Главные соревнования по супермото в России
15.03.2023

Главные соревнования по супермото в России

Среди мотоспортивных дисциплин супермото далеко не на первых ролях. И вообще этот вид спорта считается одним из самых молодых: он начал развиваться только в 1980-х, тогда как, например, история мотокросса к тому моменту практически приблизилась к 100-летнему юбилею. Тем не менее, к сегодняшнему дню супермото уже хорошо «окрепло» и обзавелось серией собственных значимых событий, в том числе и в России.

Мировая история супермото

Главные соревнования по супермото в России

История зарождения супермото сама по себе интересная. Тогда как другие дисциплины стали следствием технического развития и инженерных испытаний новых достижений в области мотоциклостроения, этот вид спорта зародился исключительно как развлечение и ничего более. В 1979 году руководству американского телеканала ABC's Wide World of Sports пришла безумная идея: оно решило организовать соревнования по трассам из разных дисциплин, в ходе которых будет выявлен самый универсальный гонщик. Но при этом ключевой «фишкой» шоу были мотоциклы: участник должен был выбрать один байк на все соревнование, а значит, ему нужно было хорошо подумать, какой железный конь поможет ему одинаково легко преодолеть и бездорожье мотокросса, и первым прийти к финишу на асфальтированном треке.

Идея была по-хорошему безумной, и в течение первых сезонов на трассах царил настоящий хаос. Участники ехали буквально на всем подряд, включая знаменитые «Харлеи», которые даже представить в виде кроссового байка сложно. Но именно благодаря подобным безумствам шоу удалось мгновенно набрать зрительскую аудиторию. Оно оказалось настолько популярным, что продержалось на экранах 5 полных сезонов. Впрочем, к концу его жизненного цикла все устаканилось.

Стало понятно, что самым удачным мотоциклом для подобных смешанных соревнований является слегка модифицированный легкий одноцилиндровый кроссовый байк на широких шинах. Он отлично показывал себя в грязи кроссовых трасс, а на асфальтированных участках развивал скорость более 150 км/ч. В общем, гонщики наконец-то нашли свою золотую середину. Однако вместе с этим шоу потеряло свой изначальный градус безумства, превратившись в еще одну, пусть и не совсем обычную, гонку. В итоге в 1985 году его рейтинги упали и оно было закрыто.

Все это могло так и остаться частью истории, если бы у нее не случился новый виток, причем уже не в США, а в Европе. Именно там, во Франции, нашлись любители, которых по-настоящему зацепила исходная концепция шоу. Отсюда новое увлечение, буквально сошедшее с экранов ТВ, начало распространяться по другим европейским странам. А точнее, по гаражам молодых любителей мототехники. Дело в том, что даже после того, как формула универсального байка для супермото была найдена, в серийное производство такие модели не поступили, и энтузиасты были вынуждены самостоятельно пересобирать заводские образцы в «супермотарды» – именно так французы называли байки для супермото. За их основу обычно брали кроссовые или эндуро-мотоциклы, как наиболее надежные и износостойкие.

Удивительно, но чисто любительское течение в итоге вылилось в появление настоящего крупного соревнования: в 1991 году во Франции состоялся первый чемпионат, получивший название Guidon d'Or – «Золотой руль». Он оказался настолько успешным, что сразу превратился в ежегодное состязание. А в 1993 история завершила круг и соревнования по супермото вновь вернулись на телевидение, и за достижениями французских спортсменов начали следить даже в соседней Италии и Испании. В общем, супермото, но уже как вполне себе официальная дисциплина, начало победное шествие по Европе.

Весьма интересно, что, несмотря на обретение вполне себе официального статуса, заводских машин, предназначенных конкретно для этого направления, так и не появилось. Первой попыткой поставить их производство на поток стала модель Gilera Nordwest 1991 года, однако она оказалась абсолютно неудачной – тяжелой и плохо приспособленной к езде по кроссовым трассам. В итоге, получив статус первого заводского супермотарда, она полностью пропала с радаров, даже не попытавшись пододвинуть любительские модификации кроссовых и эндуро байков от KTM, «Хускварны», «Ямахи» и прочих крупных заводов. Ситуация изменилась лишь во второй половине 90-х, когда ведущие производители наконец осознали, что супермото, как и спрос на мотоциклы для него, не планирует исчезать. Впрочем, так посчитали далеко не все, и знаменитая японская четверка, славившаяся и любимая за свои достижения в области мотоциклостроения, все еще не принимала состязания всерьез и отказывалась выпускать байки для них. Все это привело к крайне интересной ситуации: небольшие предприимчивые европейские фирмы сами поставили модификацию японских серийных байков под новый вид гонок на поток. И этот подход дополнительно популяризовал дисциплину, сделав ее доступной для тех, что не мог или не хотел модифицировать свой мотоцикл самостоятельно.

В итоге в 2003 году некогда заброшенное и забытое американскими зрителями состязание вновь вернулось в Северную Америку, получив поддержку Американской мотоциклетной ассоциации и Supermoto Canada. А в 2007 американский гонщик Джефф Вард даже стал победителем «Золотого руля» во Франции. В общем, некогда бывшая лишь развлечением гонка, окончательно оформилась в полноценную мотоспортивную дисциплину.

Главные соревнования по супермото в России

С учетом общей молодости дисциплины, говорить о ее развитии в СССР просто невозможно: едва ли Партия воспринимала локальные французские соревнования на самодельных мотоциклах всерьез и раздумывала над участием в них отечественных спортсменов. В 90-х годах российским мотолюбителям так же было не до них – в этот период с большим трудом развивались даже основные направления вроде шоссейно-кольцевых мотогонок, поэтому расцвет супермото в России пришелся примерно на тот же период, что и его возвращение в США – на нулевые. Старт развития супермото, как вполне себе официальной дисциплины, состоялся примерно в 2005 году – именно тогда прошли первые в стране официальные соревнования. Ими стало Открытое первенство Москвы, положившее начало «официальному» существованию дисциплины в России. Но на нем развитие не закончилось. Первенство затем превратилось в Кубок Москвы, потом преобразовалась во Всероссийскую гоночную серию и, наконец, вылилось в создание полноценного многоэтапного национального чемпионата.

Чемпионат России по супермото

Главные соревнования по супермото в России

Как и в других дисциплинах, ведущим состязанием в супермото считается Чемпионат России. На регулярной основе он проводится с 2008 года. Изначально он состоял всего из двух классов:

  • S2 – «Open»
  • S1 – «Хобби».

Сейчас из небольшого локального события Чемпионат превратился в полноценную многоэтапную серию. Например, в 2019 году он состоял из 7 этапов, прошедших с мая по сентябрь в разных городах России. На этот, 2023 год, также запланировано 7 полноценных этапов. Первый стартует 13-14 мая в Подольске.

Кроме того, уже несколько лет Чемпионат по супермото проходит совместно с Чемпионатом по минимотарду – аналогичному соревнованию для детей. Количество классов также существенно выросло. Сейчас их список выглядит следующим образом:

  • Минимото-дети – 3-11 лет.
  • Минимотард-дети – 3-9 лет.
  • Юноши-минимотард – 10-15 лет, кроссовые мотоциклы до 85 см3.
  • Юноши-миниGP – мотоциклы 2-тактные до 50 см3 или 4-тактные до 125 см3.
  • Минимотард – от 15 лет с дополнительным делением на классы: Сток» (заводская комплектация) и Open (с доработками двигателя). В обоих классах можно заявиться в одну из двух групп – любители или Pro.
  • Минимотард MX – от 15 лет. На заводских мотоциклах с двигателем 2Т 160 см3.
  • Супермото Street – от 15 лет, мотоциклы супермото с шинами для дорог общего пользования.
  • Супермото S4 – от 15 лет, состязания на асфальтовой секции. Действует два подкласса – Open (для тех, кто принял участие впервые или ранее не занимал призовых мест) и Pro.
  • Супермото S2 Open – от 15 лет, соревнования с грунтовой секцией на любых мотоциклах супермото.
  • Супермото S1 – от 15 лет. Основной личный зачет.
  • Командный зачет – команда из 2-3 человек, результат определяется по двум лучшим результатам.

Официальные документы и регламенты доступны на странице дисциплины.

Кубок Москвы

Главные соревнования по супермото в России

Кубок Москвы фактически послужил стартовой точкой в развитии отечественного супермото, но после появления Чемпионата России не пропал. По масштабам это куда меньшее состязание, но по-своему интересное. Во-первых, для любителей супермото, не избалованных разнообразием состязаний, это дополнительная возможность показать себя на трассе. Во-вторых, он также совмещен с кубком по минимотарду, а значит, воспитывает новых юных спортсменов. И, наконец, в-третьих, в его рамках проходит заезд на выносливость продолжительностью 100 минут – случай для российского супермото редкий, если не сказать уникальный.

Что касается регламентов, то они аналогичны ЧР. Так в 2022 году список классов выглядел следующим образом:

  • Супермото S1 – с грунтовой секцией.
  • Супермото S4 – гонки по асфальтированному треку.
  • Минимотард с подклассами Open и Сток.
  • Супермото юноши,
  • МиниGP юноши,
  • Минимото дети.

На сезон 2023 года анонсов пока не было.

В итоге, список главных соревнований по супермото в России фактически ограничивается всего двумя состязаниями. Однако с учетом общей молодости и, в целом, специфичности направления, этого немало.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ