Главные соревнования по кросс-кантри ралли в России
21.02.2023

Главные соревнования по кросс-кантри ралли в России

Мотокросс, если говорить о мотоспорте в целом, стал прародителем для целой серии других дисциплин. Взять хотя бы эндуро или кросс-кантри ралли. И именно о последнем, а точнее, о главных соревнованиях в России по этому виду спорта, сегодня и пойдет речь.

Главные соревнования по кросс-кантри ралли в России

Странная история

Удивительно, но сейчас крайне сложно сказать, когда именно кросс-кантри ралли (или просто кросс-кантри) сформировалось в отдельную полноценную дисциплину мотоспорта. Изначально удлиненные гонки на выносливость были лишь разновидностью привычного эндуро, однако со временем они все-таки стали самостоятельной единицей, поскольку обретали все новые и новые отличия от прародителя. В том числе, и усложненные правила, и новые регламенты, и в целом подход – гонки кросс-кантри стали настоящим вызовом себе и своему мотоциклу, который мотогонщик бросал оставаясь практически один на один с природой и трассой на сотни и тысячи километров.

Прародителем кросс-кантри можно считать все те же знаменитые шестидневные соревнования International Six Days Trial (они же ISDE впоследствии), поскольку именно они положили начало гонкам на пересеченной местности и популяризовали их. Однако конкретно в истории кросс-кантри переломным моментом можно назвать появление легендарного ралли «Париж-Дакар». Первый заезд в его рамках стартовал в 1978 и закончился в 1979 году. Ралли оказалось настолько сложным, что большинство участников, насколько бы сильными они ни были в других дисциплинах, например в мотокроссе или классическом эндуро, просто не приходило к финишу.

Именно благодаря запредельной сложности, а также впоследствии серьезно переработанным правилам, экспериментальный заезд сначала превратился в регулярное состязание, затем породил несколько последователей с Africa Eco Race во главе, и в итоге сформировал полноценную самостоятельную дисциплину.

Кросс-кантри в СССР и России

Еще один интересный момент в том, что СССР, при всей любви Партии к мотоспорту, подобные соревнования обошли стороной. Наши гонщики ни разу не отправлялись на «Дакар», тогда как многие зарубежные автомобилисты принимали участие на советских автомобилях: уже едва ли не в первой гонке в 1979 году целых пять французских экипажей вышли на старт на нашей родной «Ниве». При этом нельзя сказать, что в Советском Союзе не любили длинные дистанции. Однако предпочтение отдавали заездам по дорогам общего пользования, в том числе, представляя отечественных спортсменов на международных соревнованиях. Например, на ралли FIM в 1970-х, соединявших СССР с Югославией.

Несмотря на неплохие достижения советских спортсменов на мировой арене мотоспорта, первое участие в «Дакаре» наши гонщики приняли уже после того, как Советский Союз распался. Пионерами в этом направлении стали Александр Николаевич Нифонтов и Сергей Николаевич Поваров – два амбициозных новичка из команды Tais Sport, рискнувших бросить вызов пустыне 30 лет назад, в 1993 году. Финишировать у них не получилось – отказала техника, оказавшаяся просто не предназначенной для такой нагрузки, однако сами спортсмены запомнились сообществу отличной ездой.

К сожалению, своим примером популяризовать кросс-кантри ралли в России они не смогли. Новый виток в этом плане пришелся уже на нулевые. Так в 2011 Алексей Наумов стал первым российским гонщиком, пришедшим к финишу Дакара, а Анастасия Нифонтова стала не просто первой в России, но и первой в мире женщиной, финишировавшей в Дакаре без техподдержки. Это ей удалось в 2019.

Главные соревнования по кросс-кантри ралли в России

Непосредственно в РФ кросс-кантри ралли начали развиваться только в середине 1990-х. В частности, первым по-настоящему российским официальным событием в этой дисциплине стала баха «Селигер» 1996 года. К слову, баха – это одна из разновидностей соревнований по кросс-кантри ралли. Если можно так выразиться, соревнование «начального уровня», с минимальной протяженностью из всех состязаний дисциплины – «всего» до 1000 км. Событие оказалось по-настоящему масштабным: в нем приняло участие порядка 100 авто- и около 50 мотогонщиков. И это еще в «доинтернетную эпоху», когда участников пришлось буквально обзванивать вручную, оповещать и приглашать лично.

Впоследствии ралли-рейды стали проходить регулярно. Однако стоит понимать, что все гонки кросс-кантри – это всегда совместное мероприятие, где на одной трассе соревнуются представители мото- и автоспорта. Соответственно, самые крупные состязания всегда проходят при поддержке МФР и Российской Автомобильной Федерации. Последней даже сформирован отдельный Комитет по ралли-рейдам, выступающий организатором всех крупнейших соревнований в РФ. В свою очередь, со стороны Мотоциклетной Федерации России действует комиссия по кросс-кантри. Однако в самом начале пути формирования крупных общероссийских соревнований из-за перестановок в числе организаторов класс мотоциклов был исключен. Случилось это в 2001 году, и официально вернулись на трассы участники на двухколесных железных конях после большого перерыва.

Чемпионат России по кросс-кантри

Главное соревнование в кросс-кантри ралли, как и в других дисциплинах –Чемпионат России. Это серия из нескольких этапов, проводимых в разных регионах страны. Каждый этап представляет собой многодневный баха-заезд с суммарным расстоянием до 1000 км. По большому счету, каждая отдельная баха – это само по себе важное событие для российского кросс-кантри. Как пример – баха «Золото Кагана», ежегодно проводящаяся в Астраханском крае с 2011.

В последние годы Чемпионат проводится в двух классах: открытом и 450сс. Параллельно проходит состязание на квадроциклах, и его результаты учитываются в отдельном зачете. К участию допускаются мужчины и женщины в возрасте от 18 лет.

В этом (2023) году Чемпионат пройдет в 3 этапа. Первый этап стартует уже 14 апреля, и открывать серию будет уже упомянутая баха «Золото Кагана».

Кубок России по кросс-кантри

Второе по важности событие – Кубок России. Он проходит по тем же регламентам, что и Чемпионат, но отдельно от него. В большинстве случаев это одна отдельная баха, не входящая в число соревнований основного Чемпионата, но в 2022 году была предпринята попытка увеличить количество соревнований до трех за счет этапов в Татарстане. Однако в итоге два испытания были отменены, и спортсменов по уже сложившейся за последние годы традиции встретила Астраханская область.

В этом году Кубок России пройдет в Грозном 4-7 мая и только в двух классах: открытый и квадроциклы.

Ралли Шелковый Путь

Главные соревнования по кросс-кантри ралли в России

Помимо национальных чемпионатов, в РФ проводится, как минимум, одна международная гонка – ралли «Шелковый путь». Она проходила ежегодно с 2011 года и даже носила статус этапа Кубка Мира, но категория «мото» появилась в нем только в 2019. Тогда гонка стала событием мирового масштаба: 5000 км, 2500 км спецучастков и трасса через 3 страны: РФ, Монголию и Китай. Правда, пандемия наложила на него свой отпечаток. В 2020 гонку пришлось отменить, а в последующие годы изменить маршрут:

  • в 2021 трасса соединила Россию и Монголию,
  • в 2022 прошла из Астрахани в Москву,
  • а в этом году спортсмены отправятся в Москву из Казани. Старт намечен на 5 июля.

Принять участие могут профессионалы и любители. Классы – стандартные – 450сс, открытый и эндуро-квадроциклы.

***

В качестве резюме стоит отметить один не самый приятный факт: невысокая популярность дисциплины – целиком и полностью заслуга ее особенностей. Зрителям за ней сложно следить – гораздо сложнее, чем за кольцевыми мотогонками, а гонщикам – непросто участвовать. Даже профессионалы по уровню подготовки и затрат сравнивают участие в кросс-кантри заездах с участием в супербайке или MotoGP. Но, несмотря на это, дисциплина живет и привлекает новых участников. И помимо главных соревнований у нас в стране регулярно проходят и небольшие полулюбительские, но не менее сложные и увлекательные, заезды, организуемые мотоклубами. И это, конечно, не может не радовать.


вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ