Главные трассы для спидвея в России
В наших материалах мы неоднократно подчеркивали, что спидвей существенно выбивается из списка основных дисциплин мотоциклетного спорта. И в разрезе сегодняшней темы это утверждение снова абсолютно справедливо. Дело в том, что с самого его появления основой для проведения спидвейных соревнований были уже готовые ипподромы или другие стадионы с кольцевым треком. Изначально мотоциклисты выступали на них «как есть», чуть позже перед гонками трассу начали специально готовить, засыпая грунт отходами металлургической промышленности – шлаком, золой или гарью. Отсюда дисциплина и получила второе название – гонки на гаревой дорожке.
Сейчас же стадионы для спидвея или отдельные трассы в рамках спортивно-технических комплексов или стадионов технических видов спорта, рассчитанных сразу на несколько дисциплин, организуют специально. По крайней мере, если речь идет о по-настоящему крупных соревнованиях. Кроме того, в отличие от мотокросса и ШКМГ, рассмотренных нами ранее, в Москве нет ни одной по-настоящему крупной трассы для спидвея. Зато они есть в других городах. И именно об этом и поговорим сегодня.
СТК им. Степанова в Тольятти
Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова, пожалуй, – главная трасса для спидвея в России. Кроме того, это – одно официально из лучших спортивных сооружений не просто в нашей стране, но и в Европе. Это, например, подтверждается присвоением ему наивысшего класса «A» в 2010 году. К слову, помимо нашего стадиона, столь высокую оценку получило всего 3 спортивных комплекса в мире. За счет этого на СТК могут проходить соревнования UEM и FIM любого класса.
Основой для него послужил стадион «Строитель», существовавший в Тольятти с 1963 года. В 2003 он прошел масштабную реконструкцию, которая буквально вывела его на новый уровень. В том числе и по масштабности – количество зрительских мест было увеличено втрое, до 15 000. А свое современное название он получил только в 2010, и был назван в честь президента «Мега-Лада» – одного из ведущих спидвейных клубов России – Анатолия Алексеевича Степанова. Собственно, для самого клуба его можно считать настоящим домом. А с учетом всех его достижений – и едва ли не эпицентром всего российского классического спидвея.
Впрочем, одними лишь гонками на гаревой дорожке он не ограничивается. Например, здесь также проходят этапы крупнейших состязаний по ледовому спидвею и мотофристайлу. А еще здесь есть юношеская спортивно-техническая школа и единственная в стране детская спидвейная дорожка, на которой уже подрастают будущие чемпионы.
Причем, несмотря на масштабность, длина трека здесь далеко не рекордная – всего 365 м. Что, впрочем, не мешает стадиону регулярно принимать самые крупные состязания, включая Чемпионат и Кубок России, а ранее – и Чемпионата Европы.
Стадион «Труд» в Балаково
Как и СТК Степанова, «Труд» изначально был отстроен в городе Балаково Саратовской области еще в СССР, в том же 1963 году. И, собственно, спидвей здесь обосновался прямо с самого года постройки, причем с не самым очевидным соседом – с футболом. Правда, для последнего он был переоборудован чуть позже, в течение пары первых лет. Впрочем, это было стадиону только на руку, поскольку благодаря расширению специализации вокруг трассы появились полноценные трибуны. Долгое время этого было достаточно, и на спидвейной трассе успешно проводились чемпионаты различного масштаба – от локальных саратовских заездов до этапов состязаний мирового уровня. Например, КЧМ по спидвею среди юниоров.
Однако, этого словно бы оказалось мало, и в 2005 стадион окончательно отошел под опеку спидвейного клуба «Турбина», став его домашней ареной. А еще он подвергся полноценной реконструкции, превратившись из наследия прошлой эпохи в полноценный, современный стадион мирового уровня, рассчитанный на 12 000 зрителей. К слову, гаревая дорожка здесь одна из самых продолжительных в России – 395 м.
После окончания модернизации, гонки здесь проходят с завидной регулярностью, причем не только по классическому и ледовому спидвею, но и, например, по суперэндуро.
Мотодром ДОСААФ в Новосибирске
Спидвей уникален еще и тем, что любят и развивают его, по большей части не в центральной части России, а на периферии. Например, в Сибири за это отвечает мотодром ДОСААФ. На самом деле, на фоне вышеназванных стадионов этот выглядит достаточно блекло. Да, с одной стороны он долго был и по сей день остается сердцем сибирского спидвея и местом, подарившим нам целую плеяду чемпионов и просто сильных спортсменов. За минувшие с момента открытия почти 60 лет полноценно он не реконструировался ни разу. По крайней мере, не в таких масштабах, как его «коллеги» из других регионов.
Лишь месяц назад, в мае 2023 года была предпринята наиболее масштабная попытка вернуть его к жизни. Точнее, не совсем так. Мотодром все это время успешно функционировал, принимая спортсменов, в том числе, на крупных состязаниях, но о комфорте мероприятий говорить было откровенно сложно: каменные ступени вместо большей части трибун и металлические ограждения для «безопасности» спортсменов и зрителей. Но в 20-х числах мая был реализован проект «Стадион за три дня», когда совместными усилиями любителей мотоспорта, местной администрации и просто всех желающих помочь, он был реконструирован. Насколько хорошо – не нам решать.
Куда важнее тот факт, что мотодром продолжит активно участвовать в спидвейной жизни страны. Например, только в этом сезоне на нем уже запланированы командные соревнования первой лиги и Кубок России среди пар по спидвею.
Стадион имени Шевченко в Уссурийске
Несмотря на еще большую удаленность от центра, с уссурийским стадионом ситуация другая. Он также был отстроен еще при СССР, но все-таки сумел пройти полноценную реконструкцию. Правда, позднее остальных: в 2019 году на модернизацию было потрачено около 16 млн. рублей. Он изначально был отстроен для соревнований по техническим видам спорта, но по-настоящему крупные соревнования по спидвею здесь начали проходить только после модернизации.
Впервые всероссийские соревнования по спидвею были организованы в августе 2020. Специально под них отсыпали гаревую дорожку, установили надувные защитные борта, подготовили технопарк и освещение, а также облагородили прилегающую территорию, чтобы к стадиону было комфортнее подъезжать. Вместе с обновлением технического состояния, получил он и новое имя – вместо обыденного и не самого оригинального «Патриота» он стал именоваться стадионом имени Сергея Петровича Шевченко – ветерана мотоспорта заслуженного тренера РФ и уроженца Уссурийского городского округа.
Сейчас же стадион в Уссурийске – важная часть отечественного спидвея. Например, в этом сезоне он участвует если не в большинстве, то во многих мотоспортивных событиях, в том числе, в нескольких этапах КЧР и Командном Кубке.
Стадион «Нефтяник» в Октябрьском
И, наконец, последний в нашем списке – стадион «Нефтяник», расположенный в городе Октябрьский в Республике Башкортостан. Стадион отстроен в далеком 1951 году и успешно реконструирован в 2017. Располагается он прямо в городском парке, поэтому перечень спортивных мероприятий, которые здесь проходят достаточно обширен – от футбола до заливки городского катка на зимний период. Несмотря на это, в национальном спидвее он также принимает достаточно активное участие. В частности, в этом сезоне здесь завершится Командный чемпионат России, стартует Кубок по спидвею среди пар, пройдет Первенство U-21 и Командное первенство.
***
Что мы имеем в итоге? Спидвей в очередной раз сумел выделиться среди других мотоспортивных направлений. Несмотря на относительную простоту организации трека (что очевидно при прямом сравнении, например, с трассами для ШКМГ), крупные стадионы, принимающие ведущие отечественные и мировые соревнования можно сосчитать буквально на пальцах одной руки. Причем все они расположены далеко за пределами двух столиц, что существенно осложняет развитие направления в Центральной части России.