Карл Фогарти – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
07.09.2022

Карл Фогарти – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Долго говорить про ведущих чемпионов мототриала, когда 15 последних лет там царствует Тони Боу, просто невозможно. Поэтому сегодня мы вновь меняем дисциплину, возвращаясь с бездорожья на идеально гладкий асфальт. Речь пойдет о супербайке и, пожалуй, самом ярком его представителе – британце Карле Фогарти.

Профиль

Карл Фогарти (Carl Fogarty) (Супербайк)

  • Имя: Карл Джордж Фогарти (Carl George Fogarty, более известен как Carl Fogarty или просто Foggy).
  • Дата рождения: 1.07.1965.
  • Место рождения: Блэкберн, Англия.
  • Основная дисциплина: супербайк.

Биография

Первые годы биографии Карла Фогарти отличаются от юных лет других гонщиков из числа самых титулованных спортсменов мира не очень сильно. Здесь есть все: и спортивный пример в виде старшего члена семьи, и раннее увлечение мотоциклами, и «первая любовь» в лице мотокросса. Возможно, именно так выглядит самый классический рецепт успеха, соблюдая который можно рассчитывать на мировое признание. По крайней мере, подтверждение этому можно найти в виде доброго десятка бывших и действующих чемпионов из самых разных дисциплин.

Если же говорить конкретно о Фогги, то его примером, главной опорой и спонсором несомненно был отец, Джордж Фогарти – профессиональный спортсмен из мира шоссейных мотогонок. Впрочем, первый опыт вождения Карл получил не на спортивном байке на треке, а на легком кроссовом, в полях близ родного дома. А по достижении 14-летнего возраста он даже начал участвовать в местных соревнованиях среди юниоров. Впрочем, на мотокроссе, даже задержавшись в нем относительно надолго, будущий чемпион не остановился, и в итоге последовал примеру отца и переключился на шоссейные мотогонки.

Первая известность

Однако и после этого путь к вершинам супербайка оказался не столь прямым. Дело в том, что Чемпионата мира по супербайку на тот момент еще даже не существовало (первый сезон WSBK стартовал только в 1988) И Карл обратился к знаменитой серии TT Isle of Man, которая, в свое время, так и не далась его отцу. Случилось это ближе к середине 80-х. А первую настоящую известность здесь молодой пилот получил в 1985, выиграв гонку новичков на Manx Grand Prix. Для начинающего пилота это было весьма весомое достижение, поскольку гонки Турист Трофи в то время считались едва ли не вершиной мира шоссейно-кольцевых мотогонок. В частности, класс Formula TT с 1977 года носил статус официального чемпионата мира, организуемого и поддерживаемого FIM. И именно он принес Карлу Фогарти первую славу. Не тот мимолетный проблеск, который получают выдающиеся новички, а самую настоящую славу чемпиона: в 1988 году он стал победителем в топовом классе TTF-1; в 1989 году закрепил результат, а в 1990 забрал золото в третий раз подряд.

Карл Фогарти (Carl Fogarty)

Интересно, что Formula TT к моменту его первых побед начала откровенно сдавать под натиском только-только появившегося, но уже перехватившего все внимание на себя WSBK. Так уже в 1990 из официального Чемпионата она переквалифицировалась в Кубок мира, а затем просто перестала проводиться. Впрочем, Isle of Man TT – одна из старейших (впервые была организована в 1907) и самых опасных (за все время здесь погибло 265 участников) кольцевых гонок мира продолжила существовать в виде других классов. Как продолжил в ней участвовать и Фогги. Суммарно в рамках TT он стартовал в 26 раз, а в 1992 даже установил рекорд круга, который продержался целых 7 лет.

Вообще начало карьеры у Карла выдалось крайне насыщенным. Начав участвовать в Чемпионате мира по супербайку с самого его появления, он не сосредоточился исключительно на нем. Так, например, в начале 90-х он в течение нескольких сезонов заявлялся в MotoGP, а в 1992 даже участвовал в знаменитых 24 часах Ле-Мана. Но по-настоящему достойным внимания в этот период, точнее все в том же 1992, стало его участие в FIM EWC (Чемпионате мира по мотогонкам на выносливость), где Карл Фогарти заработал первое золото. Однако поскольку Фогги больше всего известен как чемпион супербайка, далее мы сосредоточимся исключительно на этой части его карьеры.

Успехи в Чемпионате мира по супербайку

Несмотря на то, что в WSBK Фогги принимал участие с самого начала, успехов в нем пришлось ждать достаточно долго. Несколько первых сезонов британский спортсмен заявлялся в качестве индивидуального гонщика (он же Privateer) без поддержки крупной команды и выступал на собственной «Хонде». В этом, в том числе финансово, ему помогал отец. Но такой поддержки для полноценного участия в большинстве этапов было недостаточно. Более-менее серьезно ему удалось подойти к делу только в 1991, когда его заметил глава британской Honda HRC. Карл успешно откатал 10 из 13 этапов и в итоговой таблице подняться с 19 до 7 места. Но плодотворного сотрудничества с командой не случилось: в 1992 году она просто отказалась от участия в WSBK.

Несмотря на отсутствие поддержки крупной команды, в сухих цифрах для Фогарти сезон 1992 оказался лишь чуть менее успешным, и закончился 9 строкой таблицы лидеров. Однако победа на FIM EWC помимо награды принесла и другие плоды. Новичка (если, конечно, Фогарти, участвовавшего в Чемпионате уже в пятый раз, вообще уместно так называть) заметила крупная команда. И в 1993 году он, наконец, полноценно перешел из разряда амбициозных одиночек в число заводских спортсменов, подписав контракт и начав выступать под флагом Raymond Roche’s factory Ducati team.

Заручившись столь мощной поддержкой, Фогги отлично стартовал в новом сезоне, но ближе к его концу несколько ослабил хватку и в итоге не сумел добиться победы, отдав ее американскому рекордсмену Скотту Расселу. В итоге в копилке британца оказалось серебро, а за плечами – крайне важный и ценный опыт борьбы с сильнейшими гонщиками мира. Именно он (и, конечно, новенький Ducati 916) помог в 1994 наконец-то занять место на пьедестале и заработать первый титул чемпиона мира по супербайку, сдвинув своего главного прошлогоднего соперника на второе место. К слову, если трезво оценивать результаты Рассела, прошлая победа, как и серебро в этом сезоне, кажутся счастливыми случайностями – настолько сильно они выбиваются из череды невыдающихся результатов, зачастую далеких не просто от тройки лидеров, а даже от ТОП-10. Но вернемся к нашему герою.

Была ли эта победа счастливой случайностью для него? Определенно нет, поскольку в 1995 Фогарти повторил успех. Однако превратить этот дубль в настоящую цепочку побед ему не удалось. По-видимому, слишком большую долю успеха составляла поддержка Ducati, которой он внезапно лишился в 1996. В этом сезоне он вернулся под крыло той самой британской команды Honda, которая чуть не разрушила его планы. И сделал это не слишком успешно: с позиции чемпиона в итоге он переместился за пределы подиума, на 4 место.

Не найдя счастья, в 1997 Фогарти вернулся в Dicati, но этого для возвращения на вершину славы оказалось недостаточно. В этом сезоне британцу дался лишь титул вице-чемпиона, а победа, словно издевка со стороны судьбы – американскому пилоту Honda Джону Коцински. Впрочем, позже Фогги все же сумел реабилитироваться, и еще дважды подряд, все так же колеся по кольцу на «Дукати», становился Чемпионом мира в 1998 и 1999 годах.

Возможно, успех удалось бы повторить и в 2000, но всего в 4 гонке сезона Карл попал в аварию на треке и, получив серию травм, включая серьезное повреждение плеча, объявил об уходе в отставку, не дожидаясь окончания сезона. Свое место в команде он уступил австралийцу Трою Бэйлису, который впоследствии (правда, не в этом, а уже в следующем сезоне) также становился чемпионом мира.

Карл Фогарти (Carl Fogarty)

После окончания активной части спортивной карьеры наш герой несколько раз пытался создавать и развивать собственные мотокоманды, но, говоря откровенно, не слишком успешно. И на этой, далеко не самой высокой ноте, биография Карла Фогарти, по крайней мере, как активного члена мотомира, можно считать завершенной.

Статистика

  • 13 лет в WSBK.
  • 4-кратный Чемпион мира по супербайку.
  • 3-кратный чемпион Formula TT.
  • Чемпион FIM EWC’92.
  • В 1998 награжден Орденом Британской империи.
  • В 2011 внесен в список легенд FIM за достижения в области мотоспорта.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ