Легенды советского мотоспорта: Геннадий Моисеев
Выбрать следующего героя в нашем свежем цикле статей о легендарных мотогонщиках СССР было по-настоящему сложно: все-таки значимых имен, заложивших фундамент всему отечественному мотоциклетному спорту, действительно много. Но среди них мы все же решили выделить одно – имя Геннадия Моисеева, который за свою мотоспортивную карьеру сумел блеснуть не только на советской, но и на мировой арене и вложить огромное количество сил в становление современных, уже российских мотогонок.
Полевой «мотокросс»
Геннадий Анатольевич Моисеев родился 3 февраля 1948 года в Ленинградской области, в деревне Введенское. Несмотря на то, что детство его пришлось на тяжелые для всей страны послевоенные годы, с техникой ему посчастливилось познакомиться достаточно рано: поскольку его отец, Анатолий Павлович, работал в то время шофером, они с братьями были крайне увлечены автомобилями. А как только в доме в дополнение к рабочему автомобилю появился еще и личный отцовский мопед, к увлечениям ребят добавились еще и мотоциклы. Собственно, именно на этом самом мопеде, можно сказать, и стартовала горочная карьера Геннадия, доселе колесившего исключительно на велосипеде.
Мопед был нужен отцу, чтобы ездить на работу, однако удавалось на нем погонять и мальчишкам, благо проблем со свободным местом для этого в деревне никогда не было. Сам Геннадий впервые сел за его руль в 13-летнем возрасте, и какое-то время вместе с братьями активно покорял местные поля. Мотокроссом, конечно, это можно было назвать с натяжкой, но первый опыт будущий спортсмен все же сумел получить.
Следующей ступенью на пути к профессиональному спорту стал уже «настоящий» мотоцикл «Ковровец» – его при поддержке отца купил старший брат Виктор, впервые вышедший на работу. В сравнении с мопедом, конечно, новые гонки по полям были небом и землей. Однако по-прежнему они оставались исключительно развлечением, ведь настоящих учителей или хотя бы примеров для подражания у послевоенной деревенской детворы просто не было. Но вскоре все поменялось.
Упорство не знает границ
Настоящим же переломным моментом в увлечении мотогонками стал этап Чемпионата мира по мотокроссу, проходивший в 1964 году близ ленинградского поселка Порошкино. Несмотря на то, что трасса находилась в 100 км от дома, пропустить такое событие ребята не могли. Тем более что на треке должны были появиться такие известные гонщики, как бельгийский чемпион мира Жоэль Робер и советские кроссмены, в том числе, Виктор Арбеков. В общем, 19 июля Геннадий Моисеев все же впервые в жизни попал на настоящий, «взрослый» мотокросс своими глазами наблюдал за борьбой именитых гонщиков. На тот момент ему было уже 16.
Гонка, и особенно вручение призов после нее, произвели на Геннадия такое сильно впечатление, что он решил непременно начать заниматься мотокроссом всерьез. И уже на следующий день он приехал в секцию при Ленинградском дворце пионеров и школьников. Однако ему не повезло: группа была уже набрана, тренер ответил отказом. Развернул юношу, к слову, Кирилл Александрович Демянский – заслуженный тренер СССР, ныне также носящий статус легенды советского мотоспорта. Однако Геннадий настолько сильно хотел попасть в мотоспорт, что все же сумел уговорить Кирилла Александровича дать ему шанс. Упорство юноши подкупило тренера и тот все же пригласил его на тренировку.
На тот момент Кирилл Александрович требовал от учеников полной отдачи, регулярных тренировок и целеустремленности. И если с последним у Моисеева проблем определенно не было, то с совмещением спортивных занятий с учебой, а затем и работой помощником электромонтажника все было гораздо сложнее – приходилось ежедневно только на дорогу тратить более 2,5 часов и отсыпаться прямо в электричке или даже на верстаке в мастерской. Но Геннадий не сдавался. И своим упорством уже в 1965 заработал участие в первой более-менее серьезной гонке. А год спустя победил в юношеском Первенстве Ленинградской области, обойдя гораздо более опытных соперников. Эта победа открыла ему путь на еще более крупные состязания – Чемпионат СССР по мотокроссу. Для только-только перешедшего из юношеского во взрослый разряд спортсмена они оказались весьма сложными, но, тем не менее, в итоге ему удалось заполучить бронзовую медаль. Эта победа стала для Геннадия Моисеева настоящим прорывом. Причем как в плане известности, так и дальнейшей карьеры: молодого таланта заметил Михаил Иванович Кедров – стренер сборной СССР.
На этом моменте может показаться, что Геннадий Моисеев буквально вытянул золотой билет в большой мир мотоспорта и в одночасье стал звездой и всесоюзной знаменитостью. Но это, конечно, было не так. Во-первых, в сборную он сразу не попал – сперва ему пришлось попотеть на сборах, чтобы доказать, что он действительно достоин представлять страну на выездных гонках. Во-вторых, наступила пора идти в армию.
Повестка пришла крайне не вовремя и несколько спутала планы, поскольку служить Моисеев хотел едва ли не с детства, но теперь на полной скорости мчался к другой мечте. Впрочем, ситуация решилась очень неплохо: Геннадий был определен в Спортивный клуб Армии для дальнейших тренировок по мотокроссу. То, что решение было верным тало понятно практически сразу: в 1967 на этапе Чемпионата мира Моисеев оказался третьим, уступив лишь по-настоящему сильным чемпионам – шведу Олле Петерсену и своему кумиру – Жоэлю Роберу. Едва ли, стоя у трассы у поселка Порошкино и впервые наблюдая за настоящим большим мотокроссом, Моисеев мог представить, что всего через 3 года окажется на одном подиуме с настоящим чемпионом мира. Казалось, что до мировой славы оставался буквально последний шаг. Но это было, не так.
Застой и новая волна достижений
Этот момент стал одним из самых ярких в карьере Геннадия Моисеева на все ближайшие годы. Нет, тренировки и состязания он не забросил, но каких-то выдающихся побед не достиг. Как он потом отмечал в интервью: в чемпионатах ему не особенно везло, но он верил в свою силы и упорно шел к поставленной цели. И с наступлением нового десятилетия все изменилось: именно 70-е можно считать «золотой эпохой» в его карьере.
Посудите сами: в 1970 Геннадий заработал первое по-настоящему «серьезное» золото, победив в Чемпионате СССР по мотокроссу в классе 250 см3. И это было только началом. После небольшого перерыва он вернулся на пьедестал в 1972, а затем закрепил результат и в 1973, получив третью золотую медаль в свою копилку.
1974 оказался интересен сразу двумя моментами:
- Советская сборная смогла подписать контракт с одним из ведущих европейских производителей мотоциклов – KTM и пересесть с уже изрядно устаревших «Чезетов».
- Обзаведясь более современным мотоциклом, Моисеев сумел совершить еще более выдающееся достижение – в 1974 на смену титулу чемпиона СССР пришел титул Чемпиона мира в классе 250 см3. Причем, чтобы получить приз, пришлось изрядно понервничать: советский кроссмен пришел вторым после чехословакского гонщика Ярослава Фалты, но после окончания гонки судебная комиссия выявила нарушения со стороны победителя – фальшстарт, который был зафиксирован фотографами и телекамерами, работавшими на трассе. Заседание комиссии длилось втрое больше обычного, а окончательный вердикт был вынесен и вовсе через полтора месяца: Фалте начислили штрафные секунды, что и сделало Моисеева чемпионом в итоговом зачете.
Эта победа стала всего лишь второй для советских кроссменов. До этого занять первое место на Чемпионате мира по мотокроссу удалось лишь Виктору Арбекову. И было это почти 10 лет назад, в 1965 году.
В 1975 успех повторить не удалось, причем не в национальном, ни в мировом чемпионате – виной стал многократный перелом руки, с которым гонщика доставили в больницу прямо с одной из трасс. О крупных гонках пришлось забыть, хоть молодому чемпиону и очень хотелось доказать всем, что прошлогоднюю победу он получил заслуженно. Зато в 1976 наметилось своеобразное возвращение: наш герой получил серебро на ЧМ. А в 1977 отметился сразу двумя наградами, снова заработав золото в Чемпионате СССР, и в Чемпионате мира. К слову, в этом плане Геннадию удалось обойти легендарного Арбекова – у него было только одно золото на мировой арене.
Но и на этом чемпион останавливаться не собирался. 1978 снова принес две награды, и обе мировые. Во-первых, третий титул Чемпиона мира. Символично, что получил Моисеев его на той самой трассе в Ленинградской области, где 16-летним пареньком наблюдал за победой Жоэля Робера. А, во-вторых, победа досталась ему вместе с советской командой на легендарном Мотокроссе Наций. Это была вторая (с предыдущей прошло ровно 10 лет) и последняя победа для сборной СССР в этом соревновании.
И, наконец, последние крупные победы случились в 1979. На этот раз это была бронза на Чемпионате СССР и международный «Трофей наций». На тот момент Геннадию Моисееву был 31 год. А в 1982 спортсмен полностью завершил активную часть карьеры, совершив свои последние гонки.
Закат одной карьеры и начало другой
После завершения спортивной карьеры Геннадий Анатольевич Моисеев, на тот момент уже носивший звание заслуженного мастера спорта и награжденный орденом Трудового Красного Знамени за высокие достижения на чемпионате мира, переключился, как это обычно и бывает с именитыми чемпионами, на передачу опыта подрастающему поколению. Причем если в 80-е он был тренером советской сборной, то в 90-е, с началом огромных проблем с финансированием пришлось организовать собственный кружок для мальчишек и поддерживать его буквально на свои деньги.
Но мотоспорт у Геннадия Анатольевича был в крови и, кажется, другого пути в то нелегкое время он просто не видел. Впрочем, упорства тренеру было не занимать, поэтому и эти трудности он в итоге поборол. А еще, несмотря на официальное завершение карьеры мотокроссмена, Геннадий даже в 90-х периодически бывал на соревнованиях ветеранов, где на равных выступал вместе с суперзвездами мотокросса, например, с Роджером де Костером.
Ну и, пожалуй, последняя действительно важная веха в карьере Геннадия Анатольевича – пост президента МФР, который он занимал с 2000 по 2004 год. И в эту работу легендарный чемпион, как это ему было всегда свойственно, вложил огромное количество сил и ресурсов, фактически сплотив регионы страны в сложный период и дав новый толчок к качественному развитию мотоспорта в России.
И даже после этого, окончательно выйдя на пенсию, Геннадий Анатольевич продолжил помогать тренировать молодых спортсменов в одном из дворцов творчества в Санкт-Петербурге.
Прощание с легендой
23 июля 2017 года без преувеличения легендарного кроссмена и тренера не стало, и эту утрату тяжело восприняло все мотоциклетное сообщество. Проститься с ним приехало более сотни человек из разных мотоциклетных сообществ и непосредственно ученики великого чемпиона. Но его спортивные заслуги и силы, вложенные в развитие отечественного мотокросса, кажется, не будут забыты уже никогда.