Джон Макгиннесс (John McGuinness) – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
19.10.2022

Джон Макгиннесс – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Рассказывать о некоторых выдающихся спортсменах, вопреки их достижениям, бывает очень сложно. Иногда эта сложность вызвана потрясающей результативностью, когда ежегодные победы становятся буквально стандартом и перечислять стабильные достижения просто скучно. Но с Джоном Макгиннессом ситуация другая – его карьера и список побед настолько разнообразны, что перечислить все достижения становится чрезвычайно сложно. Особенно в рамках краткой биографии, а не полноценного литературного труда. Но мы все же постараемся хотя бы в общих чертах рассказать, почему этот англичанин считается одним из величайших мотоспортсменов всех времен.

Профиль

Джон Макгиннесс (John McGuinness) (Isle of Man TT)

  • Имя: Джон Уоррен Макгиннесс (John Warren McGuinness), в мотомире более известен как Джон Макгиннесс (John McGuinness).
  • Дата рождения: 16.04.1972.
  • Место рождения: Моркам, Англия.
  • Основная дисциплина: Шоссейно-кольцевые мотогонки Isle of Man TT (Tourist Trophy).

Биография

Детство Джона Макгиннесса по меркам профессионального мотоспорта можно считать более чем стандартным, но в целом, этот период в его биографии все равно остается очень интересным. Любовь к мотоспорту ему привил отец, который не только владел мастерской по ремонту мотоциклов, но и сам участвовал в гонках. Причем не в каких-нибудь, а в Isle of Man. Интересен и тот факт, что он не выступал профессионально сам и не хотел, чтобы сын начинал мотокарьеру. По его мнению, Джону стоило выучиться на каменщика, что тот и сделал. А после окончания учебы будущая звезда мотоспорта подрабатывал ловлей моллюсков. Но, несмотря на все это, судьба все же привела его в мотоспорт. Точнее, в шоссейно-кольцевые мотогонки на выносливость – именно такое состязание открыло ему путь в мир крупных мотогонок. Это был 1990 год.

Старт был дан, но всемирного призвания 18-летнему гонщику пришлось еще подождать и всерьез над ним поработать. Так в гонке Турист Трофи на знаменитом острове Мэн, который и принесет ему славу, он впервые стартовал только в 1996. И, надо сказать, сделал это без особых успехов.

Первое признание и череда побед

Впрочем, попав на Isle of Man TT, Макгиннесс будто бы наконец-то нашел «свою» нишу. Его пригласила к себе команда Paul Bird Motorsport team, и заручившись поддержкой профессионалов, спортсмен тут же начал раскрывать свой талант. Уже в 1997 он добрался до 3 места, подтвердил его в 1998, а в 1999 и вовсе стал победителем, выступая на 250-кубовом байке (класс Lightweight). Более того, вместе с победой ему удалось побить предыдущий рекорд скорости круга, продержавшийся 9 лет. А еще этот сезон принес ему победу в Британском национальном чемпионате, все в том же 250-кубовом классе.

Второй победы в TT долго ждать не пришлось. В 2000 году Джон выступал в классе Singles TT (это был последний сезон, существования этого класса) и снова заработал золото. Можно подумать, что и в 2001 его ждала победа, но нет. Ее удалось добиться лишь в 2003. На этот раз в классе Lightweight 400cc. Но интересен этот сезон не только ей.

Вообще, гонки Турист Трофи отличаются разнообразием. Одних только действующих классов в них сейчас 6, а за всю более чем столетнюю историю существования и вовсе наберется добрых 3 десятка. А еще у состязания менялись организаторы, регламенты и места проведения. Вот и Джон, словно поддавшись общему настрою соревнования, в 2003 решил не ограничивать себя одним классом, и выступал сразу в трех (еще в Formula One и Senior). Причем сразу за 3 команды. Правда, победа в итоге оказалась одна, и ее дополнило две бронзы.

Ну а что на счет 2004? Он оказался не менее результативным и в количественном плане, и в качественном. Джон Макгиннесс, наконец, заработал первую победу во «взрослом» классе – в Formula One, где он выступал под крылом Yamaha UK. Кроме того, он не распрощался с мотокомандой RLR Motorsport, с которой годом ранее взял подиум в Lightweight 400cc. Но на этот раз вместо бронзы ему удалось урвать золото. Этого, как будто, ему оказалось мало, поэтому в том же сезоне он отправил в копилку еще и шестую победу, на этот раз в классе Junior 600cc.

2005 принес «всего» 2 победы, причем в новых классах:

  • Superbike TT – в 2005 он проводился впервые и существует до сих пор,
  • Senior TT – самый старый из всех классов, появившийся в далеком 1909 году.

В 2006 Макгиннесс «исправился», снова заработав 3 золотые медали. На этот раз в более-менее устоявшемся списке классов:

  • Superbike TT,
  • Senior TT,
  • Junior 600cc.

В 2007 великолепная череда побед продолжилась. На этот раз копилка Джона пополнилась двумя золотыми наградами – за Супербайк и Сеньор. А в последнем он еще и установил новый рекорд: впервые в мире переступив планку скорости в 130 миль в час на знаменитой своей смертельной опасностью трассе Mountain Course.

Сезон 2008 ознаменовал первые перемены. Он хоть и не прервал цепочку побед, но сбавил их количество. На этот раз Джон Макгиннесс пришел первым только в классе Senior. Во многом потому, что официальная заводская команда Honda в этом году отказалась от участия в международных соревнованиях, поэтому наш герой был вынужден перейти в Padgetts Honda. В родную команду он вернулся годом позже и принес ей очередную победу (на этот раз в Супербайк ТТ), но в организационном плане проблем это не решило. В итоге в 2010 цепочка побед Макгиннесса прервалась того, что заводская команда просто отказалась от участия.

Джон Макгиннесс (John McGuinness)

Новые победы или закат карьеры?

К счастью поклонников выпадение в 2010 Джона из игры было не окончательным. Хотя падение результативности, наметившееся еще в 2008, не прекратилось. Но это вполне объяснимо. В 2011 году Макгиннессу было уже 39, и в этом возрасте (а чаще и гораздо раньше) большинство его коллег уже завершает свою активную часть мотоспортивной карьеры и переквалифицируется в менеджеров и владельцев собственных команд. Наш же герой словно и не думал сдаваться. И в этом сезоне он не просто вышел на трассу, но и вернул себе титул победителя в ставших уже привычными классах Senior и Superbike.

2012 доказал, что перерыв оказался чистой случайностью. Вернувшись на пьедестал Макгиннесс не захотел его покидать. По крайней мере, в классе Субпербайк ТТ. Была и вторая победа, но на этот раз не в Senior TT, а в «новом» для  Джона классе – Superstock (введен вместе с Супербайком в 2005). На первое место среди ветеранов именитый гонщик вернулся годом позже, и эта победа оказалась единственной в сезоне.

2014 принес внезапные изменения. Вместо того, чтобы продолжать бороться за чемпионские титулы в привычных классах, Джон устремился к новым высотам. На этот раз на электробайке, решив попытать счастья в классе TT Zero.

Класс электробайков в Турист Трофи появился еще в 2009, и при всей своей инновационности не снискал популярности ни у зрителей, ни у гонщиков – в отдельные годы на старт выходило менее 10 человек. Зато новое направление открывало простор для новых достижений – все-таки Джон Макгиннесс известен не только количеством побед, но и неоднократным обновлением рекорда скорости. Так было и здесь. Еще в 2012 он пересек электробайке важный барьер в 100 миль в час, в 2013 преодолел отметку в 110, а в 2014 установил новый рекорд в 117,366 миль в час, который и принес ему новую победу.

Повторилась ситуация и годом позже: очередной рекорд в 119,279 миль в час и очередная золотая медаль. А еще все в том же 2015 он снова взошел на верхнюю ступеньку подиума в классе Senior TT, установив очередной рекорд круга, уже на обычном байке.

Переломный момент

Переломный, в прямом смысле слова, момент в биографии Джона Макгиннесса наступил в мае 2017. Во время тренировки перед гонкой North West в Северной Ирландии он попал в серьезную аварию. Сбой в управляющей электронике мотоцикла, который привел к резкому набору мощности, чуть не стоил гонщику жизни. Макгиннесс сломал спину, ребра и очень сильно повредил правую ногу. Для многих этот момент мог бы стать финальной точкой в по-настоящему прекрасной карьере. Но не в этом случае. Уже в конце августа гонщик заявил, что не намерен покидать мир мотогонок. Он решил, что, скорее всего, уже не сможет выступить серьезным соперником в старших классах, но еще покажет себя в младших и в TT Zero. Однако столь смелые заявления в итоге не удалось подтвердить делом. В 2018 году гонщик поделился разочарованием в своих успехах, сказав, что его езда для соревнований пока не годится. Но и здесь он не сдался. Весной 2019 он вернулся на остров Мэн за новой победой. Ей стало золото в классе Senior Classic TT.

В 2020-2021 годах соревнования были отменены из-за пандемии, но вместе с их возвращением в 2022 вернулся и Макгиннесс. Пусть и не очень громко, без побед, но для его биографии и статуса, ценен уже сам факт возвращения. И самое интересное, что 50-летний ветеран, кажется, все еще не намерен оставлять мир самых опасных мотогонок.

Статистика

  • 27 лет в профессиональных гонках ТТ (с учетом перерыва на восстановление).
  • 23 победы – второй результат после легендарного Джоуи Данлопа, одержавшего 26 побед в гонках серии ТТ.
  • 47 подиумов.
  • Более 100 стартов.
  • Обладатель рекорда скорости на трассе TT Mountain Course – 132,701 миль в час (213,562 км/ч).
  • Кавалер Ордена Британской Империи.
  • Награжден Призом Сигрейва «за выдающиеся навыки, отвагу и инициативу».
  • В его честь назван один из поворотов на трассе Snaefell Mountain Course.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ