона «Строитель», существовавшего с далекого 1963 года. Стадион был отстроен «Куйбышевгидростроем» – одной из крупнейших местных строительных компаний. С самого начала он был многофункциональным: тут было и футбольное поле, и беговая дорожка, и стрелковый тир, и даже пара кружков – авиамодельный и радиолюбительский. А еще тут проходили курсы водителей и мотоциклистов. Знаковым моментом в жизни стадиона можно считать 1967 год. Именно тогда при спортивно-техническом клубе ДОСААФ была создана спидвейная команда «Жигули». Несмотря на молодость, в том же году она стала участницей Чемпионата СССР по спидвею, а «Строитель» обрел новый статус, став для нее домашним стадионом.
Интересно, что спидвей изначально не считался ключевым видом спорта для стадиона. Да, трек здесь был, но в административном здании стадиона не нашлось места ни для гонщиков с их техникой, ни даже для руководства мотоспортивного направления. Первым приходилось ютиться в паре небольших боксов под трибунами, а последние вообще работали за пределами территории, в одном из городских общежитий. А еще очень долгое время существовала чисто бюрократическая проблема: с администрацией приходилось согласовывать не только крупные соревнования, но и тренировки, которые зачастую мешали тренировкам футбольным. В общем, спидвей был, но был, очевидно, не в приоритете.
Несмотря на все сложности, «Жигулям» все-таки удалось выбиться в лидеры и даже доказать важность всего спортивного направления. В результате владельцы стадиона из «Куйбышевгидростроя» решились на реконструкцию. В результате руководство спидвейного направления наконец-то получило собственное административное здание, гонщики – раздевалки и полноценные боксы для мототехники. А в итоге даже было принято решение отказаться от футбольных поединков и «перевести» стадион исключительно на технические виды спорта. В частности, начиная с 1977 года, здесь начали проводить соревнования не только по классическому спидвею, но и по гонкам на льду.
Настоящий расцвет спидвея на «Строителе» пришелся на 1980-е. Зрители валили на гонки огромными компаниями и целыми заводскими бригадами, причем заполняться трибуны начинали задолго до начала соревнований: многие приходили пораньше, чтобы занять более удобные места рядом с финишем. Но была и другая, не столь очевидная, причина: в техническом плане стадион, несмотря на модернизацию, был далек от идеала. Например, трек был отделен от зрителей только невысоким деревянным забором, из-за чего на поворотах гаревое покрытие из-под колес гонщиков долетало до верхних рядов трибун.
При этом развитие стадиона все же прослеживается. К примеру, в 1986 году на нем заработала детская секция, в которой мальчишки 14-16 лет стали практиковаться на спидвейных мотоциклах. В общем, был дан старт спортивному воспитанию будущих местных чемпионов. Примерно в тот же период была проведена техническая работа – было заменено покрытие трека в соответствии с международными стандартами, что позволило организовать международные состязания.
Период упадка и внезапные повороты
Но, как и в любой истории, период расцвета обязательно рано или поздно сменяется периодом упадка. Не стал исключением и «Строитель», и даже несложно догадаться, на какой период он пришелся. Примерно к 1989 году у местного клуба начались финансовые трудности. И если до 1990 он кое-как с ними справлялся, буквально двигаясь по накатанной, то после Чемпионата’90 окончательно встал вопрос о его закрытии. Но этого, к счастью не случилось. В 1992 «Куйбышевгидрострой» закрылся, и от былого финансирования не осталось и следа. Поставки новых мотоциклов и запчастей прекратились, самые сильные гонщики покинули команду в поисках лучших условий для продолжения карьеры, и даже официальное обращение в местную власть не возымело результата – в городском бюджете не нашлось средств, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Соответственно, ни о какой модернизации или поддержке стадиона для разваливающейся команды речи быть не могло. Но, к счастью, окончательно завянуть ни команда, ни стадион не успели.
Как это часто бывало в 90-х, за дело взялись частные энтузиасты. Сначала Ахмет-Аги Тофик Оглы Гасанов – тольяттинский предприниматель, автогонщик и владелец Группы компаний «Мега-Лада», который выкупил стадион и вложил личные средства не только в его модернизацию, но и в возвращение команды к жизни. И, надо сказать, ему это удалось – спидвейный клуб уже в 1994 стал Чемпионом России. Однако лихие 90-е взяли свое, и в 1996 Гасанова не стало. К счастью для местного спидвея, его начинания поддержал Анатолий Степанов, кандидат в мэры города и глава Центрального района. Сначала он взял клуб под свою опеку, а затем стал ее полноправным президентом. Правда, официально в эту должность он вступил только в 2000 году. К слову, клуб был переименован в хорошо известную всем «Мега-Ладу» уже в 1996.
Новый расцвет
Новый период действительно ознаменовал новый расцвет, причем не только клуба, но и стадиона. Все-таки к этому моменту «Мега-Лада» уже считалась одним из сильнейших, если не самым сильным, спидвейным клубом России а, возможно, и мира. И ее домашний стадион, часто выступавший полем для гораздо более масштабных и важных соревнований, словно бы должен был соответствовать новому титулу. Официально вступивший на пост президента клуба Анатолий Степанов привлек к возрождению местного спидвея не только администрацию области, но и действующего губернатора. Ожидаемо, подобное подспорье быстро возымело плоды, и стадион из наследия СССР стал превращаться в по-настоящему современный спортивный объект. Именно в этот период, в 2003, здесь началась первая по-настоящему масштабная реконструкция, призванная привести техническое состояние на тот момент еще «Строителя», к современным стандартам.
Обновленный стадион получил комфортные крытые трибуны, которые были, к тому же, существенно расширены – вместо 5000 зрителей теперь они вмещали 15 000. Плюс была приведена к высочайшим европейским стандартам и сама трасса, а также оборудована вся необходимая инфраструктура, как для гонщиков, так и для организаторов, судей и зрителей. Причем в расчет брали организацию не только «летних», но и ледовых соревнований. Позже здесь же заработал спортивный бар, гостиница для участников и, что самое главное – юношеская спидвейная школа, открытая в 2006, и единственная в России детская дорожка.
Конечно же, вся работа была проведена не просто так. Ближе к началу 2010-х стадиону был присвоен класс «А» – высший по международной классификации. Это позволило официально проводить состязания любого, даже самого высокого разряда по классификациям и лицензиям FIM и UEM. Подобной оценки на тот момент были удостоены всего 4 стадиона по всему миру. В итоге, в 2009 году стадион приминал Финал Личного кубка Европы, а в 2010 – отборочного этапа на Гран-При Челлендж. В общем, именно в этот период стадион обрел тот вид, который имеет сегодня. Но прежде чем переходить к традиционному для нашей серии статей описанию характеристик, нужно уточнить еще один момент. Название.
«Строитель» был переименован в СТК имени Анатолия Степанова в 2010 году и, к огромному сожалению, не только по причине огромных его заслуг, а потому, что действующий директор спидвейного клуба трагически скончался в феврале 2009 года. И это событие стало огромным ударом по всему сообществу и, кончено же, по команде. Тем не менее, ей все же удалось пережить эту потерю, и продолжить работать на результат, но уже под управлением сына бывшего президента, Алексея Степанова.
Что же до СТК, то он все еще остается важнейшим стадионом для отечественного спидвея, что подтверждается постоянным участием в крупнейших Чемпионатах страны.
Параметры трека
- Общая длина – 353 м.
- Детская дорожка – 130 м.
- Ширина на прямых – 11 м.
- Ширина на поворотах – 16 м.
- Внешний радиус – 42 м.
- Внутренний радиус – 31 м.
- Глубина основания – 1 м, песок, щебень.
- Глубина покрытия – 30 см, гранитная крошка.
- Сплошные стационарные ограждения.
- Электростарт, табло, световая индикация, радиосвязь.
- На территории расположен медицинский пункт, во время заездов дежурит машина пожарных.