Главные соревнования по ШКМГ на выносливость (эндуранс) в России
15.02.2023

Главные соревнования по ШКМГ на выносливость (эндуранс) в России

Мотоспорт, особенно профессиональный – это всегда вызов. Одни соревнования в большей степени испытывают силу и спортивную подготовку спортсменов, другие – отточенность движений и стратегическое мышление, а третьи – выносливость и концентрацию. И, пожалуй, самым ярким примером последних можно назвать шоссейно-кольцевые мотогонки на выносливость, также известные как «эндуранс» – заезды, где от гонщика требуется не просто выжать из мотоцикла предельно возможную скорость, а и распределить силы так, чтобы их хватило на несколько часов езды.

Главные соревнования по эндуранс в России

Безусловно, эндуранс – соревнования не для всех. Они собирают куда меньше зрителей и привлекают куда меньшее количество участников в сравнении с «обычными» шоссейно-кольцевыми мотогонками. Однако у них все же есть свои поклонники, ведь для гонщиков – это дополнительный шанс испытать себя, выйдя за рамки привычного и, возможно, уже слегка надоевшего, регламента кольцевых заездов. Но самое главное, что в России такие соревнования также проводятся на официальном уровне. И уже этот факт – весомый повод, чтобы рассказать о них. Но для начала по традиции…

Немного истории

Гонки на выносливость берут свое начало едва ли не с самого момента изобретения двигателя и установки его на двухколесную раму. Уже тогда изобретатели и инженеры-испытатели хотели убедиться, что именно их железный конь окажется самым быстрым и надежным в многочасовом заезде. Для этого они организовывали продолжительные пробеги по дорогам общего пользования. Самые известные из них стартовали во Франции – на родине первых мотоциклов. Например, одним из пионеров эндуранс принято считать гонку Париж-Руан 1894 года. Не уступала в этом плане и США с ее знаменитой Endurance Run 1902 года. Вообще, ее принято считать основоположником другой мотодисциплины – эндуро, но проходила она на шоссе между городами, Нью-Йорк и Бостон, и на то, чтобы преодолеть этот путь, понадобилось несколько часов. Кроме того, в заезде уже была заложена основная суть всех современных соревнований по эндуранс – испытание на прочность не только гонщика, но и мотоцикла.

Логическим продолжением на пути к формированию нового направления (все-таки эндуранс – это не отдельная дисциплина, а лишь часть ШКМГ) стали знаменитые своей сложностью гонки Isle of Man Tourist Trophy, стартовавшие в 1907 году. Затем появилось одно из самых известных состязаний на выносливость во Франции – Bol d'Or – 24-часовой заезд, впервые проведенный в 1922 году. А уже после Второй Мировой мотогонки на выносливость расцвели окончательно. Свои заезды появились в Бельгии (Warsage), Великобритании (Truxton 500), в Барселоне (24 Hours of Montjuich) и Италии (24 hours of Monza). В итоге все это вылилось в создание FIM Endurance Cup в 1960, который в 1976 преобразовался в Чемпионат Европы.

Во всей этой истории есть еще один интересный момент. Огромное влияние на популяризацию направления оказали производители мотоциклов. В частности большая четверка японских заводов: Honda, Suzuki, Kawasaki и Yamaha. Для них многочасовые гонки были шансом доказать, что их мотоциклы не только быстрые, но и крайне надежные. А доказательство надежности, в свою очередь, привлекало новых клиентов. Получилась, как говорится, схема «win-win»: спортсмены получили новые, гораздо более прогрессивные мотоциклы, заводы – поток довольных клиентов и крутых гонщиков в свои заводские команды, а мотомир – ставшую впоследствии легендарной гонку Suzuka 8 Hours, впервые проведенную в 1978 году. И даже несмотря на то, что впоследствии она примкнула к Чемпионату мира, для любителей эндуранс сама по себе по-прежнему осталась одним из самых важных событий. К слову, в Европе вместе с ней стартовало еще одно важное состязание – 24 Heures Motos – «мотоответ» легендарным 24 часам Ле-Мана.

И, наконец, в 1980-х мотогонки на выносливость расцвели окончательно: все ведущие события, включая заезды в Японии, были объединены в масштабный Чемпионат мира по эндуранс – FIM Endurance World Championship.

Эндуранс в СССР и России

Главные соревнования по ШКМГ на выносливость в России

Получается, что в передовой Европе эндуранс сформировался лишь во второй половине XX века, тогда, когда мотокросс и даже классические шоссейно-кольцевые мотогонки уже существовали десятилетиями. Но как с ним дела обстояли в СССР? Если с последними в Советском Союзе все было более-менее неплохо – в 1956 году в Ленинградской области даже было открыто «Невское кольцо», то непосредственно с эндуранс как-то не сложилось. И это немного удивительно, поскольку на заре становления мотоспорта у нас в стране, так же как ив Европе и США, проводились заезды на длинные дистанции. Одно из первых подобных соревнований прошло сто лет назад – в 1922 году был организован «заезд на 556 верст» (то есть, примерно, на 590 км). Но к моменту формирования в Европе первого кубка «у нас» мотогонки на выносливость популярности так и не набрали. По крайней мере, не вышли на уровень соревнований с государственной поддержкой.

Удивительно, но первое официальное состязание, пусть и в небольшом, «пробном» формате прошло только в июле 2017 года. На Подольском картодроме Лидер в рамках Кубка Москвы по супермото была организована часовая эндуранс-гонка. В ней поучаствовало сразу 8 команд, что позволило судить о заинтересованности гонщиков в состязаниях подобного формата.

Первый опыт был признан удачным, поэтому в 2018 году, снова в рамках поддержки Кубка Москвы по супермото, прошло второе соревнование в гонках на выносливость. На этот раз заезд длился 80 минут. Но этим развитие ШКМГ на выносливость в России, к счастью, не закончилось.

Чемпионат России по эндуранс

Еще до кубка Москвы, в 2016, а затем и в 2017 году, проходила 6-часовая гонка на выносливость в рамках Track Race Days на трассе Moscow Raceway, которая к 2018 наконец-таки эволюционировала в главное соревнование по ШКМГ на выносливость в нашей стране – Чемпионат России по эндуранс. Его продолжительность была увеличена до стандартных 8 часов, в результате чего получился эдакий «наш ответ легендарной Сузуке». В первом официальном ЧР приняло участие 12 команд.

Новый опыт был успешно повторен в 2019, но тут в дело вмешалась пандемия, поставившая поставившую крест практически на всех соревнованиях в 2020 году. Впрочем, событие все же вернулось на трассу в 2021 и стало традиционным. Однако из-за финансовых сложностей и ограничения на массовые мероприятия сменило организатора. ЧР’21 носил новое название: «Моторинг 2021 по эндуранс» и прошел вместе с «основным» Чемпионатом по ШКМГ на трассе Игора-Драйв в Ленинградской области. На этот раз он ограничился одной 3-часовой гонкой с общим зачетом без дополнительных классов.

В 2022 по понятным причинам с организацией полноценного чемпионата возникли сложности, поэтому соревнование на выносливость прошло в виде одной пробной квалификацией в июле и полноценного заезда на закрытии сезона в сентябре.

Данных о проведении ЧР в 2023 пока нет, но отслеживать их появление можно на странице основных регламентов всех ШКМГ.

Что в итоге?

В итоге ситуация складывается достаточно интересная. С одной стороны, в России эндуранс определенно любят, причем независимо от продолжительности гонки и масштабности состязания. С другой – все последние годы судьба буквально вставляет палки в колеса организаторам и участникам, поэтому даже самые главные соревнования по ШКМГ на выносливость у нас находятся в подвешенном состоянии. И остается только надеяться, что в ближайшие годы они смогут вернуться к доковидному состоянию.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ