Главные соревнования по мотофристайлу в России
19.04.2023

Главные соревнования по мотофристайлу в России

О мотофристайле вскользь мы упоминали буквально в предыдущем материале о главных российских соревнованиях по стантрайдингу, поскольку и общий вектор развития и судьба, в целом, у обеих дисциплин крайне похожи. Однако, несмотря на то, что свое развитие они берут у одного истока, текущее положение дел у них достаточно различается. Причем в глобальном смысле. Что касается непосредственно России, то сейчас мотофристайл у нас переживает не самые лучшие времена, а все ведущие соревнования «поставлены на паузу». Однако было так далеко не всегда, а значит, нет никакого повода обходить это мотоспортивное направление стороной.

Главные соревнования по мотофристайлу в России

Впервые на арене – мотофристайл!

Считается, что свое начало мотофристайл, как и уже упомянутый стантрайдинг берут с арены цирка. Первые выступления с участием трюкачей-мотоциклистов, начали появляться в цирковых программах примерно в 1950-х. Причем фристайл на арене чувствовал себя гораздо увереннее – все-таки выполнять акробатические трюки, свойственный стантрайдингу, ощутимо мешал большой вес и малая мощность байков тех времен, тогда как для прыжков через горящее кольцо с огромного трамплина они годились куда лучше.

С годами подход к выступлениям существенно изменился. Трюки стали сложнее и разнообразнее, но суть осталась абсолютно той же – показать мастерство владения мотоциклом и свою физическую подготовку, а заодно и развлечь собравшуюся толпу зрителей. К слову, этот развлекательный аспект роднит дисциплину с еще одним видом спорта – суперкроссом. И именно его можно назвать полноценным прародителем мотофристайла. И история здесь весьма интересная.

За счет того, что суперкроссовые состязания проходили на небольших стадионах, они всегда были зрелищными сами по себе: внушительные скорости, сложные препятствия, упорная борьба участников и головокружительные прыжки отлично просматривались с трибун и периодически вызывали шумные волны восхищения или негодования у болельщиков. И чтобы сделать выступления еще более зрелищными, некоторые особенно сильные спортсмены начали добавлять в свои заезды трюки. И самым удобным моментом для них стали полеты во время прыжков по искусственным трамплинам. Например, некоторые гонщики отпускали руль и приветственно махали своим фанатам. Этого уже было более чем достаточно, чтобы сорвать аплодисменты. Однако некоторые на этом не остановились. Так, например, профессиональный американский гонщик Гай Купер на соревновании в 1985 году на последнем трамплине перед финалом заезда внезапно развернул мотоцикл в воздухе на 90°, а затем успешно финишировал.

Главные соревнования по мотокросс-фристайлу в России

Трюк получил название Whip – «хлыст», а его исполнитель в итоге стал считаться одним из пионеров мотофристайла. Впрочем, даже на этом этапе новое направление не спешило оформляться в новую дисциплину. По примеру Купера многие американские кроссмены также начали придумывать новые акробатические упражнения и усложнять ими свои выступления на потеху зрителей. Однако все это по прежнему оставалось лишь частью суперкросса, причем абсолютно необязательной – на результаты это никак не влияло.

Второй важной персоной, оказавшей огромное влияние на развитие мотофристайла, стал, на удивление, даже не гонщик, а профессиональный каскадер Ивел Книвел (он же Роберт Книвел), прославившийся в 80-х своими головокружительными прыжками с трамплина на мотоцикле. Причем акробатика его интересовала мало, и основной упор он делал на увеличение дальности полета. Например, среди самых удачных его трюков – прыжки через 50 легковых авто, через 13 грузовиков и через 14 автобусов. И именно благодаря Роберту сообщество мотофристайлеров получило теоретическую базу по строительству трамплинов, необходимую для организации зрелищных, но при этом относительно безопасных (конечно, насколько вообще могут быть безопасными многометровые прыжки на мотоцикле) трюков. Но и этого оказалось мало для развития.

Главные соревнования по мотофристайлу в России

В итоге полноценный свод правил, начавший использоваться для судейства, сформировался только ближе к концу 90-х. То есть, до этого все состязания были, скорее, развлекательными выступлениями, чем полноценным мотоспортом. И это одна из причин, почему мотофристайл долгое время вообще не признавался полноценной дисциплиной на официальном уровне и развивался исключительно стараниями энтузиастов, пусть и с карьерами профессиональных гонщиков за плечами. Удивительно, но даже разработка официальных регламентов ситуацию изменила мало. Куда большее влияние на нее оказало показательное выступление, организованное в рамках фестиваля X-Games 1998 года. Оно не только возымело оглушительный успех, но и, наконец, подтолкнуло любителей к переходу на качественно новый уровень – к созданию официальной Международной Ассоциации Фристайл Мотокросса (IFMA). В свою очередь, именно благодаря ее стараниям состязания по мотофристайлу с 1999 года стали практически неотъемлемой частью большинства крупных фестивалей экстремального мотоспорта, а в итоге даже оформились в виде пары обособленных событий в виде Red Bull X-Fighters и Dew Tour.

И только после этого, спустя долгих 6 лет, в 2005 году FIM наконец-таки официально признала мотофристайл дисциплиной мотоциклетного спорта. То есть, фактически, официальная ее история на сегодняшний день не насчитывает и 20 лет, а всю основную работу по ее развитию сделали исключительно американские энтузиасты, в том числе, бывшие профессиональные кроссмены. Соответственно, мотофристайл, несмотря на всю свою уникальность и обособленность, все равно можно считать полноценным наследником классического мотокросса.

Мотофристайл в России

Главные соревнования по мотофристайлу в России

Прежде чем говорить о развитии дисциплины в нашей стране, стоит сделать пару важных примечаний. Во-первых, как и в случае со стантрайдингом, говорить о развитии дисциплины в Советском Союзе невозможно ввиду ее молодости. Особый акцент мы делаем на этом потому, что в целом ряде других, «классических» видов спорта советские спортсмены преуспели. Взять хотя бы мотокросс, шоссейные гонки, эндуро или мотобол, для которого СССР в итоге вообще стал настоящей столицей. Трюковой же езды из-за очевидного технического отставания СССР, особенно ярко проявившегося в 1970-х, просто не было. Во-вторых, официальное название мотофристайла в России – мотокросс-фристайл. По крайней мере, во всех крупных официальных соревнованиях дисциплина именовалась именно так. Однако «внутри тусовки» он гораздо чаще именуется просто FMX.

Что касается непосредственно появления и развития ее на территории нашей страны, то ее рассвет пришелся примерно на 2005 год. Именно тогда подвижки в сторону развития трюковой составляющей сделали некоторые профессиональные российские райдеры. Например, одним из них был Алексей Колесников, которого без зазрения совести можно назвать одним из основателей и настоящей легендой отечественного FMX. Судите сами: уже в 2010 он стал первым российским райдером, выступившим на Red Bull X-Fighters, а в 2016 примкнул к числу его судей. Но сейчас несколько не об этом. По воспоминаниям Алексея, в середине нулевых у отечественных мотофристайлеров не было абсолютно никакой информационной поддержки и технической базы. Примеры выступлений, чтобы хотя бы просто ознакомиться с базовыми трюками и попытаться повторить их самостоятельно, приходилось собирать по крупицам из редких записей зарубежных состязаний. А настраивать мотоцикл – и вовсе методом проб и ошибок. Тем не менее, у наших райдеров было самое главное – огромный запас энтузиазма и желания развивать новое, нестандартное направление. И, надо сказать, результаты не заставили себя ждать.

Даже если не брать во внимание личные достижения Алексея Колесникова (что в контексте разговора о российском мотофристайле делать откровенно сложно), FMX в России всего за несколько лет сделал огромный шаг (или, скорее, прыжок) вперед. В итоге в выигрыше оказались все: наши спортсмены начали посещать зарубежные состязания, а сами соревнования неоднократно заглядывали в нашу страну, завлекая топовых райдеров с запада. Например, у нас проводились Nitro Circus Live (2013) и Red Bull X-Fighters (2010), Motul Extreme Show (2015-2018), FMX Masters (2008). И в итоге все это привело к логичному и столь желанному всеми любителями фристайла результату – появлению крупных официальных состязаний и официальному признанию FMX спортивной дисциплиной в РФ в 2016 году.

Чемпионат России

Главные соревнования по мотофристайлу в России

Впервые Чемпионат России по мотокросс-фристайлу был организован в 2017. Причем прошел он не в Москве или Санкт-Петербурге, где проводится большинство крупных мотосостязаний, а в Волгограде. Соревнование заняло 2 дня, и в нем приняло участие 14 участников со всей страны, шестеро из которых прошло в финал. Первым чемпионом России оказался уже знакомый вам Алексей Колесников.

В 2018 мероприятие успешно повторилось, но на этот раз оно переместилось в Москву и было приурочено к празднованию Дня города. То есть, развлекательный аспект соревнования снова оказался крайне важным. И это можно понять – подобный подход к организации – очевидный и очень действенный способ привлечения новой аудитории и молодого поколения райдеров. Чемпионат также прошел в двухдневном формате, и в итоге чемпионским титулом был награжден Николай Иванков.

Помимо основного зачета в рамках ЧР проводилось традиционное для западного мотокросс-фристайла соревнование Whip Contest. Его выиграл Павел Антонов.

Всего в Чемпионате участвовало 11 человек.

Видео с Чемпионата 2018.

Другие соревнования

В целом, соревнования оказались успешными и сумели привлечь должное внимание зрителей, но, к огромному сожалению всего сообщества, с тех пор больше не проводились. Сказались и финансовые трудности, и пандемия, и, в конечном итоге, уход крупных западных спонсоров. Ситуация, прямо скажем, не самая приятная, однако сама дисциплина в нашей стране все еще жива, пусть и несколько пропала с радаров. Это, как минимум, подтверждают региональные соревнования, которые все еще периодически радуют отечественных любителей и профессионалов мотофристайла. Например:

  • Фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв» – последний на данный момент (уже 16 по счету) фестиваль прошел 1 апреля 2023.
  • «Кубок Арктики» – еще одно из самых «свежих» мероприятий – прошло в июле 2022 года в Мурманске.
  • Kolesnikov FMX Fest – в последний раз проводился в 2021 в родной для спортсмена Коломне. Ранее проходил на регулярной основе.

Список далеко не рекордный, но, с учетом привычных для дисциплины масштабов и охватов, достойный.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ