Самые значимые трассы для мотокросса в России: Мотодром, Ковров
29.03.2024

Самые значимые трассы для мотокросса в России: Мотодром (трасса Южная), Ковров

Ковровский мототрек едва ли может привлечь внимание непосвященных в перипетии российского мотоспорта. Однако за неброским названием «Мотодром» скрывается крайне богатая история. Благодаря ей трасса заслуженно считается одной из самых значимых для России. Но что же в ней такого великого? Сейчас расскажем. Причем на этот раз рассказ получится достаточно нестандартным.

Экскурс в историю

Мотокросс в Коврове при СССР

Вообще, Ковров, без особого преувеличения можно назвать одним из центров развития мотоциклетного спорта в нашей стране. Точнее даже в СССР, поскольку именно тогда здесь началась формироваться первая когорта искренне влюбленных в двухколесных железных коней любителей скорости. И это не удивительно, поскольку именно в Коврове в далеком 1946 начала развиваться одна из веток отечественного мотопрома. Сперва в виде достаточно кустарного производства без особых средств механизации. А спустя 10 лет здесь начал функционировать полноценный завод – завод имени В.А. Дягтерева (или просто ЗиД), с линий которого сходили легендарные «Ковровцы» и «Восходы». И логично, что вместе с этим здесь начало образовываться дружное сообщество энтузиастов-гонщиков. Впрочем, помогал в этом и сам завод. Именно его стараниями было организовано несколько мотокроссовых соревнований, в том числе, зимний мотокросс в личном и командном зачетах, ставший впоследствии ежегодным. А также здесь даже образовалась «Ковровская школа мотокросса».

В общем, здешние трассы в итоге стали полигоном для тренировок не только местной мотошколы, но и вышли на всесоюзный уровень. Именно здесь советскую сборную натаскивал отец-основатель национальной школы мотокросса Ю.И. Трофимец, работа которого в итоге принесла команде победу в Чемпионате мира. В основном соревнования по классическому мотокроссу проводились на трассе возле деревни Глебово. Например, в 1960-х здесь прошло первенство СССР по мотокроссу. Причем удаленность от города (а личных автомобилей в то время было еще очень мало) мероприятиям практически не мешала, а, наоборот, делала поездку на соревнования чем-то необычным и даже праздничным.

Но годы шли, менялись тренды в кроссовых заездах, и в итоге трасса переехала из Глебово в пустующий Ащеринский карьер, и какое-то время если не все, то большинство значимых мотособытий проходило именно здесь, но их основой все равно оставалась организационная работа ЗиДа.

Расцвет и упадок «Мотодрома»

Зимний мотокросс в Коврове 1984 г

Непосредственно «Мотодром» начал мелькать в новостях только к самому концу 80-х. А именно 4 сентября 1988 года «на новой трассе в районе мотодрома» (также именуемой «Южной») прошел Первый всесоюзный лично-командный мотокросс на призы ЗиДа. Призы, кстати, были весьма достойные – дорожные мотоциклы. Как отмечали газеты того времени, новая трасса была пусть и небольшой (всего 1,5 км), но весьма современной и насыщенной – с обилием трамплинов разной высоты, грунтовых «гребенок» и виражных стенок.

Обновленный трек пришелся по душе организаторам и участникам и в дальнейшем начал регулярно принимать отечественных и зарубежных гонщиков, причем даже после распада СССР. В целом, этот период можно назвать временем упадка, как для местного мотоспорта, так и для только-только обретшей значимость трассы, но на ней все равно периодически проходили крупные состязания. Может, уже не столь регулярно и не с подобным масштабом, однако гонки становились все разнообразнее. В разные года здесь прошли и Кубок России (явный последователь Кубка СССР), и Чемпионат России по мотокроссу, и Молодежный кубок России. А саму трассу называли родоначальницей ковровского стадион-кросса. Так продолжалось примерно до 2004 года.

Основные проблемы пришли со стороны ЗиДа – завод прекратил производство мотоциклов и, как следствие, финансирование профессиональных соревнований и вообще финансовую поддержку гонщиков. После этого энтузиастами были организованы локальные мотоклубы и секции, но о былых масштабах говорить уже не приходилось. В 2005 в местных СМИ промелькнула информация о том, что на 27 оставшихся сотрудников мотодрома приходится всего около 34 человек, постоянно занимающихся в мотокроссовой секции. В общем, в итоге «Мотодром» едва ли не остался заброшенным, а звуки моторов, некогда постоянно доносившиеся с него, надолго стихли.

Возрождение ковровского мотокросса

Но, к счастью, в 2006 двое энтузиастов, Андрей Мартынов и Николай Симионов, на личные средства не только организовали спортивно-технический клуб с символичным названием «Возрождение», который и вдохнул новую жизнь в «Мотодром». О масштабах уровня ЗиДа речи, конечно, не шло, но территория и трасса не простаивали, а организаторы вместе с другими участниками регулярно участвовали в российских соревнованиях. А ближе к 2010 на местном стадионе, наконец, начали проходить не только тренировки, но и Личный мотокросс памяти Виктора Пчелкина, собравший не только ковровских кроссменов, но и у частников из других городов.

Мотокросс на Мотодроме, Ковров

Это была хорошая попытка, но без солидного финансирования возродить трассу было невозможно. К счастью, после изменений в местной власти, произошедших в 2010 году, о былом величии мотокросса и многолетней любви к нему Ковровцев вспомнили, и «Мотодром» вновь получил необходимые средства. И газеты запестрили праздничными заголовками: «Мотокросс вернулся в Ковров!». А уже в сентябре того же года на трассе состоялся Личный чемпионат города на кубок мэра. И это было только начало. Вслед за финансированием организации, нашлись средства и для модернизации трассы. На ней обновили электрику и электронику, а также аудиоаппаратуру, необходимую для проведения соревнований. Примерно в это же время «у руля» трассы встал Артем Садилов – мастер международного класса по мотокроссу, занявший пост комиссара по безопасности трассы, а в дальнейшем и одного из тренеров.

Результат практически не заставил себя ждать: в 2012 здесь прошел один из этапов Чемпионата и Первенства России по мотокроссу, привлекший более 4000 зрителей. Переехал сюда и традиционный зимний мотокросс, существовавший параллельно еще со времен СССР, более 50 лет, но проводившийся на других трассах, в основной, на «Шириной горе», где успешно испытывали еще самые первые мотоциклы, выпускавшиеся ЗиДом. Теперь трасса «Южная» стала родным домом и для него. А еще к этому времени здесь образовался собственный мотоклуб – МАУ СК «Мотодром».

Собственно, начиная с этого периода для «Мотодрома» и начался период нового расцвета. Под руководством Артема Садилова трасса регулярно, практически ежесезонно, дорабатывалась и модернизировалась, становясь все более интересной и безопасной для участников. А еще модернизация позволила расширить список классов: если изначально здесь колесили исключительно 125 и 250 см3 байки, то после доработок она стала пригодна и для тяжелых 450-кубовых мотоциклов.

Артем покинул Ковров в 2015, но проделанная работа не осталась напрасной: трасса продолжает жить, и сейчас все еще является практически обязательной частью Чемпионата России и ряда других крупных соревнований. А также здесь по-прежнему проходит традиционный зимний мотокросс. В общем, несмотря на годы упадка, трасса все-таки смогла вернуть себе статус одного из самых значимых мототреков в стране.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ