Легенды советского мотоспорта: Владимир Гордеев
Так исторически сложилось, что основным мотоспортивным направлением в СССР был мотокросс. И, соответственно, большинство легендарных имен, красовавшихся на первых полосах спортивных газет и журналов Союза (а иногда и других стран) связано именно с ним. Однако это не значит, что других направлений в мотоспорте в то время не было. Уже в 1960-х в стране начал активно развиваться классический гаревый спидвей, а, пожалуй, одним из самых именитых гонщиков того времени был Владимир Гордеев. И именно его спортивному пути и достижениям и будет посещен этот материал.
Увлечение мотоциклами
Владимир Дмитриевич Гордеев родился 30 ноября 1950 года небольшом городе Мары (Туркменистан). Однако уже через год вся его семья переехала в Балаково (Саратовская область). И именно с этим городом будут ассоциировать его имя в дальнейшем, когда он прославится, благодаря своим спортивным достижениям. Но до этого, конечно, в то время было еще далеко.
Интересно, что о моментах детства и юности, не связанных с мотоспортом, известно очень мало. Однако точно известно, как Владимир заинтересовался профессиональными мотогонками. Ситуация здесь примерно аналогичная той, которую мы описывали в истории другого легендарного советского гонщика – Геннадия Моисеева. В 1963 году Виктор вместе со своим младшим братом Валерием пришли на новый городской стадион с гаревой дорожкой, чтобы посмотреть на показательные гонки по классическому спидвею. Стадион, к слову, был построен именно для развития спидвея. Инициатором выступил председатель мотоклуба «Труд», существовавшего при комбинате искусственного волокна имени Юрия Петрова. И благодаря появлению собственной мостоспортивной базы, при мотоклубе уже в 1964 была сформирована полноценная команда «Корд».
Собственно, посещение показательной гонки и стало решающим в жизни братьев. Но далеко не сразу: к мотоспорту Владимир начал приобщаться только два года спустя. И несложно догадаться, что для познания азов мастерства обратился он именно в «Корд». Было это в 1965 году. Правда, изначально о полноценных тренировках речи не шло: Гордеев вместе с несколькими другими ребятами работал «на подхвате», например, мыл мотоциклы. В 1966 году мальчишкам постепенно начали разрешать покататься на клубных мотоциклах, но без участия в гонках, и в итоге в 1967 все это превратилось в полноценные спортивные тренировки. Впрочем, настоящим проводником в большой мотоспорт для Владимира стал не «Корд».
Абсолютно случайно, катаясь на мотоцикле по городу, он заехал к небольшому деревянному клубу, где базировался буквально только-только появившийся юношеский мотоклуб при ДОСААФ под руководством Евгения Иосифовича Леошкина – еще одной будущей легенды советского спидвея (но уже по тренерской части). Он-то и пригласил Владимира Гордеева к себе, сообщив о ближайших планах: создать полноценную юношескую команду и заявиться в Чемпионат СССР. Гордеев, понимая, что в «Корде» он, скорее всего, останется на вторых ролях (основной упор там делали на ребят постарше и опытнее), согласился. И, надо сказать, не прогадал. Так в 1967 Владимир Гордеев вошел в основной состав «Турбины» – команды, которая затем будет считаться одной из сильнейших в советском спидвее. И не просто вошел, а стал одним из ведущих ее спортсменов, поскольку имел больше опыта, чем многие другие ее участники.
Но на этом интересные моменты в этой истории не заканчиваются. Во-первых, вслед за старшим братом в «Турбину» пришел и Валерий, который также вложил много сил в командную победу. Во-вторых, в 1971, балаковская команда, ввиду малого опыта доселе выступавшая в классе Б, наконец, вышла в высшую лигу (то есть, в класс А). Однако Владимира в ее составе на тот момент не было: он служил в армии. Однако, служба, как и у других чемпионов, что называется, «не прошла даром». Благодаря ДОСААФ, Владимир даже во время службы осваивал тонкости спидвея, выступая за команду из Тбилиси. И если до этого момента спортсмену давалась лишь бронза и серебро (например, в рамках Личного чемпионата РСФСР и Личного чемпионата СССР среди юниоров в 1969, соответственно), именно в этот период наш герой заработал первый серьезный титул, став чемпионом СССР в личном зачете. Случилось это в 1971.
Новые достижения
После демобилизации Владимир снова присоединился к брату в составе «Турбины», тем самым оказавшись в интересной ситуации. С одной стороны, братья, уже будучи сильными спидвеистами, вместе работали на благо команды. И получалось у них это, кстати, весьма и весьма хорошо. Во-вторых, внутри «Турбины» началась здоровая «семейная» конкуренция. Смотрите сами: команда в 1972 взяла серебро в командном чемпионате, а с 1973 зарядила уникальную 6-летнюю чемпионскую серию. Но в то же время в личном чемпионате братья выступали друг против друга, причем оба весьма успешно. Владимир становился национальным чемпионом в 1973, 1974 и 1978, а Валерий – в 1975 и 1977. И только в 1976 между ними на первое место удалось «проскочить» их товарищу по команде, Александру Ухову. Но вернемся к сегодняшнему герою.
Успехи в национальном чемпионате соседствовали с выдающимися результатами на мировой арене – к тому моменту Владимир Гордеев уже выступал за советскую сборную и тренировался у легендарного Игоря Александровича Плеханова. Да, в рамках Личного чемпионата мира Владимиру за всю карьеру так и не посчастливилось стать чемпионом, но, тем не менее, в советскую сборную по спидвею он попал еще в 1968, и вместе с ней в 1969 и 1973 заработал бронзу, а в 1971, 1972 и 1975 – серебро. Кроме того, в 1973-74 даже занимал 4 и 6 места в Чемпионате мира среди пар.
В личном плане лучшим и одновременно самым обидным достижением в этот период было 5 место на Личном чемпионате мира. «Чего же в этом обидного?» – спросите вы. Дело, конечно же, не в том, что молодой спидвеист, который только вчера вышел из юниорского класса, уступил сильнейшим гонщикам мира, а в дисквалификации и аннулировании результатов: по итогам гонки комиссия установила наличие запрещенных присадок в топливе мотоцикла Гордеева. По словам гонщика, он не был об этом в курсе, так как просто поехал на выданном ему мотоцикле. И как он говорил потом в интервью, за этим последовал не самый приятный разговор о случившемся с руководством ДОСААФ и подробнейшая объяснительная. К счастью, обошлось без серьезных наказаний.
Но это – далеко не полный список достижений. Дополнительно можно выделить:
- В 1970 году Владимир Гордеев стал вице-чемпионом Европы,
- В 1972 и 1976 – чемпионом РСФСР,
- Чемпион командных спартакиад СССР и РСФСР в 1975 г.
- Вице-чемпион этих же спартакиад в 1970 и 1975.
- Бронзовый призер спартакиады народов СССР 1975.
Глобальные проблемы
Сейчас, оглядываясь на прошлые достижения, становится особенно хорошо видно, что пик карьеры Владимира Гордеева пришелся на первую половину 70-х, тогда как вторая отметилась очевидным спадом. Причем дело не конкретно в его карьере (все-таки у мотогонщиков, в целом, активные этапы карьеры достаточно коротки – сказывается возраст и последствия травм), а в положении дел в стране. Причем причина была далеко не одна.
Во-первых, несмотря на огромное желание и финансовую поддержку государства, вслед за первой волной именитых чемпионов, в которой и были братья Гордеевы, последовал спад из-за нехватки молодых кадров.
Во-вторых, сказалась политическая напряженность. Даже в дружественные страны вроде Югославии и Болгарии или Польши сборные выпускали с большим трудом, после серии согласований на самых высоких уровнях и с последующим жесточайшим контролем спортсменов в поездке. А в капиталистические государства путь и вовсе со временем закрылся. Поэтому полноценно участвовать в соревнованиях мирового уровня стало просто невозможно.
И, наконец, в третьих, сказалось техническое отставание советских спидвеистов. И именно его можно назвать основной причиной «падения результатов». На самом деле, определенное техническое отставание от европейских спортсменов наблюдалось уже в начале 70-х, но советская сборная работала настолько слаженно, что ей удавалось побеждать совместными усилиями, то есть, буквально выезжать на чужих ошибках. Тогда как в личных зачетах лучшее техническое состояние (не в плане ремонта, а в смысле новизны моделей) мотоциклов европейских и скандинавских спидвеистов уже было заметно. А во второй половине десятилетия европейцы, в большинстве своем, и вовсе пересели на технически более продвинутые и попросту мощные мотоциклы Godden и Weslake, да еще и начали экспериментировать с модификацией двигателей. Советским же спортсменам приходилось все еще колесить на старых и тяжелых (зато социалистических) «Явах».
Новая команда и закат карьеры
Несмотря на явное «аутсадерство» на мировой арене, во второй половине 70-х внутри СССР «Турбина» все еще оставалась сильнейшей командой. А братья Гордеевы, в свою очередь, были ее сильнейшими гонщиками. Однако продолжалось это не очень долго. 1978 стал для Владимира последним годом в ее составе. Но нет, он не спешил завершать карьеру, а просто перешел в другую команду, приняв предложение от ленинградской «Баррикады».
Вместе с новой командой он устремился к новым достижениям. Правда, они были уже не такими громкими. Да и достижения самой команды явно уступали мощным победам «Турбины». Сейчас все это можно расценивать как постепенное, планомерное движение к концу активной фазы спортивной карьеры, но это не означает, что Владимир Гордеев все это время сидел сложа руки:
- в 1980 он снова становится вице-чемпионом в Личном чемпионате СССР,
- в 1982 – серебряным призером СССР на километровом треке,
- в 1983 получает бронзовые медали в ЛЧ и КЧ вместе с «Баррикадой», а также еще одну бронзу на Спартакиаде народов СССР и серебро на километровом треке,
- и, наконец, в 1985 становится чемпионом СССР на километровом треке.
Собственно, золото 1985 года стало последней громкой победой для Владимира, однако прощаться с мотоспортом он не спешил и профессионально откатал еще целых 10 лет. Причем под конец карьеры ему удалось выступать не только за российские команды, но и за финские мотоклубы. Правда, как впоследствии признавался сам спортсмен, все это было уже не для спортивных достижений, а для заработка. Но его можно понять: Гордеев посвятил спидвею всю жизнь, и прощаться с любимым делом было откровенно тяжело.
После этого, опять же, в отличие от большинства именитых коллег по цеху, Владимир не стал переключаться на тренерскую деятельность. Ее взял на себя Валерий Гордеев. И поскольку братья всегда были дружными, Владимир старался ему помогать, но, тем не менее, официально в тренерский состав не входил.
Вместо заключения
В этой истории достаточно нестандартных поворотов, и закончим ее мы также нестандартно. Тогда как о большинстве легендарных чемпионов приходится говорить в прошедшем времени, о Владимире Дмитриевиче Гордееве, к счастью, можно говорить в настоящем: сейчас он живет в Санкт-Петербурге и все еще периодически посещает крупные спортивные события (например, день рождения родной «Тербины») и с огромным энтузиазмом вспоминает о перипетиях советского спидвея и былых достижениях в интервью. Поэтому нам остается только пожелать ему здоровья и поблагодарить за тот вклад, который ему удалось внести в развитие этого спортивного направления в нашей стране.