Самые значимые треки для спидвея в России: стадион Труд в Балаково
Уже на примере СТК имени Анатолия Степанова, о котором мы рассказывали в прошлый раз, было понятно, что даже у самых именитых и важных спидвейных треков в России судьба обычно весьма трудная. Вот и стадион «Труд» в Балаково не является исключением.
Где располагается
Стадион «Труд» расположен в Саратовской области, в городе Балаково практически самом берегу судоходного канала, отходящего от Волги. Точные координаты: 52.010146, 47.764334.
То есть, трасса находится в пределах города, что, естественно, положительно сказывается на посещаемости соревнований – добраться до нее можно на общественном транспорте, хотя одноименная остановка все-таки находится и не очень близко.
С чего все началось
По расположению достаточно несложно догадаться, что появился стадион в городе далеко не вчера – все-таки для трасс обычно выбирают либо самые окраины, либо близлежащие к городу поля и карьеры. И это действительно так. Строительство стадиона завершилось в далеком 1963 году, то есть, более 60 лет назад. Интересно, что, в отличие от уже упомянутого СТК имени Анатолия Степанова, где спидвейное кольцо изначально было в тени футбольного поля, здесь все строительство изначально затевалось из-за него. Инициатором выступил Юрий Петров – председатель мотоклуба при Балаковском заводе волоконных материалов. Интересно, что и сам завод на тот момент был весьма молодым – он начал работать в 1959, и к моменту строительства трека производство на нем только-только набирало обороты. Впрочем, фраза «строительство трека» на этом этапе звучит несколько преувеличенно. Изначально полноценного стадиона со стандартной инфраструктурой здесь не было, было лишь кольцо, необходимое для тренировок и соревнований заводской команды. Однако начало было положено, и гоночный трек стал постепенно превращаться в стадион. Причем появились здесь не только ограждения и простенькие трибуны в виде скамеек, но и футбольное поле – будто бы обязательный атрибут спидвейного кольца тех времен. К слову, и здесь в будущем футбол будет «притеснять» мотогонки, но об этом моменте чуть позже.
Вообще, признание значимости и общего уровня нового трека произошло еще до его официального открытия, прошедшего 15 августа 1965 года. Первых спортсменов он принял еще в августе 1963 – тогда на гаревую дорожку вышли участники местного мотоклуба, а также гости из области. А всего спустя месяц, в сентябре, тут прошли всесоюзные соревнования, в рамках которых новый трек опробовали лучшие спидвеисты СССР. Он, к слову, получил похвалу от заслуженных мастеров спорта и даже был назван вторым по качеству среди всех 13 дорожек, существовавших на тот момент в стране.
На старте следующего сезона трибуны уже начали собирать по-настоящему большое число болельщиков. Сперва 10 000, решивших посмотреть на лучших спидвеистов Союза, а затем, уже в июне, был поставлен своеобразный рекорд: следить за международными соревнованиями, в которых принимали участие гонщики из Югославии и ГДР, пришло 20 000 человек. В том же 1964 при заводе была официально сформирована спидвейная команда «Корд», которая вскоре стала одной из сильнейших в стране. Фактически дорасти до этого титула ей удалось всего за пару лет. Однако, насколько скорым было ее восхождение к славе, примерно столь же быстрым получилось и ее исчезновение – в 1972 честь Балаково на треках страны уже во всю отстаивала «Турбина», которая появилась в 1968 и также сыграла важную роль в жизни «Труда» в дальнейшем.
В общем, новый стадион буквально в одночасье стал настоящим эпицентром спортивной городской жизни, причем не только в плане гонок на гаревой дорожке и футбола. Со временем здесь стали проводить состязания по ледовому спидвею (они впервые были организованы в 1965, причем сразу в виде отборочных состязаний Чемпионата Европы), а также организовали каток, где проходили состязания по конькобежному спорту. Все, что происходило в те годы в балаковском спидвее, можно было назвать настоящей феерией: появлялись новые чемпионы всесоюзного значения и устанавливались новые рекорды. Например, «Турбина» стала первой командой в СССР, ставшей чемпионом 6 раз подряд – с 1973 по 1978 годы.
Пробелы в истории и путь в никуда
Несмотря на всю значимость не просто для Балаковского, а для всего спидвея СССР, в исторических и новостных сводках информации непосредственно о развитии стадиона в тот период нет. Спидвей цвел, команда достигала новых высот, в спортивных СМИ то и дело мелькали новые имена и новости об очередных достижениях, а стадион… стадион просто был. Конечно, его тщательно готовили к соревнованиям и, особенно, к приезду иностранных спортсменов (например, гонщиков из Польши), но о какой-то серьезной модернизации речи как будто совсем не шло.
Так продолжалось до самого распада Советского Союза, а после него, ожидаемо, начались серьезные проблемы. Были они и у «Труда», и у «Турбины». За поддержку взялось АО «Иргиз» – местный химзавод, однако основную ставку он сделал не на спидвей, а на футбол. Именно для новообразованной команды «Иргиз» (появилась в 1992) он и стал домашним стадионом. Впрочем, и у нее все было не очень хорошо – финансовые трудности в тот период испытывали абсолютно все виды спорта, поэтому уже 1994 год стал для нее финальным, как и для некогда выдающейся «Турбины». Последняя в итоге перешла в частное владение тренера Евгения Иосифовича Леошкина, который стоял у ее истоков и вложил огромное количество сил в оснащение стадиона. Но финансовые трудности оказались непреодолимы – спонсорством заниматься никто не хотел. А после смерти Леошкина в 2000 клуб окончательно пришел в упадок и пропал и фактически исчез. Не могло это не сказаться и на работе «Труда». Нет, кое-какие спидвейные состязания на стадионе периодически продолжали организовываться и даже собирали полные трибуны зрителей. Но о былом величии речи уже не шло. Но, к счастью, история «Труда» на этом не закончилась.
Новая жизнь
В 2002 году клуб был возрожден в виде СТМК «Турбина», а в 2005 появилась и вторая команда – СК «Турбина». В первое время между ними были определенные трения, в том числе, из-за желания и невозможности части спортсменов перейти из одной в другую. Но нам гораздо более интересен другой момент. Вместе с возвращением местных команд в чемпионаты начал оживать и «Труд», взятый под опеку одним из клубов. Впервые с середины прошлого века на нем стартовала полноценная модернизация, которая принесла давно напрашивавшиеся изменения.
Обновление стадиона длилось два года. За этот период его конструкция была приведена в соответствие с актуальными международными правилами, была расширена гаревая дорожка и изменена ее структура, произведен ремонт зданий и улучшение технической структуры, модернизирована центральная трибуна. Все это позволило выйти на мировой уровень. Например, в 2011 году здесь прошел финал Командного чемпионата мира по спидвею среди юниоров.
Но на этом модернизация не остановилась. Очередной виток в развитии произошел в 2016-2017 годах, когда были установлены безопасные мягкие борта, новые боксы, улучшено искусственное освещение и наконец-то полностью обновлены все трибуны. И, конечно же, обновлен и сам трек, на котором была уложена новая гранитная крошка. Проделанная работа была отмечена лично Губернатором Саратовской области, а стадион после обновления снова принимал иностранных гостей, на этот раз в рамках Чемпионата Европы.
А что же сейчас?
Несмотря на то, что с последней модернизации прошло уже почти 7 лет, стадион «Труд» с его 380-метровым треком и новыми трибунами на 9000 болельщиков все еще успешно функционирует. Более того, на нем проводятся этапы самых важных соревнований. Например, буквально завтра (18 мая) здесь пройдет второй полуфинал Личного первенства России. А на дельнейший сезон также запланированы:
- Командный чемпионат России,
- Командное первенство России (класс 250 куб.см),
- Командное первенство России U-21,
- Личное первенство России U-21,
- Личное первенство России U-19,
- Командный Кубок России.
В общем, за 60+ лет спидвейный трек на стадионе «Труд» в Балаково ничуть не растерял своей важности и сейчас, миновав все трудности, все еще заслуженно носит титул одного из самых значимых в стране.