Джоуи Данлоп – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
Шоссейно-кольцевые мотогонки среди тех, кто мотоспортом интересуется поверхностно или не интересуется вовсе, больше всего известны великолепными болидами MotoGP. Однако мы с вами, в том числе и на примере прошлых материалов о выдающихся чемпионах, хорошо знаем, что ими одними ШКМГ не ограничиваются, и в рамках этого направления есть и другие интересные и значимые соревнования. А в них – и свои выдающиеся рекордсмены. И Джоуи Данлоп – яркое подтверждение этого факта, поскольку звание одного из самых титулованных гонщиков (а на родине и вовсе лучшего спортсмена всех времен) он получил, участвуя в самой опасной шоссейной гонке мира – Формула TT.
Профиль
- Имя: Уильям Джозеф Данлоп (William Joseph Dunlop), в мотомире более известен как Джоуи Данлоп (Joey Dunlop).
- Дата рождения: 25.02.1952.
- Место рождения: Баллимони, Северная Ирландия.
- Основная дисциплина: Formula TT.
Биография
Джоуи Данлоп был вторым ребенком в многодетной семье – вместе с ним родители воспитывали 7 детей, поэтому детство у него было не самое легкое. Тем более что его отец работал простым механиком, и не мог рассчитывать на большую зарплату. Сам юный Уильям в подростковые годы задумывался над карьерой военного, пока в 16 лет не купил первый мотоцикл и не увлекся гонками.
На родителей рассчитывать не приходилось, поэтому ему пришлось самому продумывать пути финансирования нового увлечения. И чтобы поддерживать мотоцикл в рабочем состоянии и иметь возможность участвовать в локальных гонках, она брался за самую разную работу. До начала карьеры профессионального спортсмена он успел поработать и автослесарем, и водителем грузовика, и кровельщиком, и даже владельцем паба.
Что касается самих соревнований, то в Ирландии, в отличие от Англии, где больше любили шоссейные мотогонки на специально подготовленных трассах, состязания строились по более простому принципу: гонщики колесили по закрытым длинным участкам обычных автодорог, перекрытых на период состязания. Впрочем, Джоуи отлично чувствовал себя на обоих типах трасс. Так его первая более-менее значимая гонка была организована в 1969 году на хорошо асфальтированной трассе аэродрома. Однако уже в 1970 еще лучше он показал себя на длинном отрезке обычного междугороднего шоссе.
Несмотря на относительный успех, в большой мотоспорт Данлоп пришел далеко не сразу. Официально его дебютом в профессиональных соревнованиях считается 1976 год. Год, когда 24-летний любитель впервые принял участие в гонке Isle of Man TT, также известной как Tourist Trophy. Причем не в одном, а сразу в 4 классах: Lightweight, Classic, Junior и Senior. Победу ему не принес ни один (в первой паре ему вообще не удалось финишировать), но сам факт все равно остается крайне важным. Помимо дебюта в профессиональном спорте этот случай наглядно показал тягу гонщика к постоянной борьбе и к многообразию соревнований.
Собственно, и сами гонки серии ТТ были более чем разнообразны, и чтобы лучше понимать настоящие заслуги нашего сегодняшнего героя, стоит хотя бы немного погрузиться в историю и особенности соревнования.
Историческая справка: гонки Isle of Man TT
В контексте нашего материала, гонки Турист Трофи интересны несколькими моментами:
- Это одно из самых старых регулярно проводимых мотосоревнований в мире. Первая официальная гонка была организована на острове Мэн в 1907. Уже за счет своего возраста она считается очень престижной.
- Состязание носит славу одного из самых сложных и опасных. На одной только трассе Snaefell Mountain Course, включенной в соревнование в 1911 году, к сегодняшнему дню погибло 265 человек, а количество полученных травм не поддается подсчету. Здесь стоит дополнительно отметить пару интересных фактов. Во-первых, начиная с 1946 года и по 1976, соревнования были полноценной частью Чемпионата Мира по ШКМГ, организуемого FIM. Соответственно, наш герой, даже не стремясь откатать полный сезон, невольно не раз становился его частью. Во-вторых, из-за большой опасности и очередной смерти на трассе в 1972 году, многие профессионалы MotoGP под эгидой хорошо знакомого вам Джакомо Агостини принципиально отказались участвовать в этапах на острове Мэн. Это привело к тому, что гонки Isle of Man TT в итоге были исключены FIM из Чемпионата мира. Но после этого их «подхватил» союз Auto-Cycle Union, поэтому легендарные соревнования не прекратили существовать.
- С 1977 по 1990 соревнования Formula TT, проводившиеся в разных классах под эгидой FIM, носили статус отдельного Чемпионата мира, но с появлением и оглушительным успехом Чемпионата мира по супербайку (WSBK), этот статус перешел к последнему. Турист Трофи же остался нишевой гонкой для любителей шоссейного экстрима.
Ну и последний важный момент: из-за смены организаторов и технического прогресса соревнование за один только период участия в нем Джоуи Данлопа, не говоря уже о вековой истории, было крайне разнообразным и непостоянным. Перечень гонок и классов в нем менялся едва ли не ежегодно и в итоге вышел за пределы острова Мэн, включив этапы в Португалии, Италии и даже Японии. Но наиболее престижными из всего набора все равно оставались гонки Tourist Trophy и Ulster Grand Prix – гонка по закрытым дорогам в Северной Ирландии протяженностью почти 11,4 км.
Победы и признание
Все это отступление важно для биографии Джоуи Данлопа потому, что расцвет его карьеры, принесший мировую известность, пришелся именно на последние годы существования Formula TT и появление главного класса в ее рамках Formula One TT. Правда, победы в нем нашему герою пришлось добиваться не один год.
Участвуя в качестве профессионального мотогонщика в Чемпионате с 1976 года, лишь в 1982 Джоуи наконец-таки, заработал свой первый чемпионский титул в ведущем классе TT Formula One. Более того, ему не просто удалось удержать чемпионский титул годом позже, а совершить целую серию из 5 побед. Последнюю он одержал в 1986. К слову, спустя один сезон, в 1988, на пьедестал почета взошел Карл Фогарти – будущая звезда супербайка, который продержался там вплоть до 1990. Джоуи же все это время удерживал звание вице-чемпиона.
Впрочем, все это не означает, что Данлоп завязал с гонками. Наоборот, все это время и все последующее десятилетие он активно участвовал в них, выступая и периодически побеждая в разных классах. Но самое важное, что завершил карьеру он еще одной внезапной победой в TTF-1. Это случилось в 2000 году, когда Isle of Man TT уже не имел статуса Чемпионата мира. Этим 48-летний Данлоп словно бы доказал, что все еще не растерял былого задора и таланта, но, к огромному сожалению, показать его в будущих сезонах уже не удалось.
2 июля 2000 года прямо в ходе гонки на 125-кубовом мотоцикле (класс Ultra Lightweight) в Таллине он вылетел с мокрой трассы и на полной скорости врезался в дерево. Эта авария стала фатальной.
Статистика
Прежде чем перейти к статистике, традиционно завершающей биографию именитого спортсмена, стоит добавить небольшое послесловие. Несмотря на относительно небольшое число побед в Чемпионате мира TTF-1 (официально их всего 5, последняя победа не в счет), Джоуи Данлоп заслуженно считается одним из самых успешных и результативных спортсменов не только своей дисциплины, но и мотогонок в целом. А еще при жизни он активно занимался благотворительностью, в том числе лично развозил на грузовике материальную помощь в приюты Балкан в начале 90-х. Поэтому после его смерти был организован целый благотворительный фонд, который помогает туристам с ограниченными возможностями найти жилье на острове Мэн.
Что же до сухих цифр и фактов, то они выглядят следующим образом:
- 24 года в профессиональном мотоспорте.
- 5-кратный Чемпион мира в гонках TT Formula One.
- 26-кратный победитель в гонках Турист Трофи.
- 24-кратный победитель Ulster Grand Prix.
- 40 подиумов за всю карьеру.
- Кавалер и офицер ордена Британской империи – награжден званием за активное участие в благотворительности.
- В честь него установлен памятник на острове Мэн и названа 26 отметка (по числу побед) на той самой трассе Snaefell Mountain Course.