Легендарные трассы в России: Крепость Грозная (Fort Grozny)
18.01.2024

Легендарные трассы в России: Крепость Грозная

Да, те кто плотно следит за миром мотогонок, могут сразу возразить: не слишком ли рано для легендарности? Действительно, в сравнении с большинством крупных трасс «Крепость Грозная» и весьма молода, и пока не стала колыбелью для десятков топовых пилотов всероссийского или международного уровня. И, тем не менее, она уже встала в один ряд с треками из Центральной России и считается весьма многообещающей для дальнейшего проведения на ней крупнейших мото- мероприятий страны. Причем к этому она пришла далеко не сразу. Но довольно предисловий, давайте переходить к подробностям.

О трассе в двух словах

Просто на всякий случай, если вы по какой-то причине не знаете, о чем вообще речь, «Крепость Грозная» (второе название Fort Grozny) – это автодром мирового уровня, расположенный в Шейх-Мансуровском районе Грозного, столицы Чеченской Республики. Точнее будет сказать мультидром, поскольку рассчитан он сразу на несколько типов гонок. И это вкупе с оснащением и едва ли не постоянным участием в крупнейших российских и международных соревнованиях делает его крупнейшим автодромом Северного Кавказа и одним из самых значимых автодромов для российского спорта. Причем не только мотогонок.

Как появилась трасса

Фото автодрома Крепость Грозная с дрона

А появилась она абсолютно внезапно. Если в других случаях в СМИ и на профильных ресурсах слухи о строительстве нового крутого автодрома зачастую начинали ходить задолго не то, что до официального анонса, а до финальных согласований между организаторами, то проект «Форта» ворвался в мир Чеченского и Российского спорта абсолютно внезапно. Случилось это в 2015 году – отсюда и возможные сомнения о легендарности трассы. Инициатором строительства автодрома выступило само Правительство Чеченской Республики. Оно же оказало и основную поддержку. Местом для строительства был выбран старый, уже не работающий нефтеперерабатывающий завод, территория которого предоставила достаточно большой простор для реализации проекта – более 60 гектаров.

История строительства какими-то интересными моментами не отличилась, зато результат оказался весьма внушительным и достаточно неоднозначным. Официально «Крепость грозная» открылась для гонок 24 августа 2015 года. И первым мероприятием, призванным испытать ее на прочность, стал Чемпионат России по драг-рейсингу.

Какой получилась трасса: итерация первая

А получилась она весьма выдающейся. Во-первых, стоит отметить удачное географическое положение – за счет него официальные масштабные соревнования в «Крепости» можно проводить едва ли не с конца января и до начала-середины декабря. Во-вторых, техническом плане автодром оказался весьма современным, как по оснащению трассы, так и инфраструктуре. И, наконец, в-третьих, трек также оказался весьма интересным. Это и обилие разноформатных (и разноскоростных) поворотов, и перепад высот. Да и вообще, как мы уже говорили, автодрому куда более соответствует другой термин – мультидром, поскольку его территория вместила целую серию трасс для самых разных видов спорта:

  • основной трек для автогонок протяженностью 3086 м,
  • отрезок для драг-рейсинга на 1000 м,
  • трассы для картинга протяженностью 1314 м,
  • автокросса на 1250 м,
  • джип-триала,
  • парных гонок,
  • участок для дрифта,
  • полоса с искусственными препятствиями и крутыми подъемами.

Для нас, любителей мотоциклов, во всем этом был лишь один недостаток: трек оказался непригоден для шоссейно-кольцевых мотогонок. И дело не в том, что над автодромом изначально работали с целью организации трассы для автогонок, а в небольшом, но критичном количестве изменений, внесенных в проект на первых этапах строительства. В частности, были сильно сокращены некоторые зоны безопасности, из-за чего отбойники были установлены слишком близко к треку. Это и не позволило трассе пройти омологацию для полноценных мотогонок, как бы печально это ни было. Но некоторым местным мотоциклистам все равно удалось опробовать ее на тестовых заездах.

«Крепость Грозная» сейчас

Крепость Грозная (Fort Grozny) на картах

Полноценно оценить новый трек мотогонщикам удалось лишь в 2019. Спустя долгих 4 года необходимые для их безопасности изменения все-таки были внесены. В результате долгих сомнений было решено убрать часть ограждения после 7 поворота, чтобы сделать траекторию движения пилотов более безопасной. К слову, «проба пера» проходила в рамках тренировочных дней в сентябре 2019, которые предваряли финал Russian Superbike – международные соревнования и Чемпионат России по ШКМГ с призовым фондом в 1 млн. рублей. Собственно, этот факт уже позволил судить об уровне трассы.

Первые гонщики, в числе которых были одни из самых быстрых профессионалов в лице Владимира Леонова и Сергея Крапухина и других пилотов, также отметили, что трек получился очень интересным. Достаточно динамичным, но, в то же время, с резкими перепадами скорости на паре по-настоящему резких поворотов и прямой, где можно добиться максимальной скорости.

Какой же трасса получилась в итоге?

  • Длина основной конфигурации кольцевой трассы – 3086 м.
  • Направление – по часовой стрелке.
  • Ширина – от 12 до 16 м.
  • Длина прямой – 514 м.
  • Общее число поворотов – 10.
  • Перепад высот – 10 м.
  • Максимальный продольный уклон – 4,5%.

Плюс отлично поработали и над инфраструктурой, чтобы участникам и гостям было комфортно. Здесь есть:

  • оснащенный паддок,
  • 25 боксов,
  • трибуны на 1600 посадочных мест,
  • парковка на 770 мест,
  • гостиница,
  • столовая.

Ну и нельзя не отметить еще один положительный момент: тогда как многие автодромы годами дожидаются капитального ремонта, администрация «Крепости» следит за его состоянием и своевременно ремонтирует покрытие и другие части трека.

Место трассы в российском мотоспорте

Первые мотогонщики-победители

Ну и под конец стоит вернуться к сомнениям, озвученным в самом начале статьи: можно ли назвать «Крепость Грозную» по-настоящему легендарной? Скорее всего, пока нет – уж слишком она молода. Особенно если рассматривать трек исключительно с точки зрения мотогонок. Однако с тем, что она уже стала важной частью отечественного спорта и мотоспорта в частности, спорить трудно. С самого того момента, как автодром открыл двери для профессиональных пилотов в сентябре, он стал появляться в списке этапов различных соревнований по ШКМГ регулярно.

  • В 2019 он принимал двойной этап RSBK.
  • В 2020 после переносов и ковидной неопределенности – Кубок Моторринг – новую международную серию.
  • В 2021 – финал Чемпионата России по ШКМГ в классах Супербайк и Суперспорт.
  • В 2022 – Кубок Моторринг.
  • В 2023 – «обновленную версию» Чемпионата России – Lavr Motorring. Причем «Крепость Грозная» как открывала Чемпионат в апреле, так и закрывала в Сентябре.

Помимо этого Fort Grozny периодически принимает и международные соревнования, и региональные гонки.

В календаре на 2024 год в мотогонках национального масштаба автодром пока (на момент подготовки статьи) не присутствует, но, по опыту прошлых лет, едва ли он пропадет из списков трасс. И именно исходя из этого, и из того, какое место он занял в отечественном авто- и мотоспорте всего за несколько лет, автодром можно назвать если не легендарной трассой, то крайне значимой точно. Ну а легендарность придет со временем.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ