Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Электрон
Если говорить откровенно, то «Электрон» в Вятских Полянах по степени значимости несколько уступает ряду других стадионов, о которых мы писали в этом цикле материалов ранее. Однако в спортивной жизни страны, в том числе в крупных мотогонках на льду, он принимает достаточно активное участие. Особенно в последние годы, когда к числу «стандартных» площадок стали постепенно присоединяться новые, весьма перспективные. Кроме того, спидвей для него – далеко не новый вид спорта. В общем, обо всем этом в подробностях и расскажем далее.
Где расположен
Начнем привычно с расположения. Во-первых, оно поможет точнее понять, о каком спортивном объекте идет речь. Во-вторых, сориентироваться, если вы захотите посетить один из этапов проходящих здесь соревнований.
Располагается спортивный комплекс «Электрон» по адресу: Россия, Кировская область, город Вятские Поляны, ул. Ленина, д. 149а. Точнее, по этому адресу расположено здание спортивной школы, к которой он относится. Координаты же самого спортивного объекта следующие: 56.230072, 51.061726. На фото со спутника стадион выглядит вот так:
Уже по этому фото можно заметить, что техническое состояние объекта, к сожалению, далеко не идеальное. Но об этом поговорим чуть позже. А пока обратимся к истории.
С чего все началось
Начало истории современного «Электрона» достаточно стандартное, поскольку за его появлением стоит местный машиностроительный завод, а существование связано с футболом, пусть и не так тесно, как в других случаях. В общем, история относительно стандартная. Но по-своему интересная.
Во-первых, интересна она тем, что сам ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод „Молот“» (ВПМЗ) появился в 1938 и прошел долгую и достаточно витиеватую историю. Начав как шпульная фабрика, после Великой Отечественной он дополнил свой ассортимент патефонами, а ко второй половине 50-х открыл для себя индустрию мотоциклов. Сначала с конвейеров стали сходить «коляски» для знаменитых на всю страну ижевских мотоциклов, а в 1957 свет увидел первый советский мотороллер с логичным названием «Вятка».
В то же время предприятие занимало центральное место и в других аспектах жизни города, в том числе образовании – при его поддержке было отстроено 3 средних школы, а на предприятии открылся учебный центр для учеников Вятского технического университета. Не обошлось и без участия в спортивной жизни – в 1970 завершилось строительство стадиона с внушительной по тем временам вместимостью в 12 500 посадочных мест. Причем, в отличие от большинства других случаев, где стадион строился под нужды заводской или городской футбольной команды, здесь он был по-настоящему многофункциональным. Нет, конечно, футбольные поля здесь тоже были (правда, футбольный клуб появился только в 1991), но с годами стадион превратился в настоящий многофункциональный спортивный комплекс, обзаведясь:
- лыжной прокатной базой,
- стрелковым тиром,
- крытым павильоном с 7 спортзалами,
- хоккейной коробкой,
- кортом для игры в городки и прочими сооружениями.
За счет хорошего технического оснащения на нем регулярно проводились различные соревнования между сотрудниками завода или даже детских дворовых клубов. В том числе, спартакиады, выключавшие до 16 видов спорта. К слову о детском спорте. В 1966 году здесь начала работать детско-юношеская спортивная школа с внушительным количеством отделений – от гимнастики и футбола до лыжных гонок.
Ну а что же мотогонки? А с ними ситуация крайне интересная. С одной стороны, в исторических хрониках, повествующих о жизни стадиона (да и спортивной жизни города) они практически не упоминаются. И это еще с учетом того, что местный завод был крупнейшим производителем мотороллеров и оснастки для них. А с другой – практически все упоминания мотоспорта говорят о том, что мотогонки были излюбленным развлечением горожан. Как так получается – вопрос интересный. Но если копнуть глубже, то можно узнать, что мотоспорт, и спидвей в частности, действительно процветал в городе. Причем не только ледовый, но и гаревый.
Спидвей в Вятских Полянах начал набирать обороты в 70-х, практически сразу после строительства и первых модернизаций стадиона. Более того, в период расцвета именно «Электрон» стал настоящей кузницей чемпионов, причем не только чемпионатов СССР, но и мира. Например, именно здесь начинали свои карьеры братья Дуловы, братья Ивановы, В.К. Герасимов, Н.И. Костюнин и А.В. Максимов. К слову, последние, участвуя в союзной сборной, активно защищали честь страны в международных соревнованиях. И, конечно же, ледовое кольцо не раз посещали другие известные спидвеисты, в том числе Габдрахман Кадыров – легендарный гонщик, в честь которого назван ЦТВС в Уфе.
Заезды по льду различного масштаба (от локальных Соревнований по спидвею на приз Г.С. Шпагина до этапов всесоюзных соревнований) проходили в Вятских полянах ежегодно. Однако непосредственно местом проведения финала «Электрон» по какой-то причине становился редко. Точнее, во времена СССР вообще один раз – в 1978, когда здесь прошел финал Личного чемпионата СССР. Но в последующем ситуация начала ухудшаться. Настолько, что местная спидвейная команда «Вятка» прекратила свое существование в 1980-м.
Тяжелые 90-е и переменчивые нулевые
Распад СССР нанес серьезный удар по всему отечественному спорту. И по мотоспорту в частности. Все-таки у крупных предприятий, доселе поддерживавших локальные мотоклубы и команды в финансовом и техническом плане, появились занятия куда более важные. А многим заводам и вовсе приходилось буквально выживать, поэтому в этот период многие даже крупные команды и стадионы остались без финансирования. Меньше всего это коснулось, разве что, двух главных дисциплин – футбола и хоккея. Поэтому в 90-х «Электрон» стал, по большому счету, футбольным стадионом, превратившись в домашнюю арену для созданной в 1991 году одноименной футбольной команды.
В контексте данного материала футбол нам не очень интересен, но ради справедливости стоит отметить, что дела у команды шли не очень хорошо. Каких-то крупных успехов на национальном уровне она не добилась, а в начале нулевых ее ждало сначала переименование, а потом и расформирование.
Ледовый спидвей в городе в этот период чувствовал себя примерно так же. Команда Кировской области, пару раз мелькнув в числе победителей в 1993 и 1995 годах, пропала с радаров. И это не удивительно, ведь и сам стадион достаточно сильно «лихорадило» – он несколько раз менял владельцев. Впрочем, небольшие соревнования здесь периодически приходили, а в 1998 сюда даже вернулся финал ЛЧМ по мотогонкам на льду. Перерыв составил каких-то 20 лет. Повторилась гонка и в 2000. Но радоваться, как оказалось, было рано.
«Всерьез и надолго» ледовый спидвей не вернулся. Догадаться, почему так случилось, достаточно несложно. Стадион требовал реконструкции, поскольку он «всерьез» не ремонтировался практически с самого момента открытия. А осложнялось все это не только сменой владельцев, но и обилием скопившейся работы – сказалось большое количество спортивных объектов в распоряжении. Причем больше всего горожан интересовал спортивный павильон – единственное в городе место, где могли бы на профессиональном уровне заниматься молодые спортсмены.
Возвращение в строй
Финансовый вопрос – вопрос сложный со всех сторон. И обсуждать его можно долго. Поэтому вместо этого перенесемся немного вперед во времени. Прямо к наметившейся в жизни стадиона белой полосе. Началась она примерно в 2015, когда в Вятских Полянах начал на регулярной основе проходить финал Кубка России по спидвею на льду – так сказать «состязание №2» после ЛЧР. А в 2021, после того, как отбушевал COVID-19, перечеркнувший множество спортивных состязаний, в Вятке прошли состязания и более высокого уровня – Командный Чемпионат России по гонкам на льду среди команд Высшей Лиги. Предварительно, в 2019 (2020 был испорчен пандемией, поэтому его в расчет не берем) трековой комиссией «Электрон» был признан лучшим организатором гонок на льду. Это и сыграло роль в его дальнейшей судьбе.
Как итог, стадион по сей день занимает одно из центральных мест в организации ЛЧМ по ледовому спидвею и уже несколько лет подряд принимает лучших спортсменов страны в рамках отдельных этапов. Не исключение и этот сезон: Вятские Поляны будут принимать сразу три самых значимых состязания:
- в январе – Всероссийские соревнования,
- в феврале – ЛЧР,
- и в марте – двухдневное одноэтапное Командное Первенство России.
То есть, сейчас стадион прочно закрепился в числе ведущих спортивных объектов дисциплины и, кажется, не намерен терять позиций в ближайшие годы.