Самые значимые треки для ледового спидвея в России: стадион Строитель (Уфа)
27.09.2024

Самые значимые треки для ледового спидвея в России: Строитель

Уфимцы скромно называют свой город столицей ледового спидвея России. И в целом, это действительно так, ведь в городе расположен стадион «Строитель», некогда ставший колыбелью для отечественного спидвея на льду. И именно его истории и нынешнему положению в российском мотоспорте и будет посвящен этот материал.

Где расположен

По уже сложившейся традиции обозначим актуальный адрес, чтобы каждый желающий мог взглянуть на сам стадион или побывать на проходящих здесь соревнованиях. Стадион «Строитель» расположен по адресу: Республика Башкортостан, Уфа, ул. Александра Невского, 15. Точные координаты: 54.817288, 56.095050.

С высоты птичьего полета сейчас он выглядит примерно вот так:

Стадион Строитель в Уфе - фото со спутника

Уже по фото со спутника можно догадаться, что с техническим состоянием у него есть явные проблемы. Но до этого мы дойдем позже. А сейчас, как полагается, начнем с самого начала.

С чего все началось

Официальный год открытия «Строителя» – 1959. Причем изначально не подразумевалось, что он будет выступать ареной для ледовых мотогонок. Как это обычно и бывает, изначально здесь расположился футбольный стадион, на котором с самого года открытия и до 1976 регулярно проходили матчи различного масштаба, в том числе, Чемпионаты СССР. Причем стадион в городе был не единственным (как минимум, он соседствовал с «Трудом»), но крайне востребованным.

Но в первые несколько лет о спидвейных гонках на льду, которыми «Строитель» прославится в будущем, речи не шло. И это не удивительно. Этот вид спорта в стране только-только начал зарождаться: в 1959 году в Москве впервые прошли первые международные соревнования. На них вместе с советскими пионерами ледового мотоспорта присутствовали более опытные коллеги по цеху из Чехословакии. А в 1960 к ним присоединились еще и гонщики из Швеции и Финляндии. Причем в этом году часть гонок прошла и в Уфе, правда, на другом стадионе – «Динамо». Интересный факт: на тот момент никаких официальных правил для подобных соревнований еще не существовало, и только в 1961 с подачи советских спортсменов FIM официально была утверждена первая их редакция. И уже после этого, зимой 1962 первые «полноценные» спидвейные ледовые гонки прошли в Швеции, Финляндии и СССР – 2 в Москве и 4 в Уфе.

Но что же «Строитель»? Для столь масштабных (и, несомненно, ответственных) мероприятий он был признан неподходящим, поэтому уже в 1965 году, то есть, всего спустя 6 лет после открытия, он был успешно реконструирован под требования нового вида спорта. Именно с этого момента и начинается его история, как колыбели советского ледового спидвея. Еще раз подчеркнем: именно ледового, что достаточно удивительно с учетом того, что «зимний» и «летний» варианты спорта обычно идут рука об руку. В том числе, в плане большинства участников.

Гонки на ледовой дорожке покоряют страну

Ледовый спидвей на стадионе Строитель в Уфе

Вообще, уже на этом моменте понятно, что утверждение про спидвейную столицу, вынесенное во вступление, – не так уж и преувеличено. Но если углубиться в историю стадиона дальше, то становится понятно, что Уфа и конкретно «Строитель» действительно долге годы были эпицентром гонок на ледовой дорожке. Причем не только всесоюзного масштаба. В частности:

И все это без учета регулярных отборочных соревнований, Чемпионатов и Кубков СССР и РСФСР, которые, фактически, безостановочно (с учетом перерыва на летний сезон), проводились на «Строителе» с самого 1962 и до момента распада СССР.

Да, за это время появились достойные стадионы и в других городах, однако уфимский «Строитель» не сдавался вплоть до 80-х, фактически являясь не просто советским, а одним из мировых центров развития этого спортивного направления и одной из самых продуктивных кузниц, ковавшей чемпионов мирового масштаба. В том числе, именно отсюда на мировую арену вышел Габдрахман Кадыров – первый чемпион Европы и 6-кратный чемпион мира по ледовому спидвею, чей рекорд продержался внушительные 40-лет (а потом был побит другим уфимцем – Николаем Красниковым). Да и местная команда с говорящим названием «Башкирия» за советский период становилась победителем национального чемпионата 10 раз – больше, чем все другие команды.

Однако в 1980-х уже достаточно немолодой «Строитель», который, к тому же, ни разу с 1965 года не реставрировался, все же уступил первенство более прогрессивным трекам. Последний раз мелькнув в списке площадок, где проводился финал Чемпионата, в 1983, город надолго пропал с радаров. Конечно, это не означает, что ледовый спидвей в Уфе умер – все-таки уфимские спидвеисты продолжили занимать призовые места в Личном чемпионате, а значит, тренировки здесь продолжались, но для крупных мероприятий трек, очевидно, не подходил. А за «локальным» спадом 80-х последовал распад СССР и кризис 90-х, который ударил не только по ледовому спидвею, но и по всему отечественному спорту. В 1993 стадион перешел во владение города, но средств для его восстановления по понятным причинам у администрации не нашлось.

Возрождение

«Вернуться к жизни» стадиону удалось только в нулевых, после создания в городе спортклуба имени Г. Кадырова. Причем сейчас все это выглядит достаточно внезапно: после более чем 10-летнего затишья на стадионе снова начали проходить по-настоящему крупные заезды. Например, в 2002 здесь стартовал – полуфинал Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду, а в 2004, 2007, 2009 и 2012 – финалы ЛЧМ. Примерно на это же время пришлись и финалы Чемпионата Европы. Вместе с этим на мировой подиум взошли и новые российские и, в совокупности, российские звезды – уже упомянутый нами Николай Красников и Дмитрий Буланкин.

После 2014 активно стали ходить слухи о серьезной модернизации стадиона, в том числе, спидвейной части – на нем должны были организовать трек не только для ледового, но и для классического гаревого спидвея, поскольку зимний сезон слишком скоротечен для поддержания жизнеспособности стадиона. Однако проект то не проходил согласование, то не получал нужного финансирования. Наиболее близко к реализации подобрались в 2019, когда проект комплексной реконструкции (а по факту, практически полной перестройки всего объекта) прошел техническое согласование. В тот же период обнародовали итоговые суммы, необходимые для финансирования – 1,8 млрд. рублей. Согласно проекту, обновленный стадион должен был выглядеть примерно вот так:

Проект реконструкции стадиона Строитель (Уфа) 2019 год

Но тут в дело вмешался COVID-19, и все снова застопорилось, и утвержденные планы до сих пор остаются не реализованными, что крайне печально. Однако, к счастью, во всей этой ситуации есть одно весомое «НО»: ледовый спидвей вернулся в Уфу практически в былом масштабе (с поправкой на отсутствие Чемпионатов мира и Европы в текущих реалиях). На «Строителе» снова начали проводиться масштабные национальные соревнования. В том числе, Чемпионат России и Первенство России среди юниоров, а также Кубок России. Проходили они на стадионе и в этом году и, скорее всего, Уфа появится в списке городов-участников и в будущем сезоне.

Резюмируем

Сейчас стадиону «Строитель» крайне необходима серьезная реконструкция. Но, тем не менее, он все еще занимает достаточно важное место в Российском ледовом спидвее. К тому же, он долгие годы выступал одним из центральных стадионов не только для СССР, но и для мировых ледовых гонок, который во многом повлиял на их формирование. И уже этого достаточно для того, чтобы причислить его к числу самых значимых треков для ледового спидвея в России.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ