Иан Хатчинсон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
23.11.2022

Иан Хатчинсон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Английский мотогонщик Иан Хатчинсон замыкает пятерку лучших чемпионов шоссейно-кольцевых гонок Isle of Man TT, а заодно и очередную главу в нашем цикле материалов о самых титулованных чемпионах их мира мотоспорта. Впрочем, тот факт, что по числу побед он не входит в первую тройку, вовсе не умаляет его достижений. Более того, в списке лидеров знаменитых гонок на острове Мэн он стоит на строчку выше Майка Хэйлвуда – настоящего чемпиона MotoGP. И это – еще один повод рассказать о нем.

Профиль

Иан Хатчинсон (Ian Hutchinson)

  • Имя: Иан Хатчинсон (Ian Hutchinson) (также встречается вариант написания Ян Хатчинсон)
  • Дата рождения: 08.1979.
  • Место рождения: город Бингли, Англия.
  • Основная дисциплина: Шоссейно-кольцевые мотогонки Isle of Man TT.

Биография

На самом деле, биографией наш рассказ об Иане можно считать весьма условно – все-таки его личная жизнь и детство, на которое пришелся путь к профессиональным мотогонкам, остаются далеко позади его спортивных достижений и практически не афишируются. Но прежде чем переходит к рассказу о последних, один интересный факт упомянуть все же стоит: Хатчинсон, как и его «коллега» по списку самых выдающихся гонщиков Дэйв Молинье, в юности работал мотомехаником. Трудился он у Колина Эпплярда – одного из самых известных дилеров японских мотоциклов (а затем и автомобилей) в Англии. И именно близость к самым новым моделям спортивных байков и сыграли решающую роль в его становлении в качестве профессионального мотогонщика.

Дебютировал в гонках Турист Трофи на острове Мэн он достаточно поздно – в возрасте 24 лет, то есть, в 2003 году. Не все, но многие известные гонщики того времени из других дисциплин к его годам уже могли похвастаться первыми победами. Впрочем, первые достижения не заставили себя ждать и в его случае – дебют принес Хатчинсону победу в гонке Manx Grand Prix среди новичков.

Старт карьеры получился достаточно успешным, и в следующем году наш герой уже полноценно примкнул к списку участников легендарного Isle of Man TT в классе Junior TT. Правда, здесь удача ему не слишком улыбнулась – обошлось без призовых мест. Но гонщик явно решил брать если не качеством, то количеством и за пару лет поучаствовал едва ли не во всех самых значимых гонках Турист Трофи, включая North West 200 (одна из старейших гонок Северной Ирландии – проводится с 1929) и Ulster Grand Prix (также Северная Ирландия, проводится с 1922), а также показав себя на нескольких гонках Британского чемпионата на байках класса Суперсток.

Уже в первые годы карьеры профессионального спортсмена англичанин показал свою любовь к японским мотоциклам. Сперва он выступал на Suzuki (именно на нем состоялся успешный дебют), затем пересел на мотоцикл Honda, а в 2006 «опробовал» байк и третьего крупного японского завода – Kawasaki, подписав контракт с одной из наиболее известных в мире ТТ команд McAdoo Kawasaki Racing. Новое партнерство мгновенно принесло плоды: Иан выиграл гонку в классе Суперспорт на North West 200 и установил новый рекорд скорости круга – 116,881 миль в час. Однако, несмотря на успехи, в команде он не задержался. Более того, склонность менять команды прослеживается на протяжении всей карьеры Хатчинсона – лишь в паре он задержался больше чем на один сезон.

В 2007 Иан выступал за HM Plant Honda. Но сказалась ли смена команды на результативности? Определенно! В одном только Isle of Man TT Хатчинсон собрал сразу 4 награды в разных классах, включая свое первое золото в Superbike TT. К слову, одним из главных конкурентов молодого чемпиона в этом сезоне стал легендарный Джон Макгиннесс.

В 2008 наш герой пересел на «Ямаху», подписав контракт с AIM Yamaha, но сотрудничество вышло относительно неудачным. В рамках IoM TT Хатчинсону вместо новых побед дались лишь две бронзы, а в британском чемпионате, на который он рассчитывал ничуть не меньше, и вовсе не досталось ничего. Исход дальнейшей совместной работы был определен.

В 2009 Иана взяла под крыло Padgett's HRC Honda. Забегая вперед стоит сказать, что именно с ней у него завязались первые «долгие отношения». И этому, как несложно догадаться, была причина: двойная победа на Isle of Man – в классах Junior TT и Superstock TT и новый рекорд круга в последнем. Победы могло быть три, но внезапная авария из-за масла на трассе в ходе гонки Senior TT не оставила шансов побороться за очередную золотую медаль. А заодно и за награду в 10 000 фунтов, полагавшуюся самому успешному гонщику недели. Участвовал гонщик и в излюбленном британском чемпионате по суперспорту, и в легендарном Гран-при Ольстера. Золото ему не далось, но в последнем Хатчинсон установил новый рекорд скорости – свыше 133 миль в час – это был самый быстрый круг в истории соревнования.

Поворотный момент

Второй подряд сезон на «Хонде» вообще оказался одним из самых противоречивых за всю карьеру гонщика. С одной стороны, он был самым результативным: на IoM Хатчинсон одержал целых 5 побед, причем три из них были одержаны в течение одной недели. Это был своеобразный рекорд соревнования. Не хуже он показал себя и на Гран-при Ольстера: из 6 гонок он победил в 3 и еще в 2 заработал серебро. С другой – сезон закончился оглушительной неудачей. На первом же круге британского чемпионата по суперспорту гонщик попал в аварию и настолько неудачно сломал левую ногу, что вернулся в соревнования только в 2012 после пары десятков операций.

Ситуация с травмой в целом оказалась достаточно интересной. После 2010 года Иан Хатчинсон подписал новый, причем сразу двухлетний, контракт с командой Swan Yamaha, который остался действовать даже несмотря на травму. К тому времени зачетка уже работала на гонщика, то есть, он обрел статус чемпиона, за которого уже боролись сильные команды.

Вообще, несмотря на то, что «официально» пилот пропустил сезон 2011 года, на трассу острова Мэн он все же выходил. Правда, только для показательных заездов. А еще вместе с командой участвовал в Гран-при Макао, где помог ей заполучить бронзу. Но полноценной борьбой за победу все это, конечно, назвать сложно. Скорее, это была «проба пера» и оценка собственных возможностей. 2012 был более продуктивным, но все равно оказался достаточно далеким от того уровня, к которому привык Иан – сказался и новый вывих ноги, полученный в самом начале сезона, и дополнительные операции, и период реабилитации в целом. Последнюю, 30-ю операцию чемпиону сделали только осенью 2013 года, поэтому полноценное возвращение, на этот раз в команде Milwaukee Yamaha, с которой уже был подписан 2-летний контракт, планировалось в 2014. Однако уже в октябре Хатчинсон блеснул на Гран-при Макао, обогнав Майкла Раттера – самого успешного пилота в истории соревнования.

2014 действительно стал годом полноценного возвращения Иана на трек, но вышло оно не слишком громким – без побед. Впрочем, на тот момент многим (а возможно, и ему самому) уже казалось, что из-за травмы и вовсе придется свернуть карьеру. И то, что он все же вернулся к полноценному участию в гонках после такого количества операций, уже было достижением.

Пополнить копилку наград гонщику удалось только в 2015. Например, в этом сезоне он заработал золото в классе Суперсток на Isle of Man TT (суммарно оно стало юбилейным, десятым), серебро в Супербайк ТТ и бронзу в Senior TT. А еще победил в обеих гонках класса Суперспорт ТТ, причем в них он представлял не основную команду, которой на тот момент являлась PBM Kawasaki, а Team Traction Control, принадлежащую Киту Флинту. Тому самому, который был лидером группы The Prodigy.

На этом чехарда с командами не закончилась. Оставшись в Team Traction Control, пилот дополнительно подписал контракт с TAS Racing, то есть, абсолютно внезапно пересел с излюбленных японцев на BMW. Но смена мотоцикла ему, как будто бы, вовсе не помешала. На новом байке Иан победил в гонке Superstock на North West 200 и заработал серобро в Superbike. Отлично выступил он и в IoM, забрав домой награды за пару гонок Суперсток и одну в Суперспорт. А выступление за команду Флинта добавило к списку еще пору побед – в Supersport и Junior TT. Причем они оказались безоговорочными – гонщик лидировал с самого начала и до конца.

Иан Хатчинсон (Ian Hutchinson)

2017 обернулся новыми победами и, к сожалению, новой травмой. На острове Мэн гонщик победил в привычных для себя классах Супербайк, Суперсток и Суперспорт, но в ходе борьбы за чемпионский титул в классе Senior неудачно упал и снова сломал левую ногу. На этот раз бедро.

Казалось бы, на этом его карьера должна была точно завершиться, но к 2018 году он все же сумел реабилитироваться. Однако далеко не полностью. После отличного выступления в 2017 побед на его счету уже не было, а позиции с лидерских сдвинулись далеко за первую десятку. Впрочем, вопреки ожиданиям, бывший чемпион все еще не спешит бросать дело свой жизни и объявлять о завершении активной части карьеры. Что подтверждается свежим контрактом с TAS Racing, подписанным перед сезоном 2022 года.

Статистика

  • 20 лет в гонках Турист Трофи.
  • 16-кратный чемпион Isle of Man TT.
  • 27 подиумов.
  • Один из 11 обладателей Трофея Торренса – почетной награды Королевского автоклуба.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ