Главные мировые соревнования по эндуро
Название «эндуро» происходит от латинского слова «выносливость», и оно как нельзя лучше характеризует все, что связано с этой дисциплиной. Более того, сама она, как полноценный вид спорта, появилась не из обычных любительских соревнований, как большинство других, а из чисто технических испытаний новых моделей мотоциклов. Еще более века лет назад многие инженеры-конструкторы, работавшие над совершенствованием мотоцикла, обязательно проводили тестовый, максимально сложный заезд – endurance run, позволяющий определить степень выносливости техники. Однако со временем подобные поездки все же вышли за рамки испытания техники и превратились в официальные мотоспортивные соревнования, сначала локального, а затем и мирового масштаба.
ISDE
Первое по-настоящему значимое международное соревнование по этой дисциплине – International Six Days Trial – «шестидневная гонка» по пересеченной местности. Впервые оно было организовано по инициативе ФИКМ (предшественнице современной FIM) в 1913 году в Англии и мгновенно обрело статус главной эндуро-гонки в мире. С 1920 года, когда Европа, наконец, оправилась от Первой Мировой, гонка превратилась в ежегодное состязание. К слову, с 1956 года в СССР начало проводиться аналогичное мероприятие по международным правилам, получившее название «Мотомногоборье». Тогда же отечественные спортсмены начали посещать и ISDT, который в 1967 году получил официальный статус Чемпионатом мира.
Весьма интересно, что с приобретением нового статуса название состязания осталось прежним, и привычное современным гонщикам наименование дисциплины в нем отсутствовало. Подобное несоответствие продержалось вплоть до 1981 года. Именно тогда FIM переименовала знаменитую гонку в International Six Days Enduro, наконец, сделав разговорное наименование дисциплины, популяризованное американскими гонщиками и многими производителями мотоциклов, официальным.
ISDE иногда также называют «Олимпийскими играми по мотоспорту». Дело в том, что соревнование изначально, с самой первой шестидневной гонки 1913, было построено на состязании сборных из разных стран. Изначально в каждой сборной участвовало лишь 3 спортсмена, однако к 1950-м количество участников в них выросло до 5, а к 1980-м – до 6 человек. При этом им приходилось показывать не только собственное мастерство, но и выносливость привезенной с собой техники – разрешалось выступать исключительно на машинах, произведенных в своей стране.
Победители увозили домой главный и, фактически, единственный приз гонки – международный трофей. И лишь с 1924 года правилами была официально введена еще одна награда – «Серебряная ваза», приз за второе место. В 1981 был дополнительно принят трофей для юниорских сборных, а значительно позже, в 2007, в соревновании появился и полноценный класс для женщин. Кроме того, отдельные награды теперь присуждаются командам производителей, клубным командам и гонщикам в личном зачете.
Чемпионат Мира
История ЧМ по эндуро весьма интересная. Дело в том, что он появился в 1990 году в дополнение к соревнованию ISDE, которое на тот момент также носило статус самого главного состязания по эндуро в мире. Более того, Чемпионат Мира (он же WEC, World Enduro Championship.) пришел на замену Чемпионату Европы, проводимому с 1968 года.
В первые годы он включал 6 основных классов:
- 80сс 2Т,
- 125сс 2Т,
- 250сс 2Т,
- 350сс 4Т,
- 500сс 2Т,
- +350сс 4Т.
Подобная система сохранялась до 1994, когда классы для 80 и 500-кубовых двухтактных мотоциклов были упразднены, а на смену +350 пришел более современный 500-кубовый 4-тактный. Следующее изменение произошло в 1998 – класс 350сс 2Т был заменен на 400сс 4Т, а также появился новый 250сс 4Т класс, впоследствии ставший одним из главных.
В настоящий момент WEC – это 8 двухдневных соревнований, проходящих в разных странах и включающих 16 гонок. Каждый этап состоит из 3 отдельных частей: эндуро, мотокросс и экстрим. В соответствии с последними изменениями, принятыми в 2018 году, гонщики участвуют в 3 классах:
- E1 – 2 и 4-тактные мотоциклы с двигателем до 250 см3,
- E2 – 2 и 4-тактные с двигателем 250-450 см3,
- E3 – 2-тактные мотоциклы с двигателем более 250 см3 и 4-тактные с мотором 450+ см3,
- Enduro GP – рейтинг общего зачета по всем классам.
Также проводятся гонки в отдельном классе для юниоров и женский зачет.
SEWC
SuperEnduro World Championship также организуется FIM и может считаться одним из самых молодых мировых состязаний – оно проводится с 2007 года. В основном для проведения выбираются европейские страны, однако в истории мероприятия было несколько гонок и на других континентах, в частности, в Бразилии и Мексике.
От обычного Чемпионата Мира оно отличается, как минимум, 2 моментами:
- SEWC проводится после завершения мотосезона – в период с октября по март.
- Соревнования организуются на закрытых стадионах или аренах с искусственно созданными препятствиями, из-за чего изначально носили название FIM Indoor Enduro World Cup и лишь в 2011 были переименованы в Чемпионат по Суперэндуро (по аналогии с суперкроссом – стадионной разновидности мотокросса).
В целом, несмотря на статус мирового чемпионата, это событие по популярности существенно уступает ISDE и WEC.
WESS
World Enduro Super Series – еще более молодое соревнование, существующее с 2018 года и организуемое компанией WESS Promotion GmbH. Серия объединила в себе сразу несколько смежных с эндуро дисциплин – классическое эндуро, хард эндуро, пляжные гонки и кантри кросс. Более того, каждый из 8 этапов оригинальной серии представлял собой одну из наиболее известных и престижных гонок разных стран:
- в Португалии – Toyota Porto Extreme XL Lagares,
- в Австрии – Erzbergrodeo Red Bull Hare Scramble,
- во Франции – Trefle Lozerien AMV,
- в Румынии – Red Bull Romaniacs,
- в Польше – Red Bull 111 Megawatt,
- в Великобритании – Hawkstone Park Cross-Country,
- в Швеции – Gotland Grand National,
- в Голландии – Red Bull Knock Out.
Звание Чемпиона мира WESS присуждается гонщику, набравшему наибольшее количество очков в сумме за все этапы, в которых он принимал участие.
Впрочем, несмотря на амбициозность самой серии и включение наиболее популярных и любимых гонщиками и болельщиками соревнований, уже в этом году серия изменит свой формат и название и станет официальным Чемпионатом Мира FIM по хард эндуро.
***
В качестве заключения стоит отметить «многоликость» эндуро – дисциплина за века своего существования стала прародителем для целого списка других мотоспортивных направлений: кросс-кантри, баха, эндуро-кросс, эндуро-спринт, ралли-рейды и ряда других. При этом в каждом направлении есть собственные крупные гонки, причем не только локальные (однако привлекающие спортсменов из других стран), но и мировые, например, знаменитое ралли «Дакар», Чемпионат мира по кросс-кантри ралли или Кубок мира FIM по бахам. Но рассказывать о них, несомненно, лучше в рамках отдельных материалов.