Александр Тонков - известный мотогонщик
07.10.2020

Самые известные мотогонщики России: Александр Тонков

По стопам старших

Александр Анатольевич Тонков родился в 1993 году в небольшом городе Кунгур пермской области. Он стал далеко не первым спортсменом в семье: гонками на мотоциклах увлекался его отец, Анатолий Александрович, который участвовал еще в первом областном соревновании по мотокроссу, прошедшем в Кунгуре в 1976 году. Позже, в ближе к 90-м он переключился на тренерскую деятельность, приступив к тренировкам старшего сына Виталия, а чуть позже взялся за полноценную подготовку и младшего, Александра, который, к слову, впервые оказался за рулем в 3-летнем возрасте.

«Стартовой площадкой» для спортивной карьеры Тонковых, как и для подавляющего большинства российских гонщиков, стал мотокросс. Впрочем, это легко объяснимо – этот вид спорта можно назвать одним из самых простых и доступных способов войти в профессиональный мотоспорт. К тому же, как уже было сказано выше, в Кунгуре эта дисциплина была достаточно популярна и развита.

Впрочем, популярность отдельного вида спорта едва ли способна подтолкнуть конкретного гонщика к мировым победам. Без таланта и, что самое главное, подготовки и постоянного стремления к саморазвитию, здесь не обойтись. Вот и Александру достаточно скоро пришлось встать перед сложным выбором. Вслед за чередой местных гонок, в которых принимали участие самые обычные мальчишки, ему выпал шанс отправиться в Германию, чтобы перейти на кардинально новый уровень в тренировках. На тот момент гонщику было всего 11, и ему нужно было самостоятельно решить: остаться дома с семьей и друзьями или выйти из зоны комфорта и впервые улететь в другую страну в одиночку.

Сейчас несложно догадаться, что тогда он пересилил себя и все-таки решился воспользоваться шансом ради спортивного развития. Как впоследствии говорил Александр, он «через месяц-два рыдал в голос, хотел вернуться домой», но все же раз за разом брал себя в руки и упорно тренировался.

Первые результаты

К счастью, все эти трудности и внутренняя борьба оказались абсолютно не напрасны. В 2003 году юный кроссмен принял участие в Чемпионате Мира, прошедшем в Германии, и занял 4 место в классе 85 см3. Для мальчишки из небольшого городка это была настоящая победа, которая и стала полноценным стартом его карьеры профессионального гонщика.

Список достижений пополнился новой строчкой уже в следующем году. На этот раз он отправился на молодежное первенство России, где стал призером в классе 80-А (дети до 12 лет).

За этой победой последовал перерыв. Впрочем, это абсолютно не означало, что Тонков-младший все это время сидел без дела. Во-первых, он усердно тренировался, поскольку всегда считал, что одного таланта, даже если он есть, для настоящих побед недостаточно. Во-вторых – начал работать в команде, благодаря чему в 2006 стал чемпионом России в Командном чемпионате.

Впрочем, отечественными соревнованиями он решил не ограничиваться, и уже в 2007 вновь вернулся в Германию, чтобы вновь участвовать в Чемпионате Мира. Несмотря на многолетний перерыв в европейских соревнованиях, он показал удивительную стабильность, снова заняв 4 место. Зато в другом крупном соревновании, Чемпионате Европы по мотокроссу ему удалось добиться большего и получить серебряный приз. Кроме того, все в том же 2007 он стал участником престижной немецкой гонки ADAC MX MASTERS, а точнее, ADAC MX JUNIOR CUP, в рамках которой выиграл 4 заезда, представляя «родную» рязанскую команду.

В 2008 году основным соревнованием для кроссмена вновь стал Чемпионат России. К слову, именно на этот раз он принес гонщику полноценный титул чемпиона в классе 85 см3. Впрочем, сезон все равно получился весьма разнообразным, и победа в России оказалась не единственной. Так за весь сезон он несколько раз с разным успехом принимал участие в отдельных этапах ЧЕ – в Португалии, Швейцарии и Германии. На последнем он даже вошел в ТОП-5. А к концу года, в октябре, ему удалось вновь оказаться на ADAC MX Masters 2008 (JUNIOR CUP) в Германии и по итогам 6 этапов завоевать бронзу.

Новый год, новый класс

В 2009 Александру исполнилось 16, что, наконец, позволило ему перейти в класс юниоров. Это событие он отметил дебютом в Чемпионате Европы в классе EMX 250. Возросшая конкуренция и небольшой накат на новом, существенно более мощном мотоцикле не могли не отразится на результатах – в итоговой таблице Тонков оказался 9-м.

Настоящий же «новый виток» в карьере перспективного российского гонщика начался в 2010, когда он практически не постоянной основе начал участвовать в Чемпионате Мира по мотокроссу, обосновавшись в классе MX2. Конкретно в 2010 ему удалось добраться до 27 строчки в общем зачете. Более того, год за годом этот результат постепенно улучшался и после небольшого перерыва, уже в 2012, Александру удалось подняться на 17-е, а, затем, в 2013 – на 13-е место.

Но победы – это далеко не все, что касается личных достижений. В 2012 году Александр Тонков заручился поддержкой швейцарской Esta Group AG, которая уже через год вылилась в полноценное его членство в команде ESTA Motorsports, поддерживаемой Honda. Вместе с ней ему-таки удалось оказаться на подиуме MXGP. Но и это еще не все. Уже в августе 2013, то есть, задолго до начала нового сезона, Тонков подписал трехлетний контракт с заводской командой Husqvarna (Wilvo Nestaan Husqvarna Factory Racing Team), став одним из немногих отечественных спортсменов, получивших поддержку завода. На тот момент ему было всего 19.

Как сильно сказалась поддержка новой команды? Ответ на этот вопрос дали результаты участия в самом главном соревновании сезона 2014 – Чемпионате мира, в рамках которого Тонков проехал все 14 этапов. Результат оказался весьма внушительным – 8 место в общем зачете класса MX2. Среди отдельных заездов наиболее удачным был этап в Катаре, где спортсмен финишировал 5-м.

Помимо ЧМ, в 2014 Александр вместе с Евгением Бобрышевым (класс MXGP) и Евгением Михайловым (класс Open) также представлял Россию на знаменитом Мотокроссе Наций (MXoN). Команда заняла 8 место (лучший результат за все годы участия), а Тонков отличился тем, что впервые среди российских гонщиков выиграл приз Fox Holeshot (первым пересек отметку с головой лисы в каждом заезде), лидировал большую часть гонки и в итоге стал третьим в классе в личном зачете.

Сезон 2015 также целиком и полностью прошел в борьбе за звание чемпиона мира, но на этот раз оказался чуть менее удачным. В общем зачете наш соотечественник занял 14 место. Всему виной стала сильная травма плеча, которая вынудила его преждевременно завершить сезон.

Однако, если рассматривать год в целом, он был весьма продуктивным. Во-первых, помимо основного чемпионата в его послужном списке были и другие гонки, причем и более успешные. В частности, уже в марте гонщик стал победителем открытого Чемпионата Голландии по мотокроссу. А, во-вторых, завершился сезон внезапной и очень приятной новостью о том, что Александр Тонков подписал контракт с новой заводской командой – Wilvo Standing Construct Yamaha Official MX2. Сам он прокомментировал переход следующим образом: «Теперь я ощущаю крепкую поддержку команды и считаю, что я именно там, откуда нужно переходить на следующий уровень»

Какой он, следующий уровень?

Несмотря на смену команды, цель в сезоне 2016 для Тонкова осталась примерно той же – окончательно оправиться от травмы и пробиться в лидеры Чемпионата Мира. Получилось ли это? И да, и нет. Кроссмен действительно показал, что успешно вернулся на трассу, оказавшись на подиуме этапа Таиланда и вновь успешно поучаствовав в Dutch Masters of Motocross, заработав серебро в классе MX2. К слову в MX1 в том году победителем стал другой известный вам российский гонщик – уже упомянутый выше Евгений Бобрышев. За этим последовал и еще один подиум, уже на этапе гран-при Аргентины, где Тонков и швейцарец Сивер разделили 2-3 места, набрав одинаковое количество очков. Что же до итогов Чемпионата Мира, то в них Александр замкнул десятку. И это весьма неплохой результат с учетом того, что общее число участников – 115 человек, а финальные этапы он был вынужден пропустить.

Кроме того, спортсмен вновь вошел в состав сборной России в поездке на MXoN, но, как и в предыдущем году, все же был вынужден пропустить ее. И если раньше помочь своим коллегам ему не позволила травма, в 2016 всему виной стала глупая бюрократическая ошибка, которая и не позволила откатать ЧМ до конца и вообще поставила под вопрос всю европейскую карьеру кроссмена.

Дело в том, что при оформлении Шенгенской визы сотрудник поставил неверный штамп в паспорте спортсмена, и когда тот вернулся в Бельгию после отдыха в России, бельгийский контроль обвинил его в подделке документов и выслал обратно на родину. В результате спортсмен:

  • не смог завершить ЧМ 2016,
  • был вынужден отказаться от дальнейшего сотрудничества с заводской «Ямахой», которая, к слову, отнеслась к проблеме с пониманием,
  • не смог подать заявку на участие в Чемпионате Мира по мотокроссу 2017, так как оказалось, что получить новую визу можно будет лишь через полтора долгих года.

В связи с этим в новом сезоне кроссмен отправился покорять Чемпионат Австралии, примкнув к команде MEGA Bulk Fuels Monster Energy Kawasaki Racing. Но не только команда оказалась новой, он также сменил и класс, пересев на 450-«кубовый» байк. Однако отношения с австралийцами у Тонкова не сложились, и после пяти этапов контракт с ним был расторгнут.

Вторую половину сезона Александр провел в России. И тут нельзя не вспомнить известную пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло» – оказавшись не у дел за границей, спортсмен с легкостью пополнил свою «копилку» титулом Чемпиона России в классе 250 см3. И, наконец, чтобы не терять времени даром, в завершении сезона также принял участие в соревнованиях по суперкроссу и открытых тренировках.

Финишная прямая

Сезон 2018 начался для Александра раньше обычного – вместе со своими друзьями, братьями Иванютиными, в феврале он вышел на старт Всероссийских соревнований по мотокроссу на приз В.П. Чкалова 2018, прошедших в Московской области. Тройка чемпионов выступала в классе «Open без шипов, и даже несмотря на то, что для Александра это был первый подобный опыт, он оказался безоговорочным победителем.

В остальном сезон вновь целиком прошел в России, а основным его событием стал ЧР. Его, к слову, Тонков, пусть и с определенными трудностями, выиграл, тем самым подтвердив свой статус чемпиона.

Помимо соревнований он также вновь участвовал в открытой тренировке с подрастающим поколением, посчитав, что именно действующие чемпионы должны готовить и обучать новых сильных спортсменов, которые рано или поздно придут им на смену.

Последняя же на данный момент новость, связанная со спортивной карьерой Александра не самая приятная: в августе 2019 года на Открытом Чемпионате и первенстве Камчатского края по мотоциклетному спорту кроссмен вылетел из седла мотоцикла и получил множественные травмы позвоночника. По поводу своего полета гонщик отшутился, но его последствия, к величайшему сожалению не только российских, но и зарубежных поклонников, до сих пор не позволяют ему вернуться в строй.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ