Легенды советского мотоспорта: Виктор Арбеков
В нашем блоге уже есть достаточно объемные циклы материалов о самых титулованных мотогонщиках мира и о наиболее известных и успешных спортсменах России, имена которых либо гремели в мировом мотосообществе несколько лет назад, либо продолжают стабильно мелькать в заголовках профильных СМИ и сейчас. Однако отечественных побед бы не случилось без советских спортсменов, которые не только стали примером для подражания для более молодого, уже российского, поколения, но и, без преувеличения, послужили настоящим фундаментом для всего отечественного мотоспорта. И уже этого достаточно, чтобы напомнить вам имена самых лучших советских мотогонщиков, которые с годами получили заслуженный статус легенды. Этому и будет посвящен новый цикл наших материалов. И открывать его символично будет Виктор Арбеков – первый советский кроссмен, получивший титул чемпиона мира.
Тяжелое детство и любовь к мотоциклам
Виктор Михайлович Арбеков родился 8 марта 1942 года в подмосковном Подольске. И уже на этом моменте несложно догадаться, что детство у него было не самым радужным – сначала Великая Отечественная, а затем тяжелые послевоенные годы. Осложнялось все еще одним неприятным фактом: с самого рождения мальчик был очень слабым. Настолько, что одна из санитарок роддома, где он появился на свет, даже предложила его матери Ирине оставить малыша, ведь даже здорового ребенка выкормить и вырастить в это нелегкое время удалось бы с огромным трудом. Однако Ирина ответила отказом, и забрала сына домой. Сказать, что ей было тяжело – равно, что не сказать ничего. Однако сына ей вырастить все же удалось. Правда, с учетом состояния при рождении и общих тягот первых лет, рос он чрезвычайно слабым и болезненным. А через пару лет нашлась и первопричина: врожденная проблема с легкими.
Настоящим переломным моментом в его жизни стало знакомство с Юрием Комаровым – молодым пареньком с соседней улицы, который практически все свободное время либо гонял на мотоцикле, либо возился с ним в гараже. Несмотря на то, что Арбекову на тот момент было всего около 6 лет, и он был крайне худым и слабым, Комаров решил не просто не прогонять соседского мальчишку, а наоборот, взять его в помощники. Став для него настоящим наставником, Комаров не только научил его устройству мотоцикла, но и начал прививать любовь к спорту, иначе ни о какой технической помощи от маленького Вити речи идти просто не могло. Не говоря уже об управлении тяжелым мотоциклом.
Тем не менее, в итоге, подросший и окрепший Арбеков на мотоцикл все же сел: сосед начал периодически разрешать ему покататься, но не заводя двигатель, с горки. Правда, одна такая поездка чуть не закончилась настоящей трагедией: Виктор не справился с управлением и вместе с мотоциклом оказался в канаве. Удар от падения был настолько сильным, что он лишился нескольких зубов и получил сильное сотрясение мозга, проведя несколько часов без сознания. Но, кажется, полученные травмы на любовь к мотоциклу абсолютно не повлияли, потому что в 10-летнем возрасте юный спортсмен вступил в местный автоклуб ДОСААФ, где и начал в полной мере осваивать владение мотоциклом и погружаться в настоящий мотоспорт. Им, как несложно догадаться, стал мотокросс – одно из самых любимых и самых развитых в СССР направлений.
Стремительный расцвет
Несмотря на детские проблемы со здоровьем, Арбеков был очень талантлив и к тренировкам подходил крайней серьезно. К слову, его серьезность и какая-то строгая выверенность будут прослеживаться и отмечаться и уже во взрослой карьере. Подобный подход достаточно быстро начал приносить плоды: на старт первой крупной гонки – Первенства Подольска по мотокроссу – Виктор вышел в 14 лет, в 1956-м. А уже через 3 года, в 17, получил первый настоящий чемпионский титул, став чемпионом СССР по мотокроссу в юношеском классе 125 см3. И это едва ли было случайностью и удачным стечением обстоятельств, поскольку через год он сумел сохранить титул. А еще через год Виктора, бывшего уже мастером спорта, призвали в армию. Впрочем, спортивной карьере это не сильно помешало, потому что там он начал выступать за сборную ЦСКА.
Новые успехи, не пришлось долго ждать. Вернувшись домой, в 21 год Виктор Арбеков дебютировал на Чемпионате мира. На этот раз в классе 250 см3. Правда, легко победа ему не далась, но к заветному призу он подобрался достаточно близко: на этапе ЧМ, который проходил в Москве он занял 4 место (и оказавшись 20-м в итоговой таблице). Причем победе помешало не отсутствие опыта, а банальные проблемы с техникой: гонщик выступал на мотоцикле «Ковровец К-250СКС» – модели, с одной стороны, свежей (выпущена в 1963, в год гонки), но по мощности и в техническом плане существенно отстающей от техники прямых соперников.
В 1964 наш герой пересел на чехословацкий CZ, такой же, как у зарубежных соперников, что и позволило ему стать бронзовым призером. Причем не отдельного этапа, а всего мирового чемпионата. Уже тогда о 22-летнем советском кроссмене заговорили в мире, но настоящую известность он обрел через год. В 1965 Виктор Михайлович Арбеков стал чемпионом мира в классе 250 см3, обойдя именитого Жоэля Робера и буквально выбив из тройки лидеров шведа Торстена Холлмана, стабильно входившего на подиум до и после этого. Причем победа была досрочной: спортсмен победил в 4 из 5 этапов чемпионата, опередив знаменитого бельгийца на 4 очка. До этого момента подобных вершин не удавалось достичь ни одному советскому мотогонщику.
И именно в этот момент журналисты особо отметили уникальную манеру езды Арбекова. Под стать его спокойному характеру и чрезвычайной скромности, его стиль вождения на соревнованиях был строг и предельно выверен, словно кроссмен изначально ставил во главу выступления продуманный подход: никакого риска, максимально чистая езда и не эффектные, но предельно эффективные прыжки.
И, к огромному сожалению, чемпионский титул 1965 года стал пиком звездной карьеры Арбекова.
Внезапный закат
Не поймите неправильно: после оглушительного успеха «Советская ракета», как прозвали Арбекова на Западе, продолжил участвовать в крупных состязаниях и обрел статус настоящего кумира. Как бы сейчас сказали, настоящей суперзвезды. Причем не только в СССР. Но повторить его уже не удалось. И в целом, несмотря на выдающиеся результаты, его спортивная карьера завершилась столь же стремительно, как началась.
Смотрите сами: после победы, в 1966-1967 годах бывший чемпион финишировал четвертым, уступив все тем же главным соперникам, а в 1969 он занял 9 строку в итоговой таблице. Кроме того, все эти годы (точнее, с 1961 по 1968) он был частью сборной СССР по мотокроссу и участвовал не только в личных соревнованиях, но и в командных, в том числе победив в знаменитом «Мотокроссе Наций» в 1968. А после этого... просто пропал из крупных соревнований и полностью завершил активную стадию карьеры. На тот момент многократному чемпиону СССР по мотокроссу было всего 27.
Что же случилось? Что побудило его уйти в самый разгар карьеры? Ответов на эти вопросы, кажется, мы никогда уже не узнаем. Какое-то время ходили слухи, что, чемпион серьезно поссорился со своими кураторами, но так ли это на самом деле, сейчас уже вовсе не важно. Во-первых, потому что с тех пор прошло больше 50 лет. Во-вторых, потому что на реальные достижения самого Виктора Михайловича это уже никак не повлияет.
Последующие годы
Завершив карьеру профессионального мотогонщика, Виктор Арбеков, как это часто и бывает, переключился на тренерскую деятельность, тем более что опыт (в том числе практический) и образование (он окончил Ленинградский институт физической культуры) это позволяли.
Несмотря на исключение из рядов сборной, Виктор, занимавший должность инструктора по спорту ЦСКА с 1964, продолжил колесить на кроссовом мотоцикле и обучать молодых кроссменов вплоть до 1978. В 1978, оставшись в составе ЦСКА, сосредоточился исключительно на любимом мотоспорте, заняв должность тренера команды по мотокроссу. А в 1984 году стал ее главным тренером по атомотоспорту и занимал эту должность, пока не ушел на пенсию в 1992 году. За свою карьеру он был удостоен двух почетных званий – Заслуженного мастера спорта СССР и Заслуженного тренера РСФСР. А также в Подольске неоднократно проходил Кубок по мотокроссу его имени, в награждении которого Виктор Михайлович лично принимал участие.
Финишная черта
Параллельно с преподаванием Виктор Арбеков продолжал колесить на любимом кроссовом байке, показывая мастерство и фирменный подход (пусть и не на первоклассных соревнованиях) вплоть до 2007 года, то есть, до 65-летнего возраста. Однако после этого годы начали брать свое. Сказались и многочисленные травмы, полученные за годы мотогонок и тренировок, и диагностированная в 2013 онкология, и перенесенный в 2015 сердечный приступ с последовавшей за ним клинической смертью. После нее именитый чемпион смог снова встать на ноги, но победить в гонке с заболеванием легких уже не сумел. В 2017 году Виктора Михайловича Арбекова внезапно не стало. Он свел счеты с жизнью, не оставив записки.
Это неожиданное решение сильно потрясло не только родных, но и все мотосообщество. И с 2018 в родном для него Подольске ежегодно проводится Любительский мотокросс Памяти В.М. Арбекова.