Самые значимые треки для спидвея в России: стадион Авангард (Владивосток)
20.06.2024

Самые значимые треки для спидвея в России: стадион Авангард

Владивостокский стадион Авангард несколько выбивается из общей череды историй о великих спидвейных треках России. Прежде всего, из-за полного упадка, который не просто на долгие годы, а на десятилетия выбил его из спортивной жизни страны и поставил под вопрос существование местной команды «Восток». Но, тем не менее, сейчас он заслуженно может считаться одним из главных спидвейных стадионов страны. Как все случилось – расскажем далее.

Где находится

По традиции начнем с расположения, чтобы вы могли сразу понимать, про какой именно стадион будет идти речь. Стадион «Авангард» расположен по адресу: Приморский край, Владивосток, ул. Капитана Шефнера, 2 строение 4. Точные координаты: 43.111326, 131.918478. То есть, расположился он, с одной стороны, прямо в городе, рядом с одноименным торговым центром и одной из главных улиц, с другой – буквально в нескольких метрах от берега бухты.

Со спутника он выглядит вот так:

Стадион Авангард (Владивосток) – фото со спутника

Все началось с футбола

Казалось бы, при чем здесь футбол? Но если вы читали наши прошлые материалы о главных спидвейных треках России, то уже знаете, что кольцо для гонок на гаревой дорожке и футбольное поле – извечные компаньоны. Причем в данном случае все было еще интереснее.

Стадион во Владивостоке появился в далеком 1938 году. Причем представлял он собой именно футбольное поле и простые деревянные трибуны. Но просуществовал он в таком виде недолго. В военное время было не до спорта, поэтому он оказался полуразрушен. Впрочем, уже в 1946 году началась первая реконструкция, достаточно масштабная, с привлечением профессиональных архитекторов и масштабными планами. В результате в 1947 свет увидел абсолютно новый стадион, состоящий из двух террас – нижней и верхней. На первой разместилось футбольное поле, сектора для легкой атлетики и административное здание, где были организованы раздевалки. На второй – разноформатные спортплощадки и маленький сквер. Особое внимание было уделено архитектуре, из-за чего стадион даже вошел в число памятников истории и культуры Приморского края. Но нас интересует, конечно, не это, а ответ на логичный вопрос: где же среди всей инфраструктуры спидвейный трек? А его на тот момент не было и даже не планировалось. Но почему?

Догадаться несложно: в нем не было необходимости, потому что в городе попросту не существовало спидвея. На всякий случай напомним, что все советские стадионы появились исключительно из-за нужды в площадке, где могли бы тренироваться местные спортсмены. А также напомним, что в большинстве случаев первые команды и мотоклубы формировались при крупных производственных предприятиях, которые, фактически, финансировали развитие мотоспорта в СССР. Так было и с «Авангардом».

Первые энтузиасты, начавшие развивать спидвей в городе, появились только в 1959, и их стараниями при местном судостроительном/судоремонтном предприятии «Дальзавод» был организован первый автомотоклуб. И поскольку спидвеистам нужно было где-то тренироваться, гаревую дорожку насыпали именно на «Авангарде». Все это принесло плоды: в городе появилась своя спидвейная команда – «Восток», которая уже в 1962 заявилась на участие в первом Командном чемпионате СССР. Но жизнь и успехи команды – это несколько другая история. Нам же куда интереснее жизнь стадиона. А она после появления на нем гаревой дорожки закипела с новой силой. Новое спортивное направление активно развивалось, и каждая гонка с завидным постоянством собирала полные трибуны болельщиков. А за самыми крупными состязаниями наблюдали не только с трибун, но и с заборов и даже с крыш ближайших домов.

Шокирующий поворот

Спидвей на авангарде в 2000-х

Несмотря на всеобщий ажиотаж и, без преувеличения, всеобщую любовь к спидвею, у стадиона в этом направлении все шло не очень гладко. К середине 80-х руководство «Дальзавода» приняло решение реконструировать «Авангард», поскольку его оснащение уже очевидно давно требовало ремонта. Решение было логичным, но не во всех отношениях. Гаревую дорожку при ремонте было решено ликвидировать. По каким причинам – остается загадкой. К счастью, общественность не осталась равнодушной, и под ее напором трек все же было решено оставить. Правда, вместе с началом ремонта команда лишилась возможности тренироваться на домашнем стадионе и была вынуждена выезжать на подготовку к соревнованиям в другие города. В основном, в Новосибирск, Уссурийск, Кемерово и в других.

В 1991 СССР распался, и реконструкция встала на паузу – руководство «Дальзавода» отчиталось о недостатке свободных средств. Но это было еще не самое страшное. Предприятие отказало команде в дальнейшем финансировании, а стадион было решено переоборудовать под торговые площади. В административном здании развернули свои офисы предприниматели, а площадь самого стадиона отошла под склад иномарок, ринувшихся на рынок России. Но, несмотря на отказ основного спонсора и фактическое отсутствие возможности нормально тренироваться, команда не распалась и продолжила бороться за победу. Правда, давалось ей это крайне тяжело. Впоследствии на каждый сезон спортсменам приходилось на месяцы уезжать в другие города и даже страны, чтобы тренироваться на сторонних треках. Например, тренировочные сборы проходили на стадионах в Башкирии, Новосибирске, в Тольятти и даже в Польше и в Латвии. Но самый радушный прием спортсменам оказала Беларусь. Команде удалось договориться с ЦК ДОСААФ Республики и не просто арендовать стадион, а полноценно разместиться в городе Пинске для длительных тренировок на целых 4 года. Финансовую поддержку при этом оказывала администрация родного Владивостока. И, несмотря на все злоключения, команда даже добивалась высоких результатов, с завидной периодичностью попадая в тройку Командного чемпионата России.

Возвращение на родину и новый поворот

В таком режиме она существовала долгие 15 лет, пока, наконец, администрация Владивостока не выкупила «Авангард», и не передала его «Востоку» в управление. Сам стадион стал муниципальным, что существенно упростило его финансирование и позволило завершить остановившуюся на 10 лет модернизацию. В результате на нем появилось двухэтажное административное здание, боксы для участников и VIP-трибуна. Суммарно он стал вмещать до 6000 зрителей. В общем, стадион наконец-то обрел современный внешний вид и актуальное на тот период времени техническое оснащение. В таком состоянии он эксплуатировался до 2020 года.

На самом деле, разговоры о капитальном ремонте пошли еще в 2018, когда властями были выделены средства и был начат поиск подрядчика. Изначально планировалось, что ремонт стартует уже в январе 2019, но начался он только в 2020. И, как несложно догадаться, практически сразу забуксовал из-за разбушевавшейся пандемии, сорвав все сроки. Вместо 2021 обновленный «Авангард» начал принимать гостей лишь в 2023, после окончания первого этапа реконструкции. И да, все это время команде снова пришлось скитаться по соседним городам, что, впрочем, не помешало ей пополнить копилку серией наград.

Авангард в процессе последней реконструкции

После первой части ремонта в центральной части появилась легкоатлетическая дорожка и площадки для мини-футбола и баскетбола. Но «главной звездой», без сомнения, стала гаревая дорожка. В вопросах технического оснащения и безопасности она была приведена к актуальным стандартам и подготовлена к проведению соревнований не только по классическому гаревому, но и по ледовому спидвею. За счет последнего СМИ быстро начали пестреть заголовками о «Возвращении во Владивосток спидвея после 40-летнего перерыва». Кроме того, на стадионе была модернизирована система освещения и установлен большой цифровой экран и новое аудио-видео оборудование внутри судейской. Суммарно все работы обошлись городу в 249 млн. рублей. Но на этом они не закончились.

Вторая часть капитального обновления «Авангарда» была посвящена трибунам – обновлению основания и установке новых пластиковых кресел для зрителей. Число их осталось прежним – 6000, хотя изначально планировалось расширение.

«Авангард» сейчас

В общем, сезон 2023 года стал для стадиона настоящим возрождением, которое вновь привело его к участию в самых крупных соревнованиях по спидвею (как классическому, так и ледовому) в стране. Например, он уже успел показать себя в Командном чемпионате России по спидвею и в Кубке России. И, конечно же, он участвует в этом сезоне, все так же в Командном чемпионате и Командном кубке. И для стадиона со столь нелегкой судьбой это – уже само по себе достижение и повод считать его спидвейный трек одним из самых значимых не только для региона, но и для всей страны. Ну и, конечно же, после проделанной работы он едва ли останется пустовать и в дальнейшем продолжит принимать участников и болельщиков.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ