Дэйв Молинье – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
Мотогонки Isle of Man TT – это, как говорится «вещь в себе». С одной стороны, для массового зрителя они малоизвестны и не очень интересны. С другой – многие легендарные гонщики буквально рвались на самые опасные трассы мира, делая их своим смыслом жизни, даже несмотря на то, что мировую славу таким путем заслужить сложно. Но самое интересное, что в рамках Турист Трофи есть гонки не только на обычных мотоциклах в разных классах, но и еще менее популярные и известные – на мотоциклах с коляской или, будет правильнее сказать, сайдкарах. И у них есть свои приверженцы. И самый рьяный среди них, без сомнения – Дэйв Молинье.
Профиль
- Имя: Дэйв Молинье (Dave Molyneux), в мотомире также известен под прозвищем Moly.
- Дата рождения: 11.1963.
- Место рождения: город Дуглас, остров Мэн.
- Основная дисциплина: Шоссейно-кольцевые мотогонки Isle of Man TT в классе Sidecar.
Биография
Несмотря на известность и заработанные титулы, биография Дэйва Молинье (или Молиньё, как еще иногда произносят его фамилию) не радует подробностями, поэтому рассказывать о ней достаточно сложно. Впрочем, кое-какие интересные моменты из нее все же известны, тем более что сам гонщик говорит о своей юности и первых достижениях в интервью достаточно открыто и с большой долей иронии.
И первый интересный момент в том, что Дэйв – уроженец острова Мэн. И, вполне вероятно, что факт близости к эпицентру знаменитых шоссейно-кольцевых мотогонок также сыграл роль том, что главным делом всей его жизни в итоге стал мотоспорт. Впрочем, особой любви к мотоциклам в привычном смысле слова он никогда не испытывал. Вместо них он всегда (ну или почти всегда) предпочитал трициклы и сайдкары. На первый взгляд этот факт кажется удивительным, но стоит копнуть чуть глубже, и все становится на свои места.
Как и многие его коллеги из мотомира, своим увлечением он обязан отцу. Он работал механиком и взял 15-летнего сына на работу в свою мастерскую. Впрочем, как отзывается о первом опыте сам Дэйв, работу он ненавидел. Но не потому, что ему не нравилось быть механиком, а ровно наоборот: ему не давали работать с инструментом, и на рабочем месте он всегда был на подхвате, в лучшем случае, принося детали с полки. А еще мыл полы. Спустя полгода он ушел в другую мастерскую, и уже там в полной мере и на несколько лет погрузился в работу автомехаником, в том числе, научился сварке, а потом занимался малярными и кузовными работами.
А что же мотоспорт? Без влияния отца не обошлось и здесь – он также увлекался мотогонками, причем соревновался именно на трицикле. То есть, был ярким примером для подражания для будущего чемпиона. Но не самым ярким. Гораздо большее влияние на Молинье в итоге оказал Грэхэм Каннел – местный мотогонщик, участвовавший в Isle of Man TT и чемпионатах в Европе и Британии. Именно в его гараж устроился на работу 19-летний Дэйв, и именно благодаря ему и нескольким другим членам его технической команды он в итоге оказался на европейских гонках, где и «заболел» мотоспортом окончательно. Правда, он пошел не по пути своего кумира (сам Молинье не стесняясь называет Каннела одним из самых талантливых гонщиков, хотя тот и не может похвастаться огромным количеством титулов), выступавшего в классических «одиночных» гонках на мотоцикле, а увлекся гонками на сайдкарах.
Неровная череда побед
Впервые на трассу Турист Трофи Дэйв Молинье вышел в 1985 году, и его путь на подиум оказался тернист как никогда. Тогда как другие гонщики буквально взлетают на пьедестал за пару лет, ему потребовалось 2 года (и 5 стартов) чтобы впервые просто финишировать. Причем только в одной из пары гонок – состязание сайдкаров состоит из 2 заездов «A» и «B», и победитель высчитывается по общим результатам. Если в 1987 Молинье финишировал десятым, то в 1988 – уже шестым, правда, все также в одной из двух гонок. А уже следующий сезон стал по-настоящему поворотным в его карьере.
В 1989 место в коляске его Yamaha занял Колин Хардман – опытный гонщик, с середины 70-х выступавший сольно, и переключившийся на роль пассажира сайдкара в 1982. Команда неплохо сработалась, и даже несмотря на то, что победить в обеих гонках ей не удалось (только в первой, во второй ей досталась бронза), в итоге именно она увезла домой золотую награду. Старт звездной карьере был дан. Однако после внезапной победы в ней наступило столь же неожиданное затишье. Подтвердить чемпионский титул не удалось ни в следующем году, ни годом позже.
Вновь подняться на вершину подиума Молинье удалось только в 1993. Зато на этот раз победа была безоговорочной – он заработал золото в обеих гонках. В этом году он вновь выступал на «Ямахе». И вновь не смог превратить внезапную победу в затяжную цепочку. Вернуть Чемпионский титул Дэйву удалось только пару лет спустя, в 1996. И самый интересный момент здесь не то, что он опять победил в обеих гонках, а то, на чем именно он это сделал.
На этот раз Молинье выступал на сайдкаре DMR – собственной разработке. Годы работы в мастерской оказались не напрасными, а эту победу можно считать не двух-, а трехкратной, поскольку она доказала не только талант Дэйва как гонщика, но и как конструктора. Забегая вперед, стоит сказать, что конструкторский талант в дальнейшем подтверждался многократно. Во-первых, Дэйв продолжил разрабатывать и модернизировать собственный сайдкар, строя его на базе двигателей разных производителей. Во-вторых, работая под именем Dave Molyneux Racing (то есть, DMR), он успешно модернизировал сайдкары для других гонщиков, в том числе, для многократных чемпионов Турист Трофи. Но все это не значит, что лично участвовать в гонках он прекратил.
Абсолютную победу 1996 года можно назвать лишь началом успешного пути:
- В следующий раз золото далось ему через год, в 1998, правда, только в одной гонке. Причем на этот раз (и на долгие годы вперед) сайдкар DMR обзавелся двигателем Honda
- Повторил успех он и в 1999, но и здесь запустить цепочку побед не получилось.
- В 2003 пилот вернулся на подиум, снова одержав победу во второй гонке соревнования.
- 2004 принес новый «дубль».
- 2005 – золото за гонку «B».
2006 год оказался, пожалуй, одним из самых неудачных, поскольку поучаствовать в соревнованиях Молинье вместе с Крейгом Хэлламом, выступавшим на тот момент колясочником, просто не удалось. Их сайдкар разбился в ходе одной из тренировок еще до начала основной части состязания, в результате чего пилот получил травмы, а экипировка просто сгорела на месте. К счастью, бороться за победу после этого чемпион не прекратил, и год спустя снова вышел на трассу. И, надо сказать, не зря.
- 2007 год принес еще две золотые медали.
- 2009 – одну. Причем на этот раз наш герой выступал на новой модификации своего сайдкара, оснащенной двигателeм Suzuki. Интересно, что это был первый случай в истории, когда победитель управлял машиной с мотором от этого японского производителя. Более того, именно в этом году Дэйв Молинье установил рекорд средней скорости круга для сайдкара – 115.132 миль в час. Несмотря на эти достижения, с «Сузуки» его пути очень быстро разошлись: уже в следующем году он пересел на «Ямаху», а остаток карьеры откатал на 600-кубовом сайдкаре DMR с двигателем Kawasaki.
- В 2012 гонщик заполучил еще 2 золота.
- И, наконец, в 2014 – еще одно золото в гонке «B».
Эта победа, по крайней мере на данный момент, – последняя в карьере Дэйва. И практически единственным достижением после нее стало обновление собственного рекорда скорости на знаменитой трассе Snaefell mountain course: в 2015 году Молинье превзошел сам себя, проехав круг за 19 минут и 23,056 секунды со средней скоростью в 116,785 миль в час. Рекорд держится до сих пор.
Несмотря на то, что после этого громких побед не последовало, 58-летний гонщик не спешит завершать активную часть карьеры и участвует в гонках по сей день. Правда, как он сам отмечает, уже не ради побед, а исключительно для удовольствия.
Статистика
- 38 лет в профессиональном мотоспорте (с учетом перерывов из-за травм).
- 17-кратный чемпион Sidecar TT – лидер в своем классе.
- На 4 месте по числу золотых медалей среди всех чемпионов Isle of Man TT (перед ним Джоуи Данлоп, Джон Макгиннесс и Майкл Данлоп).
- 30 подиумов суммарно.
- Действующий рекордсмен самой опасной трассы Isle of Man – Snaefell mountain course (в своем классе).
- Один из поворотов на ней назван в его честь.
- Единственный чемпион гонок Турист Трофи, который одержал победу на мотоцикле всех 4 ведущих японских производителей.