Тони Рикардссон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
Если героя нашего прошлого материала принято считать ведущим чемпионом золотой эпохи классического спидвея, того, в котором Чемпионат мира существовал по старым правилам, то Тони Рикардссон успел показать себя и в «старом» и в «новом» спидвее. А еще этот тот редкий случай, когда первое место по числу чемпионских титулов делят сразу два спортсмена, причем уже ушедших в отставку – такого мы не видели ни в одной дисциплине. Но не будем забегать вперед, и начнем, как водится, с самых ранних успехов именитого чемпиона.
Профиль
- Имя: Тони Рикардссон (Tony Rickardsson).
- Дата рождения: 08.1970.
- Место рождения: Авеста, Швеция.
- Основная дисциплина: Спидвей.
Биография
Биография Тони Рикардссона – яркий пример головокружительного успеха, ведь первые крупные чемпионские титулы он начал завоевывать уже в 20-летнем возрасте, то есть, буквально в первые годы своей спидвейной карьеры. В чем же секрет столь быстрого взлета? Похоже, что в сочетании любви к спорту, упорной работы и огромной удачи, которая, не один раз помогала будущему чемпиону продвинуться вперед по таблице лидеров. Например, в 1991 году он невероятным образом попал в финал Чемпионата мира, даже не пройдя квалификацию: в итоге он встал на трек в полуфинале мира, подменив внезапно травмированного англичанина Энди Смита.
Началось же все с огромной любви Рикардссона к спорту. Причем изначально он увлекался сразу двумя несвязанными видами – хоккеем и спидвеем. Более того, хоккей по важности стоял гораздо выше: в подростковом возрасте (а точнее в 1985) он даже участвовал в TV-pucken – шведском молодежном чемпионате по хоккею, в котором изначально (с 1959 года) каждая игра транслировалась по ТВ. Но и в спидвее он был весьма хорош, поэтому в итоге, когда стало понятно, что из двух спортивных направлений нужно выбрать одно, Тони остановился именно на мотогонках. И, надо сказать, абсолютно не зря. Уже в 20 лет, в 1989, вместе с командой Stockholm U он заработал титул чемпионов Швеции. А годом позже повторил успех, но уже в личном зачете.
«Взрослый» спидвей
Все это были успехи в спидвее среди юниоров, но и «взрослые» результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 1991 году Рикардссон по-настоящему заявил о себе, причем сразу дважды. Он увез домой 2 серебряные медали: с индивидуального и командного чемпионатов мира. А в 1992 сделал еще один подобный дубль, правда, на этот раз победив в командном и ЧМ по спидвею среди пар.
Серебро – это, конечно, хорошо. Особенно если говорить о самых крупных соревнованиях в мире. Но каждый спортсмен стремится к золоту. И что же до него? А его Рикардссону пришлось подождать. Первая по-настоящему «крупная» золотая медаль попала к нему в руки только в 1993 – за победу в парном спидвее. И, наконец, в 1994 он впервые стал настоящим чемпионом мира, причем сразу дважды: лично и в составе команды Valsarna.
Переломный момент
В 1995 наступил настоящий переломный момент, причем не столько в карьере нашего героя, сколько в мире Спидвея в целом. Дело в том, что в 1995 на смену разрозненным национальным чемпионатам, объединенных общим финалом, пришел FIM Speedway Grand Prix с новой системой подсчета очков за победы в Гран-при. И к новой системе новоявленный чемпион достаточно долго не мог приспособиться. В 1995 в индивидуальном Чемпионате он уступил позицию лидера, оставшись с серебряной медалью, а в последующие годы хоть и всегда находился в верхней части таблицы, побед так и не совершил.
Новый виток в карьере Тони Рикардссона начался в 1998. Именно тогда ему наконец-то удалось победить в 3 из 6 отдельных Гран-при и вырваться из лидеров в победители. Второй титул Чемпиона мира оказался в его копилке. К слову, вместе с этой победой наш герой стал одним из двух спидвеистов, которым удалось победить в обоих форматах Чемпионата мира, и в «старом», и в «новом». Второй герой спидвея – датчанин Ханс Нильсен. Кроме того, все в том же 98-м он вместе с командой Valsarna выиграл Элитсерию, а с Ipswich – Британскую элитную лигу, показав в обоих случаях самые высокие средние показатели сезона.
1999 оказался практически настолько же продуктивным. Даже несмотря на дисквалификацию в первой же гонке в Праге. И, тем не менее, победа в Чемпионате мира снова оказалась в его кармане. А вместе с ней еще и Svenska Dagbladet Gold Medal – национальная награда, выдающаяся ежегодно за самые выдающиеся достижения в области спорта.
Начало нового тысячелетия оказалось не таким приятным. Вместо ожидаемого золота в личном чемпионате Тони пришлось довольствоваться только бронзой. Весьма интересно, что главный титул в этом году отошел Марку Лораму, который не выиграл вообще ни одного Гран-при, но в итоге стал победителем по сумме очков. Рикардссон же был победителем в Гран-при Польши, но в целом оказался слишком непостоянным, чтобы победить в итоговом зачете. Впрочем, совсем без побед сезон не прошел. Спортсмен снова победил в Командном чемпионате и в Элитсерии, причем в последней с командой Masarna из родного города.
В 2001 Тони Рикардссон с помпой вернулся на мировую арену. Он не просто в очередной раз стал Чемпионом мира в личном чемпионате, но и установил новый рекорд – 121 очко в итоговой сумме. А в 2002 подтвердил свой титул, став лучшим в мировом классическом спидвее в пятый раз.
2003 мог бы продолжить начатую Тони череду побед, но этого, к сожалению, не случилось. Да и вообще сезон оказался, пожалуй, одним из самых слабых в его карьере. В целых четырех Гран-при он занял далекое 13 место, что перечеркнуло все шансы на победу. Не менее обидным было и то, что ему не удалось разделить и радость от командной победы в Кубке мира по спидвею – соревновании, занявшем место Командного чемпионата мира в 2001 году: из-за сотрясения мозга он не смог попасть в ее состав.
В 2004 Рикардссон все же реабилитировался. Он победил в чемпионате Швеции, в Польской лиге, в Британской элитной лиге и, наконец, Кубке мира.
Последний круг
Сезон 2005 года оказался чуть менее результативным, но зато наш герой вернул себе звание Чемпиона мира. Победа принесла шестой титул, сделав Рикардссона самым успешным спидвеистом Швеции и вторым самым титулованным мира – у Ивана Маугера, получившего это звание первым, точно такое же количество титулов в личном чемпионате. Но если считать общее число подиумов, то у Тони их даже больше – 11 против 10.
Осенью того же года 35-летний Чемпион мира заявил, что следующий сезон станет последним для него в профессиональном спидвее, однако его окончания он так и не дождался. В августе 2006 Тони Рикардссон заявил, что уходит в отставку. Основной причиной столь поспешного решения он назвал серию сотрясений, полученных с начала года, из-за которых у него двоилось в глазах и кружилась голова.
В общем, можно сказать, что завершил карьеру он на высокой ноте. Но спорт и соревнования окончательно он не оставил. После спидвея он переключился на автогонки. В 2004 году стартовал чемпионат Porsche Carrera Cup Scandinavia, и Тони провел в нем 6 сезонов, вплоть до 2009. Высшим достижением стало серебро в общем зачете чемпионата 2009. Также в 2008 году он занял 2 место в танцевальной ТВ-программе Let's Dance, где вместе со своей партнершей, уступил паре профессиональных танцоров. А в 2020 году вновь вернулся на ТВ, став соведущим программы Top Gear Sweden.
Статистика
- 15 лет в профессиональном Спидвее.
- 6-кратный чемпион мира по спидвею.
- 7-кратный чемпион Швеции.
- 3-кратный победитель Элитсерии.
- 3-кратный победитель Польской лиги.
- 3-кратный победитель Британской элитной лиги.
- В 2011 году назван Легендой FIM за достижения в мотоспорте.