Трассы ралли-рейда Шелковый путь
Мы продолжаем цикл материалов о главных российских трассах и стадионах для различных видов мотоспорта. Однако сегодня у нас достаточно уникальная тема: вместо того, чтобы составлять очередную подборку лучших или наиболее значимых трасс для конкретной дисциплины, мы сконцентрируемся на одном из важнейших событий отечественного авто- и мотоспорта – международном ралли-рейде «Шелковый путь», а заодно поговорим и о трассах, на которых он проходил.
Историческая справка
Ралли-рейд «Шелковый путь» – событие для России по-настоящему уникальное. Это одно из самых масштабных международных авто- и мотоспортивных мероприятий в нашей стране. Точнее, настоящий трансконтинентальный проект мирового значения. О важности можно судить хотя бы по тому, что проводится оно при поддержке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства Спорта Российской Федерации и Федерация автомобильного и мотоциклетного спорта Китая. По этой причине, в отличие от многих мероприятий даже национального масштаба, оно широко освещается СМИ. Более того, в отдельные годы ралли-рейд превращался в настоящий ралли-марафон, а также был одним из этапов Чемпионата мира по ралли-рейдам, который организует FIM.
Первая гонка, а точнее, как принято говорить, «первое издание» ралли прошло в 2009 году и с тех пор проводится практически ежегодно. Исключением стали лишь 2014-2015 годы и 2020, когда из-за пандемии COVID-19 сорвалось большинство крупных локальных и мировых чемпионатов. Однако изначально событие проходило исключительно в мире автоспорта, и отдельный мотоциклетный класс был добавлен в него относительно недавно, лишь спустя 10 лет после первого старта, в 2019 году. И, поскольку нас ралли-рейды интересуют исключительно в разрезе мотоспорта, то и о трассах далее мы будем говорить с того момента, когда к гонке допустили мотоциклистов. И удобнее всего это будет сделать в хронологическом порядке по годам. Но перед этим, еще немного общей статистики:
- За все время трасса «Шелкового пути» пролегала через разные страны: Россию, Казахстан, Монголию, Туркмению и Китай.
- В числе участников были спортсмены из 41 страны.
- Путь проходил через 54 города.
- Общая длина трассы за все годы – 50 105 км.
- Число участников – 982 экипажа на различной технике.
2019
В 2019 году «Шелковый путь» претерпел достаточно значительные изменения. Во-первых, гонка окончательно ушла на восток. До 2018 она стартовала из центральной части России (а в большинстве случаев вообще из Москвы), но на этот раз отправной точкой стал Иркутск. Во-вторых, именно с этого года полноправной частью состязания стали мотоэкипажи, причем не только на мотоциклах, но и на квадроциклах. Причем желающих бросить себе вызов оказалось достаточно много – 24 мотоциклиста и 3 квадроциклиста. К слову, общее число экипажей составило 93. Также в этом году ралли-рейд не просто был частью серии Чемпионата Мира по кросс-кантри ралли, проводимого ФИМ, но и стал самым продолжительным ее этапом.
Трасса пролегала через 3 страны: начиналась в России, впервые проходила через Монголию и завершалась в Китае. Полная цепочка городов выглядит следующим образом: Иркутск – Байкальск – Улан-Удэ – Улан-Батор – Улан-Батор – Мандалгоби – Даланзадгад – Байонбаолиг – Алашан – Цзяюйгуань – Дуньхуан. Общая протяженность трассы – 5003,5 км.
Среди мотогонщиков до финиша добрались не все – только 20 человек. На подиум взошли исключительно зарубежные спортсмены-представители заводских команд KTM, Husqvarna и Yamaha. Победителю удалось преодолеть путь за 26 часов 12 минут и 47 секунд.
2021
Изначально следующее, юбилейное, издание «Шелкового пути» было намечено на 2-11 июля 2020 года. Однако в марте ВОЗ официально объявила о начале пандемии коронавируса, а в мае последовала и официальная отмена соревнования. К счастью, в октябре 2020 уже появилась первая информация о новом маршруте, а в марте 2021 начался сбор заявок. Состязание успешно вернулось. Правда, из-за продолжавшейся пандемии, уже не в таких масштабах – пришлось ограничиваться исключительно российскими городами. Интересно, что подобные ограничения практически не сказались на числе участников – их оказалось всего на 3 меньше, чем в 2019, а число мотоциклов выросло до 27. Зато маршрут оказался совершенно новым.
Гонка стартовала в Омске 1 июля 2021 и продлилась 5 этапов. Полный список городов: Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск – Кош-Агач – Горно-Алтайск. Общая протяженность пути превысила 3000 км. Несмотря на то, что гонки проводились исключительно в РФ, тройка лидеров в мото-зачете опять оказалась исключительно зарубежной. И опять это были представители заводских команд. Победитель преодолел новую трасу за 6 часов, 19 минут и 18 секунд.
2022
2022 снова поставил под угрозу гонку, но она состоялась, и маршрут был снова составлен по-новому. Если раньше он всегда стартовал в Москве и уводил участников вдаль, то теперь, наоборот, старт был дан в Астрахани, а принимал финиширующих Олимпийский комплекс «Лужники». Гонка прошла в 10 этапов с 7 по 16 июля. Города участники: Астрахань – Грозный – Элиста – Волгоград – Липецк – Москва. Путь впервые пролегал через Чеченскую республику и Республику Дагестан, а также через Калмыкию. Общая протяженность пути – свыше 4400 км. Число экипажей-участников – 80.
Для разнообразия итоговый зачет проводился сразу в 10 классах, два из которых («Кросс-кантри 450» и G-Мото – первый заезд спортсменов-любителей без техпомощи) были среди мотоциклистов. Победителю на мотоцикле удалось финишировать «всего» за 137 часов, 2 минуты и 57 секунд.
2023
В этом году именитое ралли также состоялось, причем совсем недавно – с 6 по 15 июля, поэтому точной статистики по соревнованию пока нет. Зато есть официальная карта, на которой отлично виден маршрут и новые города-участники.
Общий километраж на этот раз составил более 5200 км. Общее число участников – 67 человек. Правда, мотоциклистов на этот раз было сильно меньше – всего 9 суммарно в обоих мото-классах. Причем профессионалов и любителей на этот раз было примерно поровну. Победителем в основном классе «Кросс-кантри 450» стал Илья Щеглов, опередивший соперника более чем на 2 часа. Удивительно, но в ралли-рейдах он впервые попробовал себя только этой зимой, и не на мотоцикле, а на снегоходе.
Резюмируем
Несмотря на то, что масштабы события в последние годы несколько сократились, своей значимости для отечественного мотоспорта, да и спорта в целом, оно ничуть не потеряло. Поэтому уже сейчас, когда с момента последних оваций, не прошло и месяца, подготовка к четырнадцатому изданию Международного ралли «Шелковый путь» уже началась. А значит, пора ждать новый интересный маршрут и новых победителей.