Главные соревнования по спидвею в России
05.05.2023

Главные соревнования по спидвею в России

Если мотофристайл, стантрайдинг и суперкросс, о которых мы рассказывали в предыдущих материалах цикла – это своеобразные примеры «мотоспорта для своих», держащихся на плаву практически исключительно за счет работы энтузиастов, то спидвей для России – одна из ключевых мотоспортивных дисциплин. Соответственно, гонки на гаревой дорожке в нашей стране ценят и любят, и, что логично, по ним проводится большое количество крупных соревнований. Однако обо всем по порядку. Но для начала небольшое примечание: речь пойдет исключительно о классическом спидвее на гаревой дорожке, а о ледовом – поговорим уже в следующий раз.

Как появился спидвей?

Главные соревнования по спидвею в России

История спидвея практически столь же продолжительна, как и история мотокросса, ставшего буквально родоначальником того мотоспорта, к которому мы все привыкли. Однако если мотокросс стал развиваться и «мутировать», порождая новые, зачастую мало похожие на него и друг на друга дисциплины, то спидвей всегда оставался эдакой «вещью в себе». Причем так было практически с появления самых первых подобных соревнований. К слову, первой гонкой, чем-то напоминавшей спидвей, оставшейся в истории, считаются заезды по коротким дорожкам с разными видами покрытий, организованные в 1907 году в ЮАР. Однако в более привычном виде состязания появились чуть-чуть позже – примерно в конце 1910-х в США состоялись мотогонки на деревянных треках. Но этот эксперимент оказался, скорее, неудачным: тяжелые мотоциклы скользили по дощатому полу, из-за чего буквально вылетали с трека в толпу. Впрочем, вскоре оказалось, что подходящая для новых забав трасса буквально всегда была под рукой – так прародитель спидвея переселился на ипподромы. И поскольку покрытие трека было грунтовым, новые соревнования получили логичное название – «дёрт трек», то есть, «грязевая дорожка». Этот опыт был признан куда более успешным, и был перенят первыми любителями мотогонок не только в США, но и в соседней. Канаде. Но это были лишь цветочки.

Настоящей датой рождения спидвея считается 15 декабря 1923 года. Именно в этот день в Австралии были впервые официально организованы состязания под названием «спидвейные мотогонки», позже для удобства переименованные в «спидвей». История их появления по-своему забавная и всем обязана одному конкретному человеку – Джону Хоскинсу. В 30 лет он устроился на работу в сельскохозяйственную компанию Вест-Майтланда, и поскольку она носила разъездной характер, в качестве основного средства передвижения получил в распоряжение мотоцикл. Работа работой, но ездой на двухколесном железном коне Хоскинс оказался настолько очарован, что стал увлекаться ей и в нерабочее время. А наиболее подходящим местом для скоростных развлечений оказался местный ипподром. Он был небольшим – длина круга лишь немногим превышала 530 м, но все же гораздо более удобным, чем дороги общего пользования. Вскоре Джон собрал целую группу друзей и в один из воскресных дней устроил с ними небольшое состязание. Несмотря на малый масштаб, оно оказалось достаточно шумным, и на рокот моторов мгновенно стянулись люди. Сперва Хоскинс решил, что его беззаботным покатушкам на ипподроме пришел конец, но увиденное публике настолько понравилось, что в итоге ему поручили организовать первые официальные состязания по новой дисциплине ко дню конных соревнований – 15 декабря. И с задачей он успешно справился: в назначенную дату не трек вышло целых 60 гонщиков, а в итоге мотогонки на ипподромах стали проходить регулярно.

Конечно, спидвей появился не в один момент, как это может показаться. На совершенствование правил и конструкции байков ушли долгие годы. Например, уже в первых соревнований стало понятно, что главный враг каждого спидвеиста – левая подножка. Она предательски цеплялась за грунт на крутых поворотах, и мотоцикл опрокидывался. Затем были эксперименты с покрытиями на треках, а сопровождаясь все это попытками сформировать единый регламент соревнований. Но, вопреки всем трудностям, в итоге все получилось, и, благодаря участию в австралийских заездах британских гонщиков, спидвей постепенно начал расходиться не только по Австралии, но и по всему миру. Так в 1928 состоялась первая крупная гонка в Англии, в 1929 – появились специальные треки в Испании, и прошла первая из ставшей впоследствии легендарной серии «Золотой шлем» в Чехословакии. В 1930 спидвей пришел в Польшу, в 1932 – в Германию и Австрию, в 1934 – в Швецию. А в 1936 году ФИКМ (прародительница нынешней FIM) организовала первый официальный чемпионат мира.

Спидвей в СССР и России

Главные соревнования по спидвею в России

Если вы следите за нашими публикациями об основных видах мотоциклетного спорта и крупнейших состязаниях по ним в России, то отлично знаете, что в СССР по-настоящему активно развивались только мотокросс и мотобол, да и то в относительно небольшой период – с послевоенных лет примерно до середины-конца 1970-х. Потом техническое отставание оказалось критическим, а также свою роль сыграла политическая ситуация. И спидвей в этом плане также стал настоящей белой вороной: этот спорт в нашей стране, кажется, любили и уважали всегда. А его развитие началось практически одновременно со всем миром.

В конце 20-х и начале начал захватывать Европу, а ближе к середине 30-х впервые добрался и до СССР. Правда, не как полноценное состязание, а лишь в формате показательного выступления. Впрочем, как показывает практика (взять хотя бы уже упомянутый мотофристайл или супермото, некогда начавшийся в виде ТВ-шоу), именно подобная «реклама», созданная для развлечения толпы, зачастую и является одним из ключевых факторов прогресса дисциплины. Вот и здесь выступление британского спидвеиста на стадионном треке буквально ошеломило советскую толпу: настолько виртуозно и быстро он проходил повороты на тяжелом железном коне. Но к полноценному зарождению спидвея в Советском Союзе это не привело.

Официальной датой зарождения дисциплины в нашей стране считается 10 июня 1958 года. Именно тогда на Центральном стадионе имени Ленина в Лужниках состоялись первые спидвейные состязания, причем сразу в многодневном формате: за 3 дня было проведено 63 заезда, а первым официальным победителем стал московский спидвеист Виктор Кузнецов. Интересно, что спидвеистами всех участников можно было назвать достаточно условно. Соревнования были подготовлены в оперативном режиме, причем для них были специально закуплены мотоциклы, на которых удалось провести всего несколько тренировок перед полноценным мероприятием. Впрочем, в итоге все сложилось крайне удачно. И не только потому, что первая гонка увенчалась «локальным» успехом. Благодаря стараниям Владимира Ивановича Корнеева, выступившего инициатором в организации первых заездов и сумевшего уговорить на эту «авантюру» руководителя ДОСААФ, в то время отвечавшего за организацию мотоциклетных соревнований и за развитие отрасли вообще, спидвей официально пришел в СССР и начал развиваться буквально семимильными шагами.

Второе состязание прошло на том же стадионе всего пару месяцев спустя, а уже в1959 была организована первая официальная сборная страны, которая после нескольких сборов отправилась покорять международные состязания в Чехословакию. В том же году в Ровно появился первый спидвейный трек, а также был модернизирован уфимский стадион Динамо, где летом прошли первые международные состязания. А в сентябре там же был проведен первый в Чемпионат СССР по спидвею. В нем было заявлено 32 участника. В 1961 году советские спортсмены дебютировали в Чемпионате мира. И даже относительно успешно, особенно с учетом того, что само направление в стране существовало всего 3 года, тогда как в европейских странах умело смениться уже целое поколение спидвеистов. Она заняла второе место на отборочном этапе, но в финал, к сожалению, не попала. Однако зарубежные соперники все же по достоинству оценили высокий уровень советской команды. А в Личном чемпионате наших пионеров спидвея успех был еще больше: Игорь Плеханов вышел в финал Чемпионата Мира, а в Европе уступил лишь двум гонщикам. Причем одним из них был один из самых титулованных спортсменов мира – легендарный Ове Фундин.

В целом, примерно с начала-середины 60-х география советского спидвея существенно разрослась. В 1962 году состоялся первый лично-командный чемпионат, в котором было заявлено 16 команд, а стадионы появились в городах по всей стране – от Таллина и Минска до Владивостока. Наши спидвеисты считались очень сильными и по мировым меркам, однако по-настоящему высоких результатов в Чемпионате мира не добились. Отличился лишь Игорь Плеханов, заработавший серебро в 1964-65 годах. Все остальное время на подиуме присутствовали спортсмены из Дании, Великобритании, Швеции и, изредка, Германии, США и Австралии.

Ну и чтобы закрыть главу с историей спидвея в СССР, еще раз отметим главные советские соревнования:

  • Командный чемпионат СССР проводился с 1962 по 1991. В 1992 носил статус Чемпионата СНГ. Самые успешные команды за всю историю – «Башкирия» (Уфа) и «Турбина» (Балаково).
  • Личный чемпионат СССР проводился с 1959 по 1991. В 1992, как и в прошлом случае, именовался Чемпионатом СНГ. Ведущие чемпионы – Игорь Плеханов (Уфа), Валерий и Владимир Гордеевы (Балаково), Михаил Старостин (Уфа).

Главные соревнования по спидвею в России

После распада СССР спидвей получил серьезный удар. Однако он среди всех существовавших у нас видов мотоспорта наряду с мотокроссом принял его наиболее стойко. В стране уже имелась отлично наработанная техническая база и достаточно большое количество профессиональных гонщиков. Благодаря этому перерыва в проведении ведущих чемпионатов не случилось. Более того, успешно пережив трудности девяностых, в нулевых и, особенно, в десятых Россия постепенно начала все сильнее заявлять о себе на мировой арене. На данный момент по медальному зачету наша страна находится на 8 месте. Кроме того, российская сборная завоевала бронзу в ныне несуществующем Кубке Мира в 2012 году, а в пришедшем ему на смену Speedway of Nations в медальном зачете мы до сих пор занимаем первое место. А среди ведущих спортсменов стоит выделить Артема и Григория Лагуту и Эмиля Сайфутдинова, стараниями которых РФ смогла заявить о себе в последнее десятилетие.

Главные соревнования по спидвею в России

Собственно, самые основные российские чемпионаты являются прямыми продолжениями тех самых всесоюзных состязаний, берущих начало в 60-х годах. Причем они проводятся в открытом формате, поэтому в них в разный период участвовали клубы из Украины и Латвии. Но и помимо них в стране проводится очень большое количество крупных соревнований. По их числу среди всех дисциплин занимает первое место.

Командный чемпионат России

Главные соревнования по спидвею в России

Существует с 1993 года. Изначально проводился в виде 3 отборочных раундов, пары полуфиналов и одного финала, однако в дальнейшем регламент неоднократно менялся. Сейчас зачет проводится по двухкруговой системе. Также в прошлом, 2022 году отстающим на 8 и более очков командам было разрешено привлекать «джокера», чье число очков удваивалось. Чемпионат проходит в двух лигах: высшей и первой, но списки команд достаточно малы – 4 в высшей и 6 во второй. Класс мотоциклов – 500 см3.

Действующим чемпионом страны является команда «Восток» (Владивосток). Рекордсменом по числу наград (16 чемпионских титулов за 30-летнюю историю существования КЧР и 29 медалей суммарно) является Мега-Лада (Тольятти).

По предварительным данным КЧР в 2023 году стартует 25-28 мая.

Личный чемпионат России

Проводится с 1993 года. В 2023 полуфинал назначен на 12 мая, финал – на 16 сентября. Класс 500 см3. Действующий чемпион – Григорий Лагута. У него же больше всего чемпионских титулов – 5.

Командный кубок России

Впервые появился в 2021 году и сейчас проводится регулярно. В 2023 пройдет в 3 этапа: 3 июля, 13 сентября и 7 октября. Среди участников – все привычные «крупные» команды, но из-за небольшой протяженности мероприятия у спортсменов буквально нет права на ошибку.

Действующий чемпион – «Восток».

Чемпионат (Кубок) России среди пар

Помимо командных и личных состязаний только в спидвее проводится еще один вид зачета – парные соревнования. Впервые они прошли в 1997 году под названием «Кубок федерации России», а с 1998 имеют статус Чемпионата или Кубка. В заездах соревнуются мини-команды из двух человек (+1 запасной), при этом от одного клуба могут выступать сразу несколько команд.

Лидер среди клубов по числу золотых наград, а также по общему числу медалей – «Мега-Лада» (13 и 30 наград соответственно). Самый титулованный спидвеист – Сергей Даркин («Мега-Лада») – у него 10 побед и суммарно 17 медалей.

В этом году Кубок пройдет в 2 этапа – 4 июня и 21 сентября.

Другие крупные соревнования

  • Командное первенство России среди юниоров – аналог главного Чемпионата для молодых спортсменов от 16 до 21 года.
  • Личное первенство России. За этим названием скрывается целая серия отдельных соревнований в разных классах – 80 см3, 250 см3, а также два юношеских и первенства – U19 и U

В завершение напомним, что полный список крупных соревнований сезона, а также календарь гонок, результаты и регламенты вы можете найти в разделе дисциплины.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ