Главные соревнования по мотоболу в России
Мотобол – вид мотоспорта интересный во всех отношениях. Тогда как в других дисциплинах участники соревнуются в скорости, выносливости и маневренности, выступая на привычных трассах, здесь правила игры абсолютно другие. Они максимально приближены к обычному футболу, поэтому здесь не учитываются ни показатели скорости, ни время круга, ни позиция на финише. Да и вообще, ни кругов, ни финиша здесь нет: лишь футбольное поле, ворота, большой мяч и две команды 5х5. Но именно за это он и полюбился миллионам болельщиков, в том числе, в России. А благодаря популярности и заинтересованности со стороны спортсменов и зрителей, по дисциплине проводится сразу несколько масштабных соревнований.
Но прежде чем переходить к главным соревнованиям по мотоболу, по уже устоявшейся традиции поговорим о его истории и о том, как он пришел в Россию.
Где и как появился мотобол
Огромную роль в становлении всего мотоспорта сыграли Англия и Франция. Почему-то именно там железные кони оказались настолько популярными, что все это в итоге вылилось в появление сразу нескольких кардинально различающихся дисциплин. Не стал исключением и мотобол. Причем он оказывается гораздо старше, чем можно подумать. Французские мотолюбители впервые догадались выйти на футбольное поле практически 100 лет назад – в 1927 один из мотоциклетных клубов города Дижен организовал внутренний турнир. А в 1931 году это новое увлечение вылилось в масштабный чемпионат. Несмотря на то, что он не был официальным, именно это событие вошло в историю мотоспорта как первое крупное состязание по мотоболу. И не зря: спустя год, в новом мотосезоне, все в той же Франции масштабы соревнований существенно разрослись, и в борьбе за звание победителя схлестнулись команды сразу из шести городов, включая мотоболистов из Парижа. Однако лидерами в новообразованном направлении мотоспорта все же были не они, а спортсмены из мотоклуба «СУМА», представлявшие город Труа. Почему именно так? Во-первых, они стали первыми официальными победителями – через год, в 1933, был проведен первый официальный чемпионат Франции по мотоболу. Во-вторых, именно этот мотоклуб одним из первых стал заниматься модернизацией мотоциклов, в том числе, начал устанавливать бугель, облегчающий ведение мяча, и, пусть и в измененном виде, дошедший до наших дней.
Рост интереса к новой необычной дисциплине оказался по-настоящему взрывным. Все в том же 1933, то есть, всего через два года после одних из первых крупных состязаний, помимо официального национального чемпионата был организован еще и международный матч с Англией. И это – прямое свидетельство того, что новый вид спорта начал постепенно охватывать если не мир, то, как минимум, Европу. А подтверждением этому стало постепенное появление во второй половине 30-х новых мотобольных клубов в соседних европейских странах – Германии, Италии, Бельгии и Голландии. А к 1950-м мотобол успешно развивался даже в странах третьего мира, в том числе в Африке.
Все это в итоге привело к появлению ключевых чемпионатов, свойственных всем основным дисциплинам мотоспорта. В 1964 году был впервые организован масштабный Кубок Европы, а в 1986 событие вышло на новый уровень, получив статус Чемпионата Европы среди сборных команд. Интересно, что в отличие от других дисциплин, он так и остался главным событием: за пределами Европы и стран СНГ мотобол не получил серьезного развития, поэтому чемпионат мира по нему не проводится до сих пор.
Как дела обстояли в СССР и России?
Советский Союз в плане мотоспорта можно считать достаточно консервативным. С одной стороны, работа по развитию отечественного мотоспорта велась достаточно активно. Особенно в послевоенные годы, когда инженеры получили в свое распоряжение более современные образцы немецкой мототехники и смогли на их основе строить новые модели мотоциклов. С другой – упор всегда делался на развитие основных направлений, в частности мотокросса и мотомногоборья – отечественного аналога эндуро, тогда как слишком инновационные и прогрессивные направления не получали должного внимания и финансирования. Но конкретно с мотоболом ситуация сложилась еще интереснее.
С середины 1950-х за ответственность за развитие мотоспорта, как и множества других видов вроде авиационного, парашютного и стрелкового спорта, перешла к ДОСААФ СССР. Однако сама организация, будучи частью оборонной отрасли, была в большей степени заинтересована в развитии более «полезных» военно-прикладных видов, тогда как мотоциклетный спорт отошел на второй план. Так уже названные направления получали куда большую материальную поддержку и лучшую организацию мероприятий, а мотоциклисты довольствовались морально устаревшей техникой, которая даже не всегда соответствовала нужным дисциплинам. Однако желание соревноваться и развивать направление у самих мотолюбителей было настолько сильным, что этого энтузиазма хватало на то, чтобы долгие годы, примерно до перестройки, развивать дисциплины и модернизировать мотоциклы буквально своими руками.
Примерно то же самое происходило и с мотоболом. Первый крупный Кубок, который сейчас считается официальным стартом дисциплины в СССР, был организован не ДОСААФ, а настоящими авто- и мотолюбителями – журналом «За Рулем» в 1963 году. Впрочем, внимания соревнование привлекло достаточно, чтобы «футбол на мотоциклах» буквально в одночасье стал одной из самых быстроразвивающихся дисциплин. Конечно, кубок нельзя назвать единственным и главным популяризатором, но свою роль, причем весьма важную, в истории развития он однозначно сыграл. Не меньшее влияние оказали и простые любители, причем огромную любовь мотобол обрел не только в городах, но и деревнях и селах, где на просторах полей организовать дружеский матч между молодежью было гораздо проще.
В итоге вместе с Европой, пусть и с небольшим опозданием, динамичный, зрелищный и достаточно рискованный «футбол на мотоциклах» захватил и СССР и страны ближнего зарубежья. Особенно активно он развивался в Нижнем Поволжье, Ставрополье, на Кубани, на Северном Кавказе, в Украине, Белоруссии и Прибалтике. Но особого упоминания достойны два города, которые буквально стали центрами развития этого направления – Черкесск – столица Карачаево-Черкессии и Элиста – столица Калмыцкой АССР. И дело не только в том, что именно они наиболее активно способствовали развитию мотобола. Оно стали одними из первых победителей на международных соревнованиях. Причем не каких-то региональных, а Кубка Европы. Команда «Домбай» из Черкесска стала чемпионом Европы в 1967, то есть всего через несколько лет с момента появления самого Кубка. Затем она повторила успех в 1969, а в 1971 ей на смену пришла «Комета» из Элисты, которая также повторно завоевала чемпионский титул в 1973.
В целом, мотобол в СССР не просто существовал, а буквально цвел: к середине 1970-х по всей стране было образовано более 200 клубных региональных команд, а отечественная сборная регулярно показывала отличные результаты. Все это даже привело к тому, что в итоге мировой центр развития мотобола переместился из Франции в СССР. К слову, по подобному уровню игроков на мировой арене, легко догадаться, что внутри страны с мотоболом тоже было все очень хорошо. Первые всесоюзные соревнования, впоследствии преобразовавшиеся в полноценный Чемпионат СССР, были организованы в 1964 и стали ежегодными. А кубок «За Рулем» 1963 стал прародителем такого же регулярного Кубка СССР. Изначально он строился на базе олимпийской системы выбора победителя, но с 1981 года был реорганизован в формат предварительных соревнований в группах и итоговых стыковых матчей.
Однако не стоит забывать, что история любого спорта неразрывно связана с историей страны, поэтому вместе с началом перестройки в середине 80-х направление стало постепенно угасать, а окончательно привели его к упадку тяжелые 90-е. Именно в этот период от руководства отказалась ДОСААФ, а подавляющее большинство любительских клубов и команд закрылось по финансовым причинам. К началу нулевых в России из двух сотен крупных, сильных команд осталось всего около 10, к 2023 – лишь семь. Все это, конечно, можно назвать настоящим упадком, особенно в сравнении с бурным расцветом, пришедшимся на конец 70-х. Однако уровень подготовки оставшихся спортсменов все еще остался крайне высоким: с 1992 года наша сборная становилась Чемпионом Европы 20 раз, в том числе 7 раз подряд в период с 2006 по 2012.
Главные соревнования по мотоболу в России
Несмотря на крайне сильный спад, на национальном уровне мотобол чувствует себя достаточно хорошо, и в рамках дисциплины регулярно организуется не одно крупное соревнование.
Чемпионат России
ЧР стал логичным продолжением Чемпионата СССР. Он ежегодно проводится с 1992 года и был отменен всего единожды – из-за пандемии COVID-19 в 2020 году. Одним из главных чемпионов страны является СК «Металлург» из города Видное. Он становился победителем 25 раз. Однако сезон 2022 года закончился победным возвращением на пьедестал команды «Колос» из г. Ипатово.
Соревнование проходит в виде серии турниров, организуемых на протяжении всего мотосезона. Победитель выбирается в результате 4 итоговых турниров, проводящихся между командами, занявшими 1-4 места.
В этом году старт Чемпионата назначен на 20 апреля. Первая встреча команд пройдет в городе Ковров. Финальные турниры пройдут с 1 по 24 сентября.
Кубок России
По аналогии с ведущим Чемпионатом, Кубок СССР переродился в виде Кубка России. Он также стартовал в 1992 году, и даже пандемия 2020-го не стала для него помехой.
Кубок – не менее важное, но не такое масштабное событие. В последние годы оно проводится в течение 5 дней в мае. Сначала команды проходят серию парных матчей (групповых этапов), затем два полуфинала и, наконец, в финальном состязании определяется победитель.
В прошлом, 2022 году, в двадцать шестой раз победителем стал СК «Металлург» (на фото выше). В 2023 Кубок стартует 1 мая сразу двумя параллельно проходящими встречами в Ставропольском и Краснодарском крае.
Первенство России по мотоболу среди юниоров (до 18 лет)
Отдельного внимания заслуживает развитие молодежного мотобола, благодаря которому дисциплина постепенно «оживает». Первенство проводится не параллельно основному кубку, как это обычно бывает в случае с детскими и молодежными гонками, а отдельно, поскольку у него гораздо менее масштабный формат – всего около 7 дней. Но при этом число команд больше, чем во «взрослой лиге».
Чемпионом 2022 года стала юношеская команда «Металлург». В этом году первенство пройдет с 31 июля по 6 августа.
Кубок содружества среди юниоров
И последнее и самое молодое из крупных состязаний последних лет – Кубок содружества (U-18). Впервые он был проведен в 2022 году и собрал молодежные команды из России и Белоруссии. Победителем в нем также оказалась юношеская команда «Металлург».
В этом году Кубок пройдет 24-29 июля в Видном.
С официальными документами и итоговыми результатами всех соревнований можно будет ознакомиться на странице дисциплины.