Что значит команда в мотоциклетном спорте?
В случае победы на крупных соревнованиях в любой из дисциплин мотоспорта вся слава достается гонщику. Но всегда ли за победой стоит только он? Конечно же, нет. В подготовке к решающей гонке ему помогает целая команда специалистов.
Стандартный состав команды
От чего зависит успех любой мотогонки? От уровня подготовки самого гонщика и от технического состояния его «железного коня».
С первым пунктом все достаточно просто: для достижения хороших результатов спортсмену приходится постоянно тренироваться, причем это относится не только к управлению мотоциклом. Огромное значение имеет и общий уровень физической подготовки. Особенно это касается мотокросса и дисциплин, где трасса проложена по бездорожью, поскольку только для того, чтобы постоянно удерживать на ней мотоцикл требуется хорошая выносливость, тренировать которую помогают строго распланированные кардио тренировки.
Что же до технического состояния мотоцикла, то за него отвечают инженеры и механики, причем они не только ремонтируют машину между чемпионатами, но и участвуют в процессе гонки. Наиболее показательными в этом плане выглядят такие мотоспортивные дисциплины как MotoGP и Супербайк, где обязательными «спутниками» соревнований выступают бокс для мотоцикла и комплект сменной резины, практически мгновенно изнашивающейся о покрытие трека.
Полный состав команды выглядит примерно так:
- Владелец команды – это может быть один человек или компания-производитель мототехники.
- Генеральный директор – им может быть владелец команды или отдельный человек.
- Директор – занимается административными вопросами, принимает решения об участии в конкретных соревнованиях, работает со спонсорами и спортсменами.
- Менеджер - несет ответственность за организационную деятельность.
- Пилоты – обычно их несколько, причем некоторые могут выступать в одном классе. Это нужно для того, чтобы иметь возможность выбора между участниками, которые будут представлять команду на крупном соревновании. В отдельных дисциплинах команду может представлять сразу несколько пилотов. Одновременно пилот может состоять только в одной команде и не может менять ее в период чемпионата.
- Механики и инженеры, в том числе, шеф-механик и инженер-телеметрист. Механики могут работать как на всю команду в целом, так и на конкретного пилота. В последнем случае организуется несколько небольших команд механиков, состоящих из 2-4 человек, каждая их которых обслуживает конкретный мотоцикл.
- Тренеры пилотов – обычно это профессиональные мотогонщики, закончившие свою карьеру.
- Спонсоры – производители мототехники, запчастей или экипировки. Спонсорство – обоюдовыгодный процесс: спортсмены получают финансирование или бесплатные детали для мотоциклов, а спонсоры – именитого гонщика, регулярно появляющегося на экранах и фотографиях в СМИ с логотипами компании на мотоцикле или одежде.
Интересна ситуация с техникой внутри команды. Обычно у каждого гонщика есть собственный мотоцикл, на котором он выступает постоянно, однако возможны и другие варианты. Например, некоторые правила допускают использование одного мотоцикла несколькими участниками по предварительному согласованию, а также наличие дополнительной, запасной техники.
Исключения из правила
В случае с шоссейно-кольцевыми гонками состав команды, включающий нескольких специалистов, четко регламентирован, но в других дисциплинах бывают исключения.
Наиболее яркий пример – мотоциклисты, участвующие в кросс-кантри ралли. В отличие от экипажа грузовика, в которые входит не только водитель, но и штурман, и механик, участник на мотоцикле берет все обязанности по ориентированию и даже ремонту мотоцикла на себя. Более того, это не просто вынужденная необходимость, а строго прописанная правилами часть гонки. Привлечение посторонних лиц, за исключением официального технического сопровождения, в этом случае может стать причиной дисквалификации.
Суровый российский мотоспорт
В заключение стоит отметить, что вышеуказанный состав команды является условным «идеалом», однако на практике, и особенно в России, он соответствует идеалу далеко не всегда.
Основная проблема для отечественных спортсменов заключается в практически полном отсутствии финансирования со стороны. Даже у сильных гонщиков, не раз занимавших призовые места и выступающих в составе мотокоманд, нет спонсоров, которые могли и желали бы полностью финансировать их участие. Поэтому практически все отечественные мотоциклисты являются и механиками в одном лице – купленный на свои деньги мотоцикл заправлять и ремонтировать в перерывах между заездами приходится самостоятельно. Эту особенность российского мотоспорта многие опытные спортсмены и тренеры всегда подчеркивают, отвечая на вопросы новичков.
Исключением в данном случае являются лишь некоторые детские и юношеские мотошколы. Часто на их базе также образуется собственная команда, участники которой принимают участие в региональных, а иногда и всероссийских соревнованиях. При этом для обучения, тренировок и выступлений школой может быть организован собственный парк мотоциклов, а их техническим обслуживанием нередко занимаются штатные механики. В этом случае организационная форма достаточно сильно напоминает западные спортивные команды.