Ове Фундин – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
28.12.2022

Ове Фундин – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Швецию без зазрения совести можно назвать страной спидвея – по количеству золотых медалей, а также по сумме золота, серебра и бронзы в индивидуальном чемпионате мира по спидвею она опережает все остальные страны. И даже в тройке самых титулованных спидвеистов всех времен и народов двое чемпионов – уроженцы Швеции. Первый – герой нашего прошлого материала и звезда «современного» спидвея на гаревой дорожке – Тони Рикардссон. А второй – настоящая легенда дисциплины, вдохновившая десятки других спортсменов на увлечение спидвеем и новые подвиги, – Ове Фундин. И именно о его биографии и спортивных достижениях и пойдет речь на этот раз.

Профиль

Ове Фундин (Ove Fundin)

  • Имя: Ове Фундин (Ove Fundin).
  • Дата рождения: 23.05.1933.
  • Место рождения: Транос, Швеция.
  • Основная дисциплина: Спидвей.

Биография

Звезда Ове Фундина взошла и сияла в середине прошлого века. Это время еще называют золотой эпохой спидвея – именно тогда мир узнал имена первых легенд, и были установлены рекорды, продержавшиеся десятилетиями.

Детство и юность пришлись на тяжелые для всего мира 1940-е. Впрочем, это не помешало мальчишке увлечься мотоциклами. Правда, не спидвеем, а мотокроссом: в его родном городе спидвея просто не было. Он даже достиг определенных успехов, но в итоге все же сменил направление. Ове был достаточно щуплым мальчишкой, и тренер, видя как тот управляется с мотоциклом на бездорожье, посоветовал Фундину обратить внимание на другую дисциплину – спидвей. Так наш герой отправился на свою первую тренировку в другой город, за 80 км от дома. И уже на первом занятии новый преподаватель, взглянув на него, сказал, что его в этом спорте его ждет большое будущее. Едва ли он на тот момент представлял, что говорит это будущему рекордсмену мира, но слова в итоге оказались настоящей правдой.

На трек наш герой вышел в 1950-х. Причем уже в 1951 он выступал за шведскую команду. Но самое интересное, что в 1955, параллельно с ней, он состоял еще и в английской           Norwich Stars. Дело в том, что в то время чемпионат мира, как бы странно сейчас это ни выглядело, проводился исключительно в Англии, на стадионе Уэмбли, а Лондон, соответственно, был настоящей столицей спидвея, привлекавшей всех причастных к этой дисциплине. Вот и юный Ове, послушав совета австралийского чемпиона Ауба Лоусона, в поиске мировой славы отправился покорять туманный Альбион.

Первые победы

Ове Фундин (Ove Fundin) (Спидвей)

Ждал ли его там успех? Судя по тому, что сейчас о Фундине говорят как о легенде спидвея, да. Но пришел он далеко не сразу. Впервые в финал Индивидуального чемпионата мира юноша попал в 1954, то есть, в возрасте всего 21 года. И выступил абсолютно посредственно. Он набрал всего 2 очка и в итоге оказался на 16 месте. Зато на следующий год улучшил результаты, поднявшись до 6 строки. А затем, в 1956 не просто ворвался в тройку лидеров, но стал настоящим Чемпионом мира. Причем первым не англоговорящим в истории.

Столь стремительные победы (все-такие Ове поднялся до уровня крупных соревнований достаточно недавно) всегда вызывают вопрос: являются ли они следствием реально высокого уровня и отличной подготовки гонщика или просто удачного стечения обстоятельств? Да, Фундину не удалось удержать победу в следующем году, но в тройке лидеров Чемпионата он задержался так надолго, что говорить о везении становится просто невозможно. Он стал вторым и в 1957, и в 1958, и в 1959. А в 1960 вернул себе звание лучшего гонщика мира.

В 1955 году организаторы ЧМ по спидвею, наконец, осознали, что далеко не у всех спортсменов есть возможность прилетать в Англию на весь чемпионат, и реорганизовала его. Теперь он стал состоять из серии отборочных региональных чемпионатов и World Final – итогового финала, по результатам которого и присуждался титул Чемпиона мира. Несмотря на реорганизацию, финал изначально все еще проходил все на том же Уэмбли, но начиная с 1961 года стал организовываться и в других странах. Первой из них стала Швеция. Где как не здесь Фундин должен был одержать свою очередную победу? Так и произошло, и в его копилку отправилась третья золотая медаль.

Шаг назад и новые горизонты

Все, кто следит за миром спидвея, особенно современного, прекрасно знают, что сильным гонщикам свойственна «многостаночность». За один сезон они успевают поучаствовать в целой серии разных соревнований в составе разных команд. Подобный подход начал набирать обороты именно в сере прошлого века.

Изначально Лис (такое прозвище Ове получил за рыжую шевелюру) к подобному разнообразию абсолютно не стремился. Его езда отличалась выверенной аккуратностью и четким стремлением к одной поставленной цели. К слову, Ове Фундин – едва ли не единственный спидвеист в мире, который за всю карьеру не получил ни одной травмы. В общем, до 1960-года его послужной список пестрел исключительно личными достижениями, но в этом году пополнился и командной победой в Командном кубке мира.

Зато карьеру в Личном чемпионате начало слегка штормить. Вместо того чтобы во второй раз подряд подтвердить свой титул в 1962, он заработал первую бронзу. Но при этом уже в 1963 снова стоял на пьедестале. Любопытно, что в эти годы финал опять проходил на легендарном стадионе в Лондоне, однако в 1964 снова вернулся в Швецию. И вдвойне удивительно, что Ове не удалось повторить свое достижение. Даже в родной Швеции он потерял чемпионский титул и заработал бронзу.

В этом плане работа в Командном кубке мира в этот период оказалась более продуктивной:

  • в 1961 шведская сборная заработала серебро,
  • в 1962-1964 золото,
  • в 1965 – серебро,
  • в 1966 – бронза – единственная за период участия Ове в составе сборной в Чемпионате,
  • в 1967 – еще одно золото,
  • в 1968 – серебро,
  • в 1970 – золото.

Но вернемся к личным победам. Или, скорее, к неудачам. Дело в том, что в 1965, когда Мировой финал снова проводился в Лондоне, Ове снова не повезло, и он опять увез домой бронзу, а в 1966 и вовсе не участвовал в Чемпионате. Впервые с самого начала карьеры!

Новые достижения, новый статус

Ове Фундин (Ove Fundin)

Сезон 1967 на этом фоне выглядит настоящим прорывом. И дело не столько в том, что 34-летний спортсмен все-таки сумел снова завоевать титул чемпиона мира, сколько в том, что он сделал это в пятый раз, став самым титулованным спидвеистом всех времен.

После триумфа карьера в Личном чемпионате у Ове Фундина откровенно пошла под откос. И это немного удивительно, особенно с учетом того, что в Командном кубке все было достаточно хорошо. Более того, начиная с 1968 года в дополнение к Кубку стал проводиться еще и Чемпионат по спидвею среди пар. Сначала (в 1968-69 годах) неофициально, а с 1970 – уже полноценно. И в нем Ове также показал себя очень неплохо. В 1968 он в паре с Торбьерном Харриссоном отпраздновал победу, а в 1969-70 с Гёте Нордином и Бенгтом Янссоном заработал серебро. Более того, в конце 60-х он прекрасно выступал на Чемпионате Южной Австралии, победив в 1966, 1967, 1969 и 1970.

При этом в «основном» соревновании после пятой победы он вылетел далеко за тройку лидеров: в 1968 – на 9 место, а в 1969 – на 7. И, собственно, на этом официальная «сольная» карьера Ове Фундина была завершена. Что, впрочем, ни в коем случае не умаляет его достижений и заработанного статуса. Как минимум потому, что его рекорд в 5 золотых медалей в Индивидуальном чемпионате продержался долгие 12 лет. Только в 1977 Ивану Маугеру удалось сравнять счет, а в 1979 – превзойти успехи, победив в шестой раз.

Сейчас Ове Фундин полностью отошел от мотоспорта и наслаждается пенсией во Франции, на Лазурном Берегу.

Статистика

  • 19 лет в профессиональном спидвее.
  • 5-кратный чемпион мира в Личном чемпионате.
  • 5-кратный чемпион Швеции.
  • 5-кратный чемпион Европы.
  • Обладатель 11 призовых медалей в сумме.
  • В 1961 получил награду Svenska Dagbladet Gold Medal за величайшие достижения в спорте.
  • Первый иностранный победитель чемпионата «Золотой Шлем» (1967).
  • В 2006 получил награду Freedom of the City города Норидж, став вторым удостоенным ее не-англичанином.
  • В 2012 в родном городе Ове установлен памятник.
  • В 2013 за достижения в области мотоспорта удостоен статуса Легенды FIM.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ