Андерс Эрикссон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта
26.05.2022

Андерс Эрикссон – самые титулованные спортсмены в мире мотоспорта

Как обещали, сегодня рассказываем о карьере Андерса Эрикссона – шведского эндуриста, который своим присутствием в списке самых титулованных спортсменов в эндуро несколько разбавляет безоговорочное властвование финнов.

Андерс Эрикссон (Anders Eriksson)

Детство в седле

Андерс Эрикссон родился 14 мая 1973 года на юге Швеции, и увлекся мотоциклами с самого раннего детства. Можно даже сказать, что он вырос в семейном гараже. Он очень быстро освоился на двухколесном велосипеде, и уже в 3,5 года родители подарили ему первый мини-байк. Собственно, на нем будущий чемпион и провел все детство, пока не дорос до чего-то более серьезного.

Первое соревнование по эндуро, в котором Эрикссону довелось поучаствовать, было организовано в 1986 году близ Стокгольма. В нем он уже выступал на HVA 125. Но все это, конечно, было на любительском уровне. Права же Андерс получил в 1989, то есть, в 16-летнем возрасте, что открыло ему путь в местный мотоклуб. А после окончания старшей школы он поступил в Cross High School, окончательно решив связать свою карьеру с мотоспортом. Что, впрочем, абсолютно не удивительно.

Первые шаги в Чемпионате мира

Мотоспортивная карьера Андерса Эрикссона началась и продолжалась примерно в тот же период, что и карьера героя нашего предыдущего материала, финского чемпиона Кари Тиайнена. Однако прямого соперничества между ними практически не было – они выступали в разных классах.

  • Эрикссон впервые поучаствовал в Чемпионате мира по Эндуро в 1991, начав с класса 125сс на мотоцикле Kawasaki. Ему не далась победа ни на одном из этапов, поэтому итоговое место было далеко от тройки лидеров.
  • В 1992 году гонщик решил попытать счастья в другом крупном соревновании – Чемпионате Европы, который проходил параллельно ЧМ. Он выступал на том же байке, но в этот раз участие оказалось куда более результативным: в его копилке появилась первая «настоящая» серебряная медаль. Но эта победа в сезоне была еще не самой интересной. Вместе с юниорской сборной Швеции он отправился в Австралию, чтобы поучаствовать в International Six Days Enduro (ISDE), и привез домой командное золото. Первое и, к сожалению, последнее во всей своей карьере. Вообще, в ISDE участвуют все эндуристы-чемпионы, но в данном случае об этой стороне карьеры рассказывать сложно. Со знаменитым шестидневным состязанием у «взрослой» Шведской сборной никак не складывалось: за «отчетный период», то есть, за период присутствия в ней нашего героя, золото ей не далось ни разу. Только серебро: в 1994, 1998, 2000 и 2002 годах. По этой причине далее про участие Эрикссона в ISDE мы рассказывать не будем. Просто держите в памяти, что помимо ЧМ он также ежегодно ездил и на ISDE.
  • В 1993 гонщик вернулся в Чемпионат мира, и это были далеко не единственные перемены. Во-первых, он сменил мотоцикл, пересев с «японца» на «шведа» Husaberg – редкого гостя в гараже чемпионов. Но в данном случае выбор был оправдан заводской поддержкой производителя. Во-вторых, перешел в более высокий класс, причем не в следующий, 250сс, а сразу в 350сс 4T. Все эти изменения оказались оправданы: результатом окончания сезона стал первый в карьере титул вице-чемпиона мира.
  • В 1994, к сожалению, удержать его не удалось. Эрикссон одержал победу только в одном раунде и закончил сезон на 4 месте. Но завод понимал, что новичку нужно время, чтобы «раскачаться» и продолжил сотрудничество. И, надо сказать, не зря.
  • В 1995, наконец-то, Андерсу удалось заработать титул чемпиона мира в классе 350сс. Но история сотрудничества с Husaberg на этом моменте закончилась. Эрикссон обрел статус сильного и от того востребованного гонщика, и на него сразу положила глаз заводская команда Husqvarna, предложив ему стать профессиональным гонщиком, так сказать, на полную ставку. То есть, с полноценной поддержкой, обязательными тренировками в Италии и сопутствующими атрибутами. Такой шанс он, конечно, упускать не стал.
  • В 1996 он получил в распоряжение новый 400-кубовый мотоцикл и сразу же оправдал ожидания нового руководства. К концу сезона вторая подряд золотая медаль была в его кармане.
  • 1997 ознаменовал переход в топовый класс (на тот момент это был +350сс 4T). Андерс дебютировал на 500-кубовом байке, но победить ему не удалось. В этом сезоне победа была на стороне Кари Тиайнена, и это был тот случай, когда гонщики вступили в прямую конкуренцию. Весьма интересно, что до этого года финский чемпион также выступал за «Хускварну», но теперь гнался за победой под флагом KTM.
  • Сезон 1998 года стал полем для матча-реванша. В топовом классе вновь схлестнулись Тиайнен и Эрикссон, но на этот раз удача оказалась на стороне нашего сегодняшнего героя.
  • Андерсу удалось удержать титул и в 1999, но в длинную цепочку побед, которой можгут похвастаться многие сильнейшие мотоциклисты мира, все это так и не вылилось.
  • В 2000 году Эрикссон внезапно заработал только бронзу. Первую и единственную за всю его историю участия в чемпионате мира. Зато после этого в сезонах 2001-2003 он уверенно одерживал победу.

Череда неудач

Начиная с 2004 года в Чемпионате мира по эндуро начали действовать новые правила, сформировавшие 3 новых класса. Андерс Эрикссон, в прошлом сезоне сместившийся из 500сс в 400сс, логично продолжил выступать в классе E3 (450+cc 4T), но с этого года в его карьере наметился резкий спад. Причем абсолютно внезапно, ведь все слагаемые успеха, которые до этого отлично работали, остались на месте. Изменились лишь правила игры. Как бы то ни было, Эрикссону больше ни разу не удалось заработать не только золото, но и вообще оказаться на подиуме. Отчасти в этом виновата травма полученная в самом начале 2005, во время подготовки к предстоящему ЧМ: Андрес столкнулся с другим гонщиком, который случайно поехал навстречу. Период реабилитации оказался очень тяжелым и длинным: на трассу спортсмен вышел только в августе 2006. А 2007 стал последним в долгом 12-летнем сотрудничестве с Husqvarna. Впрочем, в том, что заводская команда не стала продлевать контракт? нет ничего удивительного.

В 2008 Эрикссон подписал новый 2-летний контракт с BMW и выступил в привычном для себя классе E3 на Чемпионате, однако в итоговой таблице замкнул десятку лидеров. А уже зимой 2009 гонщик пересел на байк Yamaha потому, что перестал участвовать в Чемпионате мира.

Андерс Эрикссон (Anders Eriksson)

Что было после

Вместе с этим его карьера профессионального спортсмена не закончилась: он продолжал выступать, но ограничивался только локальными соревнованиями вроде Чемпионата Швеции или Gotland Grand National (или просто GGN) – одного из крупнейших соревнований по эндуро в мире, проводящемся на шведском острове Готланд уже более 30 лет.

Кроме того, с начала нулевых он работает преподавателем, проводя сборы и тренировки для частных гонщиков и клубов под своим брендом Anders Eriksson Racing AB. А еще вместе со Шведской мотоциклетной федерацией (SVEMO) он обучает юниоров, потенциальных будущих участников Чемпионата мира.

В 2014 году он также стал представителем франко-испанского мотоциклетного бренда Sherco в Скандинавии, а уже ближе к 20-м несколько раз засветился на телевидении в мотоспортивных шоу.

Статистика

  • 18 сезонов в Чемпионате мира по эндуро.
  • 7-кратный чемпион мира. По количеству титулов в списке самых сильных эндуристов в мире он уверенно делит второе место с Кари Тиайненом.
  • 5-кратный чемпион Германии.
  • 3-кратный победитель Novemberkåsan – старейшей (существует с 1915) и известнейшей мотогонки в Швеции.
  • В 2010 получил титул Легенды FIM за достижения в области мотоспорта.

вернуться в блог

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ