Главные соревнования по спидвею на льду в России
Одна из главных проблем мотоспорта в целом – ярко выраженная сезонность – она не дает спортсменам заниматься любимым делом круглый год, полноценно тренироваться и продолжать выступать на крупных соревнованиях зимой. Мириться с этим хотят далеко не все, поэтому многие крупные «базовые» дисциплины постепенно дополнились «зимними» альтернативами. Например, любители колесить по грязи и преодолевать лужи вброд на мотокроссовых заездах периодически устраивают шоу на крытых стадионах с искусственными препятствиями. А некоторые дисциплины вроде мотофристайла вообще изначально появились под крышей. Впрочем, наиболее ярким примером того, что мотоспорт может отлично чувствовать себя посреди сугробов является ледовый спидвей или мотогонки на льду – именно такое название фигурирует во всех главных соревнованиях по этой дисциплине в России. И именно о них сегодня и пойдет речь, тем более что в этом направлении российским спортсменам есть чем похвастаться не только на национальном уровне. Но по сложившейся традиции сначала – немного истории.
Спидвей на льду в мире
Если вы не читали наш прошлый материал, напомним, что свое шествие по миру классический спидвей на гаревой дорожке начал с Австралии, а в Европу пришел примерно в 1920-30-х годах. В 20-х были организованы первые кольцевые заезды и обнаружены первые проблемы с существовавшими на тот момент мотоциклами (например, что левая подножка – главный враг любого спортсмена), а к середине 30-х уже сформировались более-менее устоявшиеся правила и был проведен первый Чемпионат мира. Зная это, можно оценить, насколько удивительной оказалась ситуация с мотогонками на льду: центром их развития стала не Австралия, а норвежские страны. В частности, все в тех же тридцатых локальные, но все же достаточно крупные, соревнования проводились в Швеции. Причем свою заводскую команду оборудованием для них снабжала сама «Хускварна».
Тут важно отметить, что первые попытки организовать зимние заезды были достаточно далеки от привычного современному зрителю спидвея. Это были обычные кольцевые гонки, которые просто проводились на проложенной трактором на поверхности замерзшего озера трассе сложной формы. Например, именно так выглядела одна из самых известных на сегодняшний день гонка, прошедшая рядом со Стокгольмом в феврале 1935 года и, несмотря на непогоду, собравшая внушительные 15 000 зрителей.
Впрочем, несмотря на отличный старт, гонки на льду очень долгое время оставались уделом энтузиастов и очередным способом развлечь зрителей. То есть, это были небольшие локальные соревнования, проводившиеся буквально «то тут, то там» без четких регламентов и общих правил. Объединяло их лишь одно: металлические шипы, которыми приходилось дооснащать покрышки мотоциклов по соображениям безопасности – без них тяжелыми 500-кубовыми байками по гололеду управлять было просто не реально. Так продолжалось достаточно долгое время, и когда именно ледовые заезды окончательно оформились в то, что сейчас известно как ледовый спидвей – доподлинно неизвестно. Как неизвестно и имя того человека, который стал ключевой персоной во всем этом.
Так или иначе, к 1960-м новое направление сформировалось практически окончательно и наконец обрело статус полноценной дисциплины. А в 1963 FIM организовала первый международный Кубок, который впоследствии был преобразован сначала в Чемпионат Европы (1964-1965), а затем (с 1966) и в полновесный Личный Чемпионат Мира. Вместе с ним установился и стандартный регламент соревнований, которые состояли из отборочных туров и финала. В таком формате ЧМ просуществовал до 1993 года, после чего начал проводиться в формате Гран-при с системой из 4 финалов. И, наконец, в 2012 году от четверки финалов полностью отказались, перейдя на ту же систему, что и в классическом спидвее на гаревой дорожке – Гран-при + два полуфинала + финал.
С небольшим опозданием, в 1979 году параллельно Личному стал проводиться Командный чемпионат мира.
Гонки на льду в СССР и России
Тогда как в других дисциплинах СССР старался перенять опыт зарубежных спортсменов и своими силами организовать аналогичные соревнования, в гонках на льду (как и в мотоболе), Советский Союз стал настоящим центром зарождения дисциплины, развивая направление параллельно Европе. Например, самым первым примером ледового заезда, навсегда оставшимся в истории, стало показательное выступление Сергея Бучина, выехавшего на мотоцикле на лед московского «Динамо» в марте 1938 года в перерыве между матчами по хоккею с мячом. К слову, именно его можно считать главной персоной в формировании советских ледовых заездов.
Выступление имело ошеломительный успех. Воочию его довелось увидеть лишь небольшому числу хоккейных болельщиков, но благодаря заметке в газете «Красный спорт», о новом виде мотогонок узнало огромное количество отечественных любителей спорта. А затем в прессе появилось и интервью с Николаем Закревским – советским рекордсменом, который и выступил изобретателем металлических шипов для езды по льду. К публикации были приложены чертежи, благодаря которым ледовый спорт стал доступен всем советским энтузиастам. Их, к слову, оказалось настолько много, что в марте 1940 состоялась первая масштабная мотогонка на льду, посвященная 18 съезду КПСС.
Но по-настоящему расцвел советский ледовый мотоспорт уже в начале 50-х, когда новые короткие трассы стали появляться не только в столице, но и в других городах. И несложно догадаться, что все это в итоге привело к появлению главного состязания для наших мотоциклистов – Чемпионату СССР. Он прошел в самом начале 1959 года. А в 1960 в дополнение к нему был проведен Кубок дружбы народов. В нем советские мотоциклисты бросили вызов лучшим спортсменам из Чехословакии, Финляндии и даже Швеции, которая вообще была лидером нового направления. То есть, советские мотогонки на льду развивались не просто параллельно, мировым, а даже с небольшим опережением. Существует даже такая версия, что именно Кубок дружбы народов показал FIM, насколько популярным уже является новый вид мотоспорта, и послужил маркером того, что ему можно присваивать официальный статус и выводить на мировой уровень.
К слову о мировом уровне. Отечественные спидвеисты и сборные активно участвовали в крупнейших мировых заездах. Точнее, сказать «участвовали», значит, не сказать ничего. Финалы первого в истории Личного Чемпионата Мира прошли в Уфе и Москве, а в период с 1966 по 1991, пока существовал Советский Союз, наши гонщики побеждали в нем практически ежегодно. Лишь дважды их сумели превзойти спидвеисты из Чехословакии, дважды Эрик Стенлунд из Швеции и один раз Ярмо Хирвасоя из Финляндии. Ничуть не хуже показала себя и советская сборная в Командном Чемпионате мира. С 1979 по 1991 она 11 раз увозила домой золото.
Вплоть до распада СССР проходил и Чемпионат СССР в формате личного зачета. В 1992 он официально именовался Чемпионатом СНГ, а затем был переименован в Чемпионат России. Причем в отличие от подавляющего большинства других видов мотоциклетного спорта, ледовому спидвею переход в новую страну дался достаточно легко. В том числе об этом можно судить по тому, что российские спортсмены в мировых состязаниях абсолютно не сдали позиций. В КЧМ российская сборная с 1993 года лишь дважды уступала чемпионский титул Швеции – в 1995 и в 2002. В ЛЧМ российские спидвеисты за тот же период становились победителями 27 раз, а в большинстве случаев и вообще занимали все призовые места. И, соответственно, именно отечественные гонщики в лице Николая Красникова, Дмитрия Колтакова и Даниила Иванова.
Главные соревнования по мотогонкам на льду в России
Несложно догадаться, что самые главные российские соревнования – это логическое продолжение ведущих состязаний на ледовых трассах, существовавших в СССР. Но одними ими перечень актуальных событий не заканчивается.
Личный чемпионат России
Проводится с 1993 года. Стандартно состоит из нескольких этапов, организуемых в разных городах – двух двухдневных полуфиналов и двух финалов. В каждом этапе участвует по 16 гонщиков. Класс соревнований один – 500сс. К участию допускаются спортсмены от 16 лет. Подробные правила можно найти в официальном регламенте.
Последний ЛЧР на момент подготовки материала проводился в декабре-феврале 2022-2023 годов. Действующий чемпион – Никита Богданов.
Командный чемпионат России
Проводится с 1993 года. Изначально состоял из полуфиналов и финала, но с середины 2000 годов разбит на две лиги – Суперлигу и Высшую лигу. Класс – тот же, что и в личном зачете.
Действующий чемпион страны в Суперлиге – команда «Башкортостан», завоевавшая в этом году 15 золотую награду. В Высшей лиге победила Мега-Лада 2.
Кубок России по гонкам на льду
Как водится, Кубок – состязание меньшего масштаба – оно проводится всего в два этапа по два дня гонок каждый. Класс 500сс. Фактически является «младшим братом» ЛЧР.
Победителем Кубка в этом году стал один из сильнейших отечественных спортсменов – Дмитрий Хомицевич.
Командный кубок России
Поскольку есть личный зачет, должен быть и командный. И это действительно так. В сезоне 2022-23 ККР проходил в 3 этапа и даже поставил точку в ледовом сезоне. Правила – стандартные.
Победителем стала команда «СТК Калтасы».
Первенство и командное первенство России
Среди российских чемпионов, в том числе заслуживших мировое признание, сменилось не одно поколение, и во многом это заслуга хорошей подготовки молодых спортсменов. В том числе, наличия отдельных соревнований для них, соответственно Первенства – в личном зачете и Командного первенства – в командном.
Личное – чуть более масштабное мероприятие. Возраст участников – 16-21 год. Класс мотоциклов – 125сс, но проводится по «взрослым» правилам – 2 двухдневных этапа. Командное – однодневное, в классе 500.
Чемпионы сезона 2022-23 – Владимир Фадеев и команда «Торпедо-ШААЗ».
***
Помимо вышеназванных основных соревнований регулярно проходят и другие, например, Чемпионат МФР и Межрегиональные соревнования. С их итогами, как и протоколами ведущих состязаний, списками лидеров и календарем предстоящих событий вы можете познакомиться на странице дисциплины.