Главные соревнования по шоссейно-кольцевым мотогонкам в России
25.01.2023

Главные соревнования по шоссейно-кольцевым мотогонкам в России

Какие соревнования можно назвать лицом мотоспорта? Чтобы узнать ответ, нужно всего лишь задать этот вопрос человеку непосвященному. С большой вероятностью он назовет всемирно известный MotoGP с его элитными болидами, рекордными скоростями и баснословными гонорарами. В России это направление официально называется шоссейно-кольцевыми мотогонками или просто ШКМГ. Соревнований уровня «королевского класса» по ним у нас, к сожалению, не проводится, но, пара главных мероприятий, собирающих профессионалов со всей страны, все же присутствует.

Немного истории ШКМГ

Главные соревнования по шоссейно-кольцевым мотогонкам в России

Старейшей дисциплиной мотоспорта в мире считается мотокросс. Соответственно, и первые крупные соревнования в мире и в СССР проходили именно по этой дисциплине. И это легко объяснимо: все, что для них требовалось – мотоциклы и широкое поле. ШКМГ же требуют куда более сложной реализации. Это и более прогрессивные мотоциклы, «оптимизированные» под конкретные условия, и специальные трассы, которые нужно сначала построить, а потом тщательно обслуживать, поскольку запредельные скорости буквально требуют идеального покрытия трека. Но, конечно же, изначально никто строить специальные трассы для соревнований не собирался. Мотоспорт только зарождался и развивался исключительно энтузиастами, поэтому шоссейные гонки в своем развитии от мотокросса отстали. Но, на удивление, не очень сильно.

Первое соревнование, когда мотоциклистам нужно было как можно быстрее преодолеть заданное количество кругов на асфальтированной трассе, было организовано в Бельгии 120 лет назад, в 1902 году. Проходило оно, как несложно догадаться, не на специальном треке, а по дорогам общего пользования. Вслед за бельгийскими мотолюбителями аналогичные гонки вскоре начали появляться и в других европейских странах, например, в Англии и Франции, считавшимися пионерами мотостроения.

За последующие несколько десятилетий мотопром сильно шагнул вперед, а мотоциклы, изначально бывшие прерогативой изобретателей и богачей, имевших возможности хорошо заплатить за инновации, стали гораздо доступнее. Это положительно сказалось на количестве и популярности соревнований, часть из которых стала проводиться регулярно. В послевоенные годы все это вылилось в появление соревнований Гран-при, которые в 1949 году успешно «слились» в полноценный Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Удивительно, но в СССР мотоспорт, долгое время отстававший от мировых тенденций, нагнал их буквально в один момент. Первый всесоюзный чемпионат был организован в 1946 году. Мотогонки в нем были представлены тремя дисциплинами, но ШКМГ среди них не было – подходящего места для проведения просто не нашлось. Зато его удалось найти год спустя в Эстонии. Спортсменов приютила трасса Пирита-Козе-Клоостриметса – кольцо из дорог общего пользования, использовавшееся для проведения мото-, а затем и автогонок, с 1933 года. Но с появлением полноценного Чемпионата мира стало ясно, что стране для подготовки спортсменов к соревнованиям мирового масштаба нужен специальный, отдельный трек, расположенный ближе к столице. Его открытие состоялось в 1956 году – гонщиков встретила ленинградская трасса «Невское кольцо», где состоялось первенство ДОСААФ. С ее появлением советские мотоциклисты получили возможность участвовать в крупнейших мировых мотогонках. А последней вехой в советской истории не только шоссейных, но и вообще мотогонок, стало образование в 1960 году Федерации авто и мотоспорта – организации, напрямую отвечавшей за подготовку самых значимых состязаний среди лучших спортсменов страны.

В 1991 СССР распался, и это очень сильно ударило по профессиональному мотоспорту. И если мотокроссу еще удалось достаточно легко перенести политические изменения – все-таки бездорожья у нас в стране всегда хватало, то профессиональные шоссейные гонки, несмотря на в разы возросшую доступность зарубежных спортивных байков, в РФ оказались в полном упадке и находились в таком состоянии почти 10 лет. Только в 1999 году наконец-то был организовано первое крупное состязание – Кубок России по шоссейно-кольцевым гонкам, а год спустя появился и Чемпионат России. За минувшие 20+ лет общий уровень ШКМГ в РФ ощутимо вырос, но два этих соревнования так и остались основными и едва ли не единственными масштабными отечественными состязаниями в дисциплине.

Чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам

Главные соревнования по ШКМГ в России

С 2000 года Чемпионат России проводился ежегодно, и по образу и подобию зарубежных соревнований включал целую серию классов:

  • B1000,
  • B600,
  • Superbike,
  • Supersport 600,
  • SS 400 (Superbike + Supersport).

Но по-настоящему масштабным Чемпионат стал только в «десятых»: с 2011 года за него взялись организаторы RSBK – международного чемпионата по ШКМГ. С этого момента ЧР и RSBK, активно поддерживаемые Мотоциклетной Федерацией России и самой FIM, начали проводиться ежегодно. Состязания проходили в 4-6 этапов на трассах Москвы, Казани, Нижнего Новгорода и даже Грозного, а победы спортсменов шли сразу в два зачета. В 2020 году череда соревнований была прервана пандемией, после которой у главного состязания страны сменился организатор – им стал Motoring.

Последний на данный момент Чемпионат 2022 года состоял из 5 этапов, прошедших на двух лучших трассах России – Moscow Raceway в Москве и «Игора драйв» в Ленинградской области. Он проводился в 5 классах с личным зачетом в каждом:

  • SuperStock 1000,
  • Superbike,
  • Supersport,
  • SuperStock 600,
  • Supersport 300 – он же Минимото

Возраст участников первых двух классов – с 18 лет, всех остальных – с 15. Отдельного класса для девушек в последних сезонах нет: официально они могут участвовать во всех основных. Однако наиболее любимый класс у представительниц прекрасного пола – Минимото, и в нем они успешно задвигают на вторые места мужчин.

Кубок России по ШКМГ

С Кубком ситуация достаточно сложная. С одной стороны, мероприятие это для мотосообщества весьма важное. Особенно с учетом общей скупости перечня крупных шоссейно-кольцевых гонок у нас в стране. С другой – проводится он нерегулярно и всего в один этап. В последний раз Кубок России проходил 14 августа 2021 года в рамках традиционных шоссейных заездов TrackRaceDays в двух дисциплинах:

  • Superbike,
  • Supersport.

Другие важные российские соревнования по ШКМГ

Главные российские соревнования по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах

Других крупных событий в мире ШКМГ в России всего несколько. Все-таки сказывается достаточно высокий порог входа, несравнимый с уже упомянутым мотокроссом – все-таки купить и обслуживать спортивный байк соответствующего класса, а потом доставить его на один из действующих треков может позволить себе не каждый. Однако выбор соревнований у любителей скоростей все же есть:

  • Чемпионат Московской области по Суперспорту и Супербайку. Проходит в несколько этапов на треке Moscow Raceway.
  • Трек-дни TrackRaceDays, на которых испытать себя и свою технику на одной из самых крутых трасс в стране может любой желающий.
  • Чемпионат Санкт-Петербурга. Событие редкое. В последний раз проводился еще до пандемии.
  • Кубок губернатора Московской области. Проводился в 2015-2016 годах в классах Суперспорт (600 см3) и Супербайк и был настоящим международным соревнованием, фактически нося статус не только гонки Кубка России, но и Кубка Европы. Состязание было организовано компанией Yakhnich Motorsport и проводилось под эгидой FIM Europe.

И в качестве резюме, напомним, что ведущие российские трассы соответствует стандартам мирового уровня и готовы к участию в мотособытиях мирового масштаба. В частности, на уже упомянутой Moscow Raceway под эгидой FIM проводился не только этап Кубка Европы, но и два этапа Чемпионата Мира по Супербайку в 2012-2013 годах, а также международная гонка поддержки Кубок Двух стран (класс Суперсток 600 см3). В одном только 2012 году состязание посетило около 32 500 зрителей.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ