Главные соревнования по стантрайдингу в России
12.04.2023

Главные соревнования по стантрайдингу в России

В рамках цикла материалов о ведущих мотоциклетных соревнованиях, официально проводящихся в России, мы рассказали обо всех основных дисциплинах. Однако мотомир не ограничивается одними лишь мотокроссом и шоссейно-кольцевыми гонками. Параллельно ключевым дисциплинам развиваются, пусть и не самые популярные и известные, но от того не менее интересные и захватывающие виды мотоспорта. Например, стантрайдинг, выступления, в котором в корне отличаются от привычных гонок.

Главные соревнования по стантрайдингу в России

Как вообще появился стантрайдинг

Толчком к появлению большинства современных видов мотоциклетного спорта изначально стали исключительно технические испытания, призванные проверить новые модели железных коней (а заодно и их ездоков) на прочность. Так, например, было с гонками на выносливость (они же эндуранс). Однако есть и исключения из этого правила, когда новые виды соревнований организовали исключительно ради развлечения зрителей. Так, например, было с супермото. Несложно догадаться, что и стантрайдинг, действо само по себе весьма зрелищное, также появилось исключительно на потеху публике. Причем свое начало дисциплина берет не откуда-нибудь, а из цирка.

Первые цирковые представления с участием мотоцикла появились еще в середине XX века. Их условно можно было разделить на два вида: головокружительные прыжки с трамплина (например, прыжок через горящее кольцо) или акробатические трюки на цирковой арене. Первая разновидность в итоге переродилась в мотофристайл, о котором мы обязательно поговорим подробнее в будущих публикациях, а из второй сформировался стантрайдинг. Впрочем, говорить, что он окончательно оформился именно тогда, было бы не совсем правильно: все-таки мотоциклы в то время были все еще слишком тяжелыми и не слишком маневренными для разнообразных и зрелищных трюков. Но, как говорится, начало было положено.

Следующий этап в развитии новой дисциплины пришелся уже на 70-е, когда мотолюбителям стала доступна более современная, мощная и маневренная техника. И именно возросшая доступность стала главным толчком к развитию дисциплины, поскольку продвигали ее, и, соответственно, организовали первые соревнования, исключительно энтузиасты. Для «официального» мотомира стантрайдинг оказался чересчур нестандартным. Интересно, что в отличие от всех остальных направлений мотоспорта, здесь истории известно имя основателя – им считается Гарри Ротл, которому приписывают авторство самых базовых трюков на заднем и переднем колесе.

Развитие дисциплины на Западе

В целом, ситуация со стантрайдингом получилась достаточно странная. Ее даже можно было бы назвать уникальной, если бы не аналогичный подход к уже упомянутому мотофристайлу. Дело в том, что даже несмотря на возрастающую популярность и увеличивающееся число любительских соревнований разного масштаба, обе дисциплины долгое время не получали официального статуса и не вносились в официальные перечни мировых федераций. Соответственно и официальных состязаний по ним не было. И если мотофристайлу в 2005 году все-таки удалось, наконец, выйти на официальный уровень – FIM признала его официальным видом мотоспорта – то стантрайдинг остается непризнанным до сих пор. Но при этом все это как будто абсолютно не мешает проводить крупные, в том числе международные состязания и раздавать чемпионские титулы.

Первый чемпионат по стантрайдингу прошел еще в начале 90-х, а Чемпионат мира и Чемпионат Европы существуют с 2004 года и проводятся регулярно. Параллельно им с 2016 в Дубае и ОАЭ также организовался международный Stunt Master Cup. В общем, даже без официальной поддержки со стороны FIM, дисциплина успешно существует и развивается в формате «свои для своих».

Стантрайдинг в России

С учетом того, что настоящее развитие стантрайдинга в мире пришлось даже не на 90-е, а на начало-середину нулевых, говорить о развитии дисциплины в СССР, как мы это делали, например, в рассказе о мотокроссе или мотоболе, не приходится. Все-таки техническое отставание, особенно ярко проявившееся на рубеже 70-80-х, едва ли позволяло советским мотоциклистам использовать своих железных коней в трюковой езде.

Что касается России, то девяностые оказались достаточно тяжелым временем для всей страны, что, конечно же, отразилось и на мотоспорте. Не очень хорошо дела обстояли даже у «базовых» направлений, хотя поток новых европейских и японских мотоциклов на рынок увеличился. В общем, в нашей стране стантрайдинг начал развиваться примерно в середине нулевых. Но тогда, как сильнейшие европейские райдеры уже съезжались на крупнейший международный чемпионат, наши соотечественники участвовали лишь в локальных состязаниях.

Одними из первых крупных соревнований по стантрайдингу в России были Кубки Москвы и Санкт-Петербурга. Однако кубками их можно было назвать весьма условно. Скорее они играли роль показательных выступлений или развлекательных шоу, призванных познакомить более широкую публику с новым мотодвижением. Ситуация осложнялась не только малым количеством участников, но и отсутствием общепринятых регламентов проведения и правил судейства. Тем не менее, показательные выступления свое дело сделали, и число вовлеченных в стантрайдинг любителей начало постепенно расти, а вскоре среди них начали появляться и профессионалы.

Все это в итоге вылилось в появление по-настоящему крупного состязания. Им стало всероссийское соревнование Motul M1 Stunt Battle, в народе окрещенное «Ночью отжигателей резины». Оно прошло 1 июня 2008 года на подмосковном стадионе «Лидер» по официальным европейским правилам, а в качестве судей были привлечены профессиональные райдеры из Латвии. Несмотря на не самое большое количество райдеров (участие в нем приняло всего 13 человек) «баттл», в целом оказался крайне успешным. И дело не только в огромном количестве зрителей – по предварительным подсчетам посмотреть на выступления пришло более 1700 зрителей, но и в том, что оно фактически стало самым главным поводом для обретения дисциплиной официального признания. По крайней мере, на территории РФ. Всего через несколько месяцев стантрайдинг был включен МФР в список поддерживаемых дисциплин, а для дальнейшего его развития была организована полноценная комиссия из ведущих райдеров и организаторов из разных регионов. Это вывело направление на новый уровень и обозначило дальнейший вектор развития, в том числе, появление «полноценных» национальных состязаний.

Главные соревнования по стантрайдингу в России

Чемпионат России по стантрайдингу

Как и в других видах спорта, ведущим событием для направления является Чемпионат России, он же StuntChamp. Несмотря на очевидный прорыв, случившийся в дисциплине в 2008, ждать его появления пришлось 3 года – именно в 2011 состязание окончательно вышло на всероссийский уровень и получило статус Чемпионата. С тех пор оно проводится с завидной регулярностью, но все же, к сожалению, не ежегодно. Например, в период с 2014 по 2016 по техническим причинам организовать его не удалось. Однако в остальные сезоны это полноценная серия, объединяющая в борьбе лучших профессионалов и любителей со всей страны и проходящая в 3-6 этапов в разных городах. Чаще всего состязания проходят в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге, который вообще считается столицей российского станта.

Стандартная программа этапа – 3-минутная квалификационная фристайл-программа и аналогичный фристайл-финал, в котором свои выступления показывают 10 лучших райдеров.

Чемпионат проводится в 2 классах:

  • Pro – спортивные мотоциклы с 600-кубовым двигателем,
  • Open – любые байки с двигателем не более до 600сс.

К огромному сожалению, в последние годы Чемпионат взял паузу. Впрочем, все это не означает, что стант в России исчез. Профессионалы и любители продолжают кататься сами и продвигать его в массы. Например, в августе 2021 года наш соотечественник Фома Калинин стал чемпионом Мировой серии по стантрайдингу, выиграв финал в Чехии, доказав высокий уровень подготовки российских спортсменов.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ