Трой Бейлисс – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
28.09.2022

Трой Бейлисс – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Пожалуй, в каждом виде спорта, по крайней мере, в его главном чемпионате, есть страна-лидер – родина сразу нескольких выдающихся гонщиков, многократно занимавших первые места. Так в мотокроссе это Бельгия, в эндуро – Финляндия и так далее. А вот Австралии в этом списке по какой-то причине нет. Но это не означает, что там нет и не было выдающихся гонщиков. Хороший пример этому – звезда супербайка – Трой Бейлисс.

Вообще, если судить строго, его имени в списке самых титулованных спортсменов в мире мотоспорта, особенно если считать исключительно по количеству побед в Чемпионате мира, может и не быть: все-таки их было не слишком много. Но конкретно в рамках супербайка, даже несмотря на крайне скоротечную карьеру, он – один из самых успешных гонщиков.

Профиль

Трой Бейлисс (Troy Bayliss) (Супербайк, WSBK)

  • Имя: Трой Бейлисс (Troy Bayliss).
  • Дата рождения: 30.03.1969.
  • Место рождения: Тари, Австралия.
  • Основная дисциплина: супербайк.

Биография

Начать биографию Троя Бейлисса стоит с интересного факта: в его семье, в отличие от большинства других мировых чемпионов, не было старшего мотоспортивного примера. И вообще путь будущей звезды шоссейно-кольцевых гонок на подиум оказался куда более запутанным.

Его отец, Уоррен Бейлисс, был пекарем, мать, Лоррейн – водителем школьного автобуса. Да и сам Трой к соревнованиям словно бы и не стремился. В мальчишеском возрасте, байк был для него лишь развлечением – он частенько колесил по окраине города на легком кроссовом мотоцикле. Потом, устроившись работать маляром, он вообще пересел на велосипед. Именно на нем он ежедневно добирался на работу из дома. Но поскольку каждый день его путь пролегал мимо магазина мотоциклов, любовь к железным коням, которая казалась давно прошедшей, все-таки проявилась снова и в итоге взяла верх. Так в гараже Троя появился уже не кроссовый, а вполне себе спортивный Kawasaki Ninja ZX-7R.

Начало карьеры

Карьера профессионального мотогонщика у Бейлисса стартовала достаточно поздно – в 1995, когда ему было уже 25. Причем этот старт оказался достаточно плавным и успешным:

  • в 1995 Трой выступил в Чемпионате Австралии по суперспорту,
  • в 1996 – в национальном чемпионате по супербайку, где заработал бронзу.
  • В 1997 – все в том же чемпионате по супербайку, но уже заполучив серебро.

Переломным моментом в начале карьеры стала «дикая карта». Бейлисс получил ее в том же 1997, благодаря чему дебютировал в Мото Гран-при. Правда, всего лишь в Австралийском Гран-при, да еще и на мотоцикле, значительно уступавшем в техническом плане соперникам. Впрочем, его талант и стремление к победе даже в столь неравных условиях не остались незамеченными, и в 1998 Трой Бейлисс получил возможность стать частью команды GSE Ducati и показать себя не только в родной Австралии, но и за ее пределами – на чемпионате Великобритании по супербайку. Но всего с двумя из 13 гонок в сезоне говорить о победе, конечно, бессмысленно.

Выход в первый эшелон

Сделав перерыв в один сезон, Бейлисс вернулся на трек в 2000 году, и, пожалуй, именно этот сезон можно считать полноценным стартом его мотоспортивной карьеры. Как минимум потому, что именно в этом году в рамках Чемпионата мира по супербайку (WSBK) он откатал практически весь сезон и лишь чуть-чуть не дотянул до подиума – в итоге Трой оказался шестым, одержав первую и пока единственную победу на одной из гонок английского этапа. Весьма интересно, что изначально он должен был представлять Ducati в США, на AMA Superbike Championship, но в итоге вышел на замену легендарному Карлу Фогарти в рамках ЧМ. Но и его собственный звездный час был не за горами.

Австралиец сумел добиться славы уже в 2001 – откатав полный сезон, не считая пары сходов, и одержав победу в 6 гонках, он наконец-таки завоевал желанный чемпионский титул, доказав, что пришел в мир Супербайка не просто так.

Сезон 2002 на, первый взгляд, должен был укрепить позицию новоявленного чемпиона: настолько рьяно он начал побеждать с самого начала – Трой победил в 6 первых гонках, потом, после небольшого перерыва, на этапе в Италии, а затем еще в серии из 6 заездов. Но финал сезона вышел смазанным, причем по вине самой команды – она решила заменить раму на мотоцикле Бейлисса, из-за чего ему пришлось заново приспосабливаться к управлению. В итоге Чемпионат вместо второй победы закончился серебром. И это была далеко не самая удивительная перестановка.

Вместо того чтобы выйти на старт WSBK в 2003, наш герой был заявлен в MotoGP. Стоило ли оно того? Сейчас, когда все это – события давно минувших дней, очевидно, что нет. Абсолютно нет.

Во-первых, в 2003 Бейлиссу не удалось показать столь же впечатляющих результатов, что и годами ранее. Выступил он неплохо, но сезон не принес ни одной даже серебряной медали и завершился на 6 строке.

Во-вторых, 2004 оказался еще мене продуктивным – всего 1 бронза в предпоследнем Гран-при и 14 место в итоге. Все это привело к увольнению Бейлисса из заводской команды Ducati. Правда, был ли такой исход результатом низкой результативности или давления спонсоров, остается загадкой даже сейчас.

Так или иначе, даже несмотря на увольнение, австралийский спортсмен не ушел из MotoGP. Перед сезоном 2005 он подписал контракт с командой испанского пилота Сито Понса, выступающей при поддержке Honda. Но с позиции лидера Трой все же сместился. Отчасти потому, что в середине сезона сломал руку и был вынужден пропустить 6 оставшихся раундов. Фактически на этом его участие в MotoGP можно было бы считать законченным, если бы не один любопытный эпизод.

В 2006 Трой Бейлисс полноценно вернулся в WSBK, примкнув к заводской команде Ducati, но в самом конце сезона Мото Гран-при его внезапно пригласили на одну гонку в Валенсии – нужно было заменить травмированного испанца Сете Жибернау. И столь же внезапно в ней Австралиец выложился на полную, одержав победу. Более того, до этого он откатал полный сезон Чемпионата мира по супербайку и заработал второй чемпионский титул. Так победа на Гран-при Валенсии стала первым случаем в истории, когда действующий чемпион мира WSBK в том же сезоне победил еще и в гонке MotoGP.

Трой Бейлисс (Troy Bayliss) (Супербайк, WSBK)

Удалось ли на этот раз Трою превратить одну внезапную победу в ЧМ по Супербайку в грандиозную серию? К сожалению, нет. В 2007 году в ходе первой гонки третьего этапа гонщик попал в аварию и был достаточно серьезно травмирован. Его руку зажало под мотоциклом, из-за чего даже пришлось незамедлительно ампутировать фаланги мизинца. Чемпион вернулся на трек уже в следующем этапе, но в полную силу играть до конца сезона все же не смог. В результате титул отошел новому обладателю, а самому Бейлиссу пришлось довольствоваться 4 местом.

Впрочем, к очередному сезону он восстановился достаточно, чтобы работать в полную силу. За 14 этапов гонщик победил в 11 гонках, а по очкам достиг лучшего результата за всю свою карьеру. Ну и, конечно, снова стал чемпионом мира.

На этой высокой ноте после окончания сезона Трой Бейлисс объявил о завершении карьеры.

Что было дальше?

Как и в ранние годы, после завершения активной стадии карьеры Бейлисс отличился оригинальностью. Тогда как большинство его коллег по цеху со временем начинает скучать и старается реализовать свой опыт и потенциал в качестве опытного тренера, наставника или владельца команды, он не стал этим заниматься. Вместо менеджмента бывший чемпион занимался тестированием новых моделей «Дукати», выступал в нескольких мотогонках (в частности, в 2015 снова откатал два этапа WSBK) и в итоге нашел себя в автоспорте. Правда, в роли второго пилота. Так Трой участвовал в австралийском чемпионате Supercar Championship и Porsche Carrera Cup Australia Championship.

Статистика

  • 8 лет в WSBK (не считая перерыва на MotoGP).
  • 3-кратный чемпион мира.
  • Обладатель 52 побед на отдельных раундах – именно по этому показателю, а не по числу титулов, Бейлисс считается одним из лучших чемпионов Супербайка. В этом он уступает лишь двум другим гонщикам – Джонатану Рею (больше 110 золотых медалей) и Карлу Фогарти (59 побед).

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ