Блог
21.01.2021

Главные мировые соревнования по мотокроссу

Мотокросс по праву может считаться одной из самых первых мотодисциплин в мире, постепенно превратившихся из любительских заездов в профессиональные гонки. Более того, ряд таких гонок со временем получил статус главных мировых соревнований, став заветной целью для гонщиков из разных стран. О них, а также о некоторых локальных, но достаточно важных для сообщества мотокроссовых гонках мы и расскажем сегодня.

Чемпионат мира по мотокроссу

Несомненно, главнейшим и самым желанным событием, однажды стать частью которого мечтает каждый профессиональный кроссмен, является Чемпионат мира по мотокроссу. Высокий статус подчеркивается и тем, что его организацией занимается сама FIM – Международная Мотоциклетная Федерация.

Впервые гонка получила официальный статус Чемпионата мира в 1957 году, но на самом деле она существовала еще с 1952, просто была не столь масштабной, поэтому носила статус Чемпионата Европы. Первый же ЧМ проводился в самый разгар мотосезона – с мая по август и состоял из 9 этапов, каждый из которых проходил в новой стране. Победитель каждого этапа награждался «главным призом» страны, в которой проводилась гонка. Первым же официальным Чемпионом мира стал швед Билл Нильссон. Вместе с Чемпионатом в том году также проводился дополнительное первенство для мотоциклов с двигателем 250 см3. Оно было реализовано в виде отдельных заездов, проходивших на каждом этапе. А уже в следующем году первенство было полноценно включено в чемпионат в виде отдельного класса. Сам же ЧМ разросся и стал насчитывать уже 12 этапов.

Весьма интересно, что, несмотря на официальный статус, правила первых чемпионатов были весьма условны и размыты. Фактически 2 главных требования к трассам заключались в том, что общая дина всех кругов должна превышать 20 км, а сложность рельефа не должна позволять пройти дистанцию быстрее, чем за 1 час 20 минут. Была определенная свобода и в организационном плане. Этап мог проходить в виде:

  • 2 квалификаций + 1 финального заезда,
  • 2 заездов с суммой результатов,
  • 1 заезда.

К слову, один из этапов Чемпионата Мира даже проводился в СССР, в Москве, и советские спортсмены достаточно быстро заявили о себе. Так уже в 1963 году Игорю Григорьеву удалось завоевать бронзовую медаль Чемпионата, а в 1965 выступавший в классе 250 см3 Виктор Арбеков одержал победы на 5 этапах и стал первым советским гонщиком, получившим титул чемпиона мира. Но вернемся к самому соревнованию.

В начале 90-х бывший на тот момент основным класс 500 см3 стал постепенно терять популярность. Пожалуй, настоящим переломом в этом плане стал отказ японских производителей от выпуска соответствующих мотоциклов – они как один переключились на производство 250-кубовых машин. В итоге именно этот класс, некогда бывший лишь дополнением к основному Чемпионату, встал во главу соревнования и продержался на этой позиции вплоть до начала 2000-х.

В 2003 году в мотокроссе наметились очередные весомые изменения. На первый план начали выходить более современные 4-тактные мотоциклы, что не могло не сказаться на правилах главного кроссового события мира. Уже в 2004 году классы из 125сс и 250сс были переименованы в MX2, где допускалось участие 125-кубовых 2т и 250-кубовых 4т мотоциклов, и MX1, включавший двухтактные модели с мотором 250 см3 и 4-тактные 450-кубовые машины. Класс 500сс, соответственно, переименовали в MX3, допустив к гонкам мотоциклы 500сс 2т и 600сс 4т.

В 2014 году список классов еще раз поменялся:

  • MX1 был переименован в MXGP,
  • MX3 из-за низкой популярности был упразднен.

В настоящий момент «основной» Чемпионат мира по мотокроссу проводится в 3 классах:

  • MXGP – «королевский» класс,
  • MX2 – 250cc,
  • WMX – Чемпионат мира по мотокроссу среди женщин. Впервые был проведен в 2008 году. Несмотря на статус отдельного чемпионата, всегда проводится вместе с основным ЧМ.

Кроме того, также существует отдельный Чемпионат мира среди юниоров – FIM Motocross Junior World Championship. В отличие от женского соревнования, это отдельное мероприятие, проходящее в 1 этап. Официально оно существует с 2007 года и включает 3 класса:

  • 65 см3 (введен в 2010),
  • 85 см3,
  • 125 см

Что касается самого Чемпионата мира по мотокроссу, то сейчас – это масштабное мероприятие, растянувшееся на весь мотосезон. В частности в 2019 году (2020 с его серией отмен из-за пандемии сложно брать в качестве примера) он состоял из 20 этапов в разных частях света. Каждый этап проводился по стандартной, регламентированной схеме: квалификация в субботу и 2 основных заезда по 35 мин + 2 круга в воскресенье.

Чемпионат Европы

Чемпионат Европы, по крайней мере, для спортсменов из европейских стран и из России в том числе – второе по значимости и престижности мероприятие в мире мотокросса. Но, несмотря на высокий статус соревнования, после переименования исходного ЧЕ в ЧМ его долгий период не существовало. Возродился он лишь в 1988 году.

Как и чемпионат мира, он проводится в несколько этапов и включает несколько классов. Для примера, в 2019 году общее число гонок достигло 15, а проходили они в серии европейских стран также на протяжении всего сезона – с 24 марта по 22 сентября.

Актуальный список классов выглядит следующим образом:

  • EMX250 – 4-тактные мотоциклы с объемом двигателя 175-250 см3 (8 этапов в 2019).
  • EMX125 – 2-тактные мотоциклы с двигателем 125 см3 (8 этапов),
  • EMX2T – 2-тактные, 250 см3 (7 этапов),
  • EMX85 – 2-тактные, 85 см3 (1 этап),
  • EMX65 – 2-тактные, 65 см3 (1 этап).

К слову, класс EMX2T появился именно в 2019 году. Ранее вместо него существовал EMX300, включавший 2т и 4т машины. Кроме того, в 2020 году FIM совместно с компанией-организатором Youthstream анонсировали появление дополнительного класса – EMX Open, в котором могут участвовать кроссмены в возрасте от 16 до 50 лет, управляющие двух- или четырехтактными мотоциклами с двигателями 175-450 см3. Всего было запланировано 6 этапов, часть которых проводилась совместно с этапами ЧМ.

AMA Motocross Championship

Несмотря на то, что само спортивное направление в США развито очень хорошо, в ЧЕ кроссмены из Америки традиционно не принимают участия. Вместо него они предпочитают собственное соревнование – AMA Motocross Championship. Впрочем, помимо граждан США в нем присутствуют и спортсмены из других стран, правда, в сравнении с общим числом участников их количество остается весьма небольшим.

Сам же чемпионат был основан в 1972 году Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA). Изначально событие включало лишь 2 класса – 500сс и 250сс, однако уже через 2 года, в 1974, был открыт еще один – 125сс. Подобная классификация сохранялась достаточно долго, но в 1993 АМА, основываясь на технологических достижениях в области создания кроссовых мотоциклов, решила отказаться от использования 500-кубовых моделей, сочтя их чересчур мощными и опасными для среднестатистического гонщика. Так ведущим стал класс 250-кубовых 2-тактных моделей. Класс 125сс продолжил существовать в неизменном виде.

Следующее важное изменение было внесено в регламент в 1996. Класс 125-кубовых байков был разделен на два отдельных – для мужчин и для женщин. Таким образом, AMA Motocross Championship стал едва ли не первым соревнованием подобного масштаба, представившим отдельный женский класс.

И, наконец, тот вид, в котором она существует по сей день, классификация приняла в 2006 году. Причиной, как и в случае с ЧМ, вновь стало «давление» технологических изменений, в связи с которым 2-тактные мотоциклы были полностью заменены на 4-тактные – 450сс и 2 класса 250сс для женщин и мужчин.

Motocross des Nations

AMA Motocross Championship, даже несмотря на масштаб, все равно остается достаточно локальным событием, и Motocross des Nations (он же Motocross of Nations, «Мотокросс Наций» или просто MXON) гораздо ближе к гонкам уровня ЧМ и ЧЕ, поскольку является по-настоящему международным соревнованием. Более того, «международность» в нем играет ключевую роль, поскольку за главный приз здесь борются сборные различных стран, в которые входят победители локальных чемпионатов. По этой причине его иногда называют «олимпийскими играми от мотокросса».

Первый MXON был проведен в 1947 году и завершился победой сборной Великобритании. С тех пор событие проходит ежегодно, в сентябре или октябре, а место для проведения меняется год от года. В основном лучших гонщиков со всего мира принимают европейские страны, однако за последнее десятилетие состязание уже дважды проводилось в США. Единственный год, когда престижная гонка не состоялась – 2020.

Конечно же, за столь большой промежуток времени не обошлось без изменений в регламенте соревнования. На самом деле, тот вид, в каком он существует сейчас, «Мотокросс Наций» принял достаточно недавно. Изначально он представлял собой «набор» из 3 похожих, но практически несвязанных гонок, проводившихся в разное время в разных местах:

  • Motocross des Nations – гонка на 500-кубовых мотоциклах,
  • Trophée des Nations – соревнование байков с двигателем 250 см3,
  • Coupe des Nations – заезд легких 125-кубовых моделей.

Лишь в 1984 они были объединены в одно событие под одним общим названием, полученным от ведущего класса. К слову о названии. С 2004 года официальным наименованием из-за ряда правовых аспектов считается именно Motocross of Nations, хотя более привычный болельщикам исходный французский вариант и его сокращение в MXDN все еще иногда используются.

Что касается классов, то к настоящему моменту они также изменились, и сейчас практически аналогичны другим современным кроссовым гонкам – MXGP, MX2 и Open.

В дополнение к MXON также проводится 2 отдельных соревнования:

  • Motocross of European Nations («Мотокросс европейских наций», MXoEN) – молодежное соревнование в классах 85, 125 и 250 см3,
  • Women’s Motocross of European Nations – женский чемпионат.

ADAC MX Masters

В сравнении с вышеназванными мировыми соревнованиями серия ADAC MX Masters (она же «Открытый чемпионат Германии») не так известна, однако для спортсменов она имеет достаточно большую ценность. Дело в том, что основная цель соревнования, запущенного ADAC – крупнейшим европейским автомобильным клубом Европы – продвижение и развитие профессионального спорта и поиск молодых талантов. Говоря более простым языком, гонка является своеобразным трамплином, который помогает молодым кроссменам не только испытать свои силы в состязании с сильнейшими гонщиками из разных стран, но и получить пропуск в мир «большого» профессионального мотокросса.

Ровно по этой причине правила заезда точно такие же, как и у ЧМ, а соревнования изначально, с 1996 года проводились только среди юниоров. Тогда гонка носила название ADAC MX Junior Cup и устраивалась ежегодно, причем участие в ней принимали не только юниоры из Германии, но и из других стран. Например, уже в 1999 году главный приз достался гонщику из Бельгии. К слову, несколько раз участвовали в ней и российские юниоры, например в 2007 победителем оказался Александр Тонков.

Впрочем, к 2005 из одной гонки ADAC MX Masters превратилась в серию – в ней появился дополнительный одноименный премьер-класс для взрослых кроссменов. А уже в 2006 – второй молодежный – ADAC MX Youngster Cup. Сейчас же общее количество классов – 4:

  • ADAC MX Master – для гонщиков старше 21 года. Соревнование проводится в виде 2 гонок по 30 минут + 2 круга каждая.
  • ADAC MX Youngster Cup – пилоты в возрасте от 14 до 21 года. 2 гонки по 25 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 125 – подростки от 13 до 18 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 85 – дети от 10 до 15 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.

Также в каждом классе предусмотрена «гонка последнего шанса» для спортсменов, не прошедших в финал.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ